Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта — 39Rim.ru
logo_page_pamiatniki-obeliski2.jpg

Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта

Последние изменения: Июнь 8, 2018

В античные времена любые государственные религиозные празднования проводились с соблюдением определенных традиций и наделялись ритуальной символикой. Священные жертвы, преподносимые богам, ритуальные обряды предсказателей и священников, а также устраиваемые роскошные общинные пиры – все эти действа были направлены на поддержание социальной сплоченности общества, на его воспитание и развитие в необходимом направлении власть имущими. Доказательством этому служит найденный в Риме величественный Алтарь Мира, воздвигнутый при императоре Августе в 9г. до н.э.

Ara Pacis Augustae, то есть Алтарь Мира Августа, символизировал собой мир, воцарившийся в средиземноморье после многолетних распрей и войн, который был достигнут Императором Августом в результате его победоносных походов в Испанию и южную Галлию (современная Франция). Воздвигнутый по решению Сената памятник отобразил всю мощь, силу и легитимность первого римского императора, став одним из самых значимых свидетельств величия и процветания Рима в эпоху его правления.

Алтарь Мира Рим

Алтарь Мира Августа

По оценкам историков Алтарь Мира являлся одной из частей целого комплекса монументальных архитектурных сооружений, располагавшихся в районе Кампо Марцио (Марсово Поле) вдоль древней виа Лата (ныне Виа дель Корсо) – в частности, здесь же находились Мавзолей Августа и колоссальные солнечные часы, так называемый Horologium Augusti.

Это интересно!
В 10 г. до н.э. Август привез в Рим первые два обелиска где, как указывают нанесенные на них надписи, они были воздвигнуты как памятные свидетельства завоевания Египта и посвящены богу Солнца. Один из них, первоначально помещенный на арене Цирка Максимус, сейчас находится на площади Пьяцца дель Пополо. Другой, немного меньший, был задействован в качестве гномона (указателя) для Horologium Augusti и сейчас находится перед Палаццо Монтекарио.
Солнечные часы Августа
В день осеннего равноденствия, 23 сентября – даты, названной самим Августом днем его рождения, отбрасываемая на поверхность земли гномоном тень дотягивалась до Алтаря, указывая тем самым, что Октавиан Август был тем, кто родился для восстановления мира в государстве после длительного периода внутренних и внешних потрясений.
Место для строительства Ара Пачис было определено не случайно – Марсово поле еще со времен эпохи древнеримских царей было посвящено Богу войны Марсу и использовалось для обучения воинов. 4 июля 13г. до н.э., после возвращения Августа из миротворческих миссий в римских провинциях Испании и Галлии, Сенат декретировал возведение Алтаря Мира, утвердив роль императора как миротворца и защитника государства. Церемония торжественного освящения состоялась 30 января 9 года до н.э., в день рождения Ливии, жены Августа. Мраморное сооружение под открытым небом предназначалось для проведения умиротворяющих богов религиозных обрядов и ритуальных жертвоприношений.

Будучи построенным всего лишь в нескольких сотнях метров от берегов Тибра, Алтарь Мира Августа неоднократно подвергался затоплению водами разливавшейся реки. По свидетельствам летописцев, уже во II веке нашей эры он был значительно поврежден – многие части сооружения были сломаны и разобщены. Из года в год выносимый рекой ил и песок поднимали уровень поверхности вокруг Ара Пачис, сокрыв, в конечном итоге на несколько сотен лет монументальный памятник, со временем подвергшийся забвению.

Чудесное открытие древнего артефакта

О древнем монументе не было известно вплоть до середины XVI века – первые фрагменты Алтаря Мира были обнаружены в 1536 году при расчистке грунта под основание Палаццо Фиано, находящемуся и поныне на пересечении via Lucina и via del Corso. Из-под земли было извлечено девять больших, украшенных барельефами, мраморных блоков. Часть из них приобрел кардинал Джованни Риччи (1498-1574) из Монтепульчано, впоследствии перевезший их в Тоскану, а часть попали в коллекции семьи Медичи во Флоренции, Ватикана и Лувра во Франции.
В 1859 году, при проведении работ по укреплению фундамента и расширению Палаццо Фиано, были обнаружены новые фрагменты античного артефакта, в частности – рельеф Энея и глава бога Марса с рельефа Луперкаля. Немецкий историк-искусствовед Фридрих фон Дюн из Гейдельбергского университета впервые сделал предположение, что найденные предметы соответствуют Алтарю Мира, упоминавшемуся Октавианом Августом в «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния божественного Августа) – автобиографическом документе, написанном им собственноручно. Но подобный вывод был сделан лишь двадцать лет спустя, в 1881 году, после чего работы по извлечению фрагментов Алтаря были возобновлены и продолжались до 1903 года – к этому времени из земли уже было извлечено порядка 53 фрагментов древнего жертвенника. Однако раскопки все же пришлось прекратить из-за сложных геологических условий и возможного обрушения близлежащих зданий.

алтарь мира

Фрагменты Алтаря Мира, извлеченные при раскопках в начале 1900-х годов

Предложение собрать найденные части Алтаря Мира воедино, впервые прозвучало от президента Пьемонтского общества археологии и изящных искусств, профессора Ореста Маттироло, который на протяжение 1918-21гг., тщательно изучал фрагменты. Однако идея восстановления имперского памятника вызвало ожесточенные споры и получило политическую окраску, так как после основания в 1921 году в Италии фашистской партии, получивший пост Председателя Совета Бенито Муссолини объявил себя Дуче – преемником древних римских императоров. 10 мая 1936 года он провозгласил Итальянскую империю.

Алтарь Мира Муссолини

Возрождение славы древнего Рима занимало центральное место в мощной пропаганде фашистского режима в Италии в 1930-х годах. Сам Бенито Муссолини отождествлял себя с Императором Августом и утверждал, что все его действия направлены на продолжение преемственности Римской империи. Ключевую роль в этом пропагандистском возрождении играли искусство, архитектура и иконография.

В феврале 1937 года приказом итальянского правительства Бенито Муссолини раскопки возобновили с применением новейших в то время технологий замораживания грунта для сохранения его прочности, что позволило извлечь из земли прочие фрагменты Алтаря. Это было связано с запланированным на 1938 год празднованием юбилея 2000-летия со дня рождения Августа, первого римского императора.

Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта

Показ властям фрагмента с рельефом «Сатурния теллус». Деталь Ара Пачис, возвращенная в Рим из галереи Уффицы во Флоренции

К началу 1938 года раскопки вокруг Палаццо Фиано были завершены, и все найденные фрагменты Алтаря предстояло сложить в единое целое. Однако отсутствие каких-либо сохранившихся рисунков или чертежей, которые могли бы дать наглядное представление о величественном монументе, стало настоящим камнем преткновения.
 
древнеримская монета монета, алтарь мираЕдинственная информация об оригинальной форме памятника была почерпнута из двух древнеримских монет эпох Нерона и Домициана, на которых Алтарь Мира был изображен с двух противоположных сторон. Чтобы облегчить работу по восстановлению, в феврале 1938 года король Италии Витторио Эммануэле III издал специальный указ, предписав министерству образования создать при Национальном университете отдельный факультет по изучению наследия императора Августа. Таким образом, предусматривалось собрать в одном месте все части и фрагменты Алтаря, находившиеся в разных городах Королевства и за рубежом, предложив иностранным владельцам обмен художественной собственностью. Тем не менее, некоторые оригинальные фрагменты, которые по тем или иным причинам невозможно было вернуть, до сих пор остаются в Музеях Ватикана, Музее Лувра и в Галерее Уффици.

Место для воздвижения монумента, символизировавшего наступление новой имперской эпохи, было выбрано у Тибра, недалеко от остатков полуразрушенного мавзолея Августа. Для этого, наряду с поиском фрагментов Алтаря, производился масштабный снос прилегающих к мавзолею зданий, при котором нередко присутствовал сам Муссолини. Работы по реконструкции района, проектированию и созданию ключевого комплекса фашистской пропаганды были возложены на архитектора Витторио Баллио Морпурго. Построенные в это время величественные Палаццо с высеченной на фасадах зданий пропагандистской символикой, и сегодня обрамляют Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore), в центре которой воздвигнут Алтарь Мира.

алтарь мира

Открытие Алтаря Мира 23 сентября 1938г

В намеченный срок, 23 сентября 1938 года – к 2000-летию со Дня рождения императора Августа, Алтарь Мира был торжественно открыт. Он был помещен в спроектированный архитектором Морпурго просторный реликварий, возведенный из красного порфира с белым основанием из травертина.

алтарь мира

Вид павильона Витторио Марпурго

На стене крытого павильона были помещены высеченные в мраморе эпиграфические тексты «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния Божественного Августа), изложенные в обработке филолога Энрики Мальковати, которые должны были заставить посетителей реликвария ассоциировать достижения Муссолини с достижениями самого римского императора.  

алтарь мираСо вступлением Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года, доступ к Алтарю был закрыт для публики. Жертвенник обнесли двухметровой стеной, огромные витражные окна крытого павильона были демонтированы и отправлены на хранение в одно из помещений в районе Сан Лоренцо, а сама реликвия завалена мешками с песком, чтобы избежать повреждений на случай бомбежки. Однако ущерб все-таки был нанесен – при бомбардировке Рима американцами 19 июля 1943 года, хранившиеся оригинальные витражи реликвария Морпурго были уничтожены, а мешки с песком, помещенные для защиты, почти полностью разрушили штукатурку рельефов, нанесенную в ходе реставрации 1937-38гг. Таким образом, Алтарь Мира снова нуждался в восстановлении.
GoEuro.com INT

Алтарь Мира – современное видение

После окончания войны, в 1949 году Высшим Советом по древностям и изобразительному искусству был организован конкурс идей, чтобы разрешить спор, возникший вокруг Алтаря Мира, который предлагалось реструктурировать и перенести в Академию изящных искусств, чтобы отсечь ассоциации с прошлым. Тем не менее, Римский муниципалитет принял решение оставить памятник на прежнем месте, открыв к нему доступ для общественности, но оградив при этом высокими четырехметровыми стенами из травертина – таким образом, имперский артефакт меньше бросался в глаза.

алтарь мира

Алтарь Мира до реконструкции 1970г. Фото конца 60-х годов

Первая основательная реставрация здания, хранившего в своих стенах Алтарь Мира Августа, была проведена только в 1970 году по инициативе римского Ротари-клуба, учредившего незадолго до этого «Премию Ара Пачис», предназначавшуюся лучшему проекту по восстановлению древнего памятника. В ходе проводимых работ, заложенные в 40-х и 50-х годах оконные проемы были освобождены, и произведена повторная установка витражных окон, придавшая павильону Морпурго изначальный вид. Пространство вокруг Алтаря, затруднявшее зрительное восприятие фризов, было признано недостаточным, вследствие чего высокую стену ограждения снесли.
На протяжении нескольких десятилетий, несмотря на предпринимавшиеся многочисленные меры, направленные на сохранение древнего памятника, он постепенно подвергался разрушению из-за перепадов температур, влажности и большой загазованности воздуха автомобильных выхлопов. Новый проект реконструкции, предложенный в 1997 году американским архитектором Ричардом Майером, предусматривал возведение современного павильона, в котором Алтарь Мира был бы защищен надлежащим образом.
Работы по реконструкции древнего артефакта и сносу прежнего хранилища начались в 2000 году.

алтарь мира

Начало реконструкции. 2000г

От сооружения Витторио Морпурго оставили лишь одну восточную стену с нанесенным на нее в 1938 году эпиграфическим текстом Октавиана Августа «Res Gestae Divi Augusti».

алтарь мира

алтарь мира

Новый павильон, возведенный по проекту архитектора Ричарда Майера

Новое открытие Алтаря Мира состоялось в 2006 году в присутствии мэра Рима Вальтера Вельтрони и многочисленной толпы сторонников партии «Fiamma Tricolore», устроивших публичный скандал с обвинениями в чрезмерной трате средств «чтобы осчастливить еще одного иностранного архитектора».
 

OneTwoTrip

 
По свидетельствам историков, в эпоху Августа Алтарь Мира был великолепно украшен – его барельефы, как и все прочие древнеримские статуи, были цветными. Чтобы оживить полностью белый жертвенник, 22 декабря 2009 года стороны памятника впервые осветили цифровыми проекторами, наложив цветные изображения на фризы. Эта экспериментальная технология, впервые примененная в истории археологии, открыла для общественности памятник в новом видении, и была использована в дальнейшем для представления прочих археологических объектов Древнего Рима.

алтарь мира

С 14 октября 2016 года был запущен новый, расширенный проект визуализации «L’Ara com’era»(«Ара, как это было»), предоставляющий посетителям музея не только увидеть его в цвете, но и погрузится в древний мир при помощи очков виртуальной реальности.

Новая технология, воссоздавая трехмерное виртуальное изображение с привязкой его к реальным объектам, позволяет воспроизвести Алтарь Мира и его окрестности такими, какими они были 2000 лет назад и исследовать виртуальную среду по своему усмотрению.

Алтарь Мира: информация для туристов

 

Адрес

Lungotevere in Augusta (угол via Tomacelli)

 

Режим работы

Ежедневно с 9.30 до 19.30
Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая

 

Стоимость билета

Полная стоимость(музей) – от 11 евро, льготный – от 9 (для граждан ЕС в возрасте от 6 до 17 лет и старше 65)

+ сбор за предварительное бронирование

 

Бесплатное посещение

— Дети до 6 лет (оплачивается только предварительная бронь), инвалиды и сопровождающие их лица.
 

Где купить билет

tiqets

 

 

Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта
Средняя оценка 5 Проголосовало 4

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

девятнадцать − 4 =

Рейтинг@Mail.ru