logo_page_Iskusstvo2.jpg

Антонио Канова: скульптуры великого мастера в Риме

Последние изменения: Ноябрь 2, 2018

Современники называли его «министр красоты», а также «уникальным и истинно божественным человеком». Украсивший Вечный город своими произведениями итальянский художник и скульптор Антонио Канова (1757-1822) считался величайшим выразителем неоклассицизма в скульптуре конца XVIII и начала XIX века.

антонио канова

Антонио Канова, автопортрет (1792)


У Антонио Канова были престижные покровители – от Габсбургов до Бурбонов, от папского двора до Наполеона, а почитателями его таланта являлись многие представители венецианского, римского и русского дворянства. Среди самых известных работ мастера – очаровательные скульптурные композиции «Паолина Боргезе», «Амур и Психея», «Тесей, восседающий на Минотавре», «Три грации» и многие другие, которые сегодня можно найти в музейных коллекциях Ватикана и Рима, Венеции и Неаполя, Лондона, Парижа и Вены.
 
антонио канова, антонио канова скульптуры, антонио канова амур и психея

Творчество Антонио Канова

Антонио Канова появился на свет в Поссаньо (территория современной провинции Тревизо) 1 ноября 1757 года в семье потомственных каменотесов. Его отец Пьетро Канова скончался, когда мальчику было всего четыре года. Мать Антонио – Анжела Фантолини, вскоре вновь вышла замуж, а ребенка отдала на воспитание его деду по линии отца – Пазино Канова. В собственности последнего в то время находился каменный карьер, а также мастерские, специализировавшиеся на ваянии статуй и барельефов для алтарей. Именно дед открыл внуку мир скульптуры и привел его в мастерскую выдающегося итальянского скульптора Джузеппе Бернарди (1694-1773), ставшего первым учителем Кановы.

Уже в 1774 году Антонио основал свою мастерскую в Венеции. Здесь он начал работать над первыми портретными бюстами знатных венецианских особ. Самыми знаменитыми произведениями того периода считаются две скульптуры – «Орфей» и «Эвридика», впервые представленные в мае 1776 года на ярмарке венецианского искусства, ежегодно проводимой на Площади Святого Марка, и получившие высокую оценку. Сегодня эти произведения хранятся в Музее Коррер, в Венеции.
 
антонио канова, скульптуры антонио канова, орфей и эвридика канова
Благодаря этому успеху, молодой мастер получил новый заказ от прокурора Пьетро Веттора Пизани, заказавшего мраморную композицию «Дедал и Икар». Работа подтвердила талант скульптора и «освятила» его престиж как профессионала.

антонио канова, скульптуры антонио канова

Дедал и Икар. Антонио Канова, (1774-1776)


В качестве признания, в марте 1779 года Антонио Канова был номинирован как член Венецианской академии художеств с предложением занять преподавательскую должность. Однако скульптор не согласился, так как давно задумал отправиться в Рим, чтобы совершенствовать там свое мастерство. Покинув Венецию, и после краткого пребывания в Болонье и Флоренции, 4 ноября 1779 года он прибыл в Вечный город.
 

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)

 
В Риме, благодаря покровительству венецианского посла при Святом престоле Джераломо Зулиана (Gerolamo Zulian), определившим его на учебу, для Антонио были открыты двери крупнейших римских художественных коллекций, собрания Музеев Ватикана, а также возможность посещать школу ню при Академии Франции. Он много путешествовал и, посещая раскопанные в середине XVIII века Помпеи, Геркуланум и Пестум, открывал для себя огромное наследие Древнего Рима.

Возможно Вас заинтересует:


Преобладавший на протяжении всей первой половины XVIII столетия игривый, но аристократичный стиль рококо, после издания нескольких исследовательских работ о древнегреческом и римском искусстве, подвергся нещадным нападкам критиков, называвших рококо слишком легкомысленным и даже тривиальным. В результате новомодные художественные веяния начали медленно мигрировать от «игривой легкости» к основам древнего искусства. Неоклассицизм, в итоге, во всех сферах искусства достиг полного триумфа. Страсть Антонио к изучению древнего искусства в сочетании со вкусами того периода времени и особым талантом скульптора, привели мастера к вершинам успеха в неоклассицизме.

Начиная с 1783 года, и до самой смерти, случившейся почти 40 лет спустя, Канова получал объемные и хорошо оплачиваемые заказы от пап, членов королевских семей, представителей английской и французской аристократии. Антонио приходилось много путешествовать и работать в европейских столицах, но он всегда возвращался в Рим, считая его единственным городом, наиболее близким своему душевному восприятию. Его художественные произведения стали настолько популярны, что для удовлетворения спроса Антонио был вынужден набрать многочисленных учеников-помощников и применять новаторские методы обработки мрамора. В 1796 году он писал, что «если бы у меня было несколько рук, то все они были бы использованы».
 
Слава его искусства докатилась даже до России – Екатерина II пригласила Антонио Канова стать главным скульптором при дворе императрицы, однако он отказался. В качестве благодарности за столь высокую оценку его работ и сделанное предложение, великий мастер изваял вторую версию скульптурной композиции «Амур и Психея», которая сегодня находится в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
(По поводу отношения Екатерины II и графа Юсупова к копии скульптуры — читайте в комментариях под статьей)
антонио канова, скульптуры антонио канова

Амур и Психея, Эрмитаж


К 1805 году Антонио Канова считался самым выдающимся скульптором Европы. Именно в это время папой Пием VII мастер был назначен Генеральным инспектором по изобразительному искусству и древностям Папского государства. По прошествии пяти лет он занял пост директора Академии Святого Луки в Риме.

Художественный стиль, почерпнутый Антонио Канова из скульптур древних греков и римлян, чаще всего основывался на классической мифологии. Например, скульптура «Персей» (1801) в полной мере отражает его пристрастие к идеализации мифического героя, выраженное в тщательно контролируемых гармоничных пропорциях, четкости и плавного моделирования линий на гладких мраморных поверхностях.
 
персей канова, антонио канова, канова скульптуры
Такими же являются и два знаменитых художественных произведения, созданных для семьи Бонапарт. Это – монументальная статуя Наполеона (1802-1810) и грациозная фигура сестры императора – Полины Боргезе (1808). В великолепном мраморном ваянии Наполеона Антонио Канова представил победоносного Бонапарта в качестве обнаженного римского императора, изваяв его черты в соответствии с классическими канонами мифологии.
антонио канова, скульптуры антонио канова

Наполеон как Марс-миротворец. Апсли Хауз, Лондон


В обеих работах прослеживается явное влияние древних эллинистических источников с идеализированным совершенством форм, текучестью линий, грациозным моделированием и изысканными деталями.

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

Более позднее произведение Антонио Кановы «Три грации» (1813-1817) было сделано им в то время, когда скульптор был настолько знаменит, что публика с нетерпением ждала его каждой новой работы. Скульптуру заказала первая жена Наполеона Бонапарта Жозефина (Giuseppina di Beauharnais, 1763-1814). Верный неоклассическому направлению, Канова воплотил в композиции собственное восприятие красоты в виде древних богинь, олицетворявших женский шарм. В отличие от произведений классической древности, где фигуры всегда обращены к зрителям, фигуры Кановы стоят бок о бок, друг против друга. Три тонкие женские грации едины в своих объятиях, объединенные шалью, падающей из рук одной из них. Девушки стоят у жертвенного алтаря, где находится три цветочных венка, а также гирлянда, символизирующая нежность их связи. Современники в своих отзывах об этой работе, говорили, что «это красивее самой красоты».
 
антонио канова, антонио канова скульптуры, три грации эрмитаж

Три грации, Эрмитаж


Существует две версии скульптурной композиции «Три Грации». Одна из них, хранящаяся ныне в Эрмитаже, была выполнена для первой жены Наполеона – Жозефины Богарне. Вторая была заказана английским лордом Джоном Расселом. Сегодня ее можно увидеть ​​в Лондонском музее Виктории и Альберта.
 

 
Антонио Канова умер в Венеции 13 октября 1822 года. Он создал классический идеал человеческой красоты и оказал сильнейшее влияние на академическую скульптуру в течение большей части XIX века. Однако в конце этого же столетия его работы были подвергнуты резкой критике как холодные и безжизненные, сделанные как коммерциализированное подражание древнему искусству. Столь неблагоприятное критическое суждение о творчестве Канова и его произведениях возобладало, также, и в начале XX века, но более объективные исследования всего неоклассического движения восстановили репутацию скульптора, обозначив его талант как хорошо отшлифованный алмаз, блеск которого он пронес через всю свою жизнь.

Произведения Антонио Канова, которые можно увидеть в Риме

Несмотря на то, что скульптор продолжительное время жил и работал в Вечном городе, его произведения в Риме можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.

Геракл и Лика

Эта скульптура Антонио Канова основана на легенде о Геркулесе и Ликасе, описанная в Метаморфозах Овидия. Согласно мифологического повествования Геракл накинул на себя тунику, пропитанную отравленной кровью кентавра Несса, которую подал ему его слуга Ликас. Обезумев от боли, Геркулес в ярости схватил несчастного и бросил мальчика в волны Эвбойского моря. Антонио Канова с изумительным талантом воплотил в мраморе этот момент мифологического насилия.

Антонио Канова, скульптуры антонио канова

Геркулес и Ликас, Национальная галерея современного искусства, Рим


Скульптура была заказана Онорато Гаэтани дель Акилой из Арагона в 1795 году, но Канове потребовалось целых двадцать лет, чтобы ее закончить. В 1800 году незавершенную работу приобрел банкир Джованни Торлония, и Антонио наконец-то довел скульптурную композицию до совершенства. В 1815 году она была помещена владельцем в экседре дворца на вилле Торлония. Сегодня ее можно видеть в Национальной Галерее современного искусства в Риме по адресу: Viale delle Belle Arti, 131

Паолина Боргезе

Скульптурный портрет полуобнаженной Паолины Боргезе, возлежащей на роскошном ложе в образе Венеры Победительницы и выполненный в натуральную величину, мастер изваял в период между 1804 и 1808гг.
Паолина Бонапарт (1780-1825), сестра императора Наполеона I, вышла замуж за дворянина из знатного римского рода Камилло Боргезе, став его второй женой. Супруг заказал Антонио Канова изготовить скульптуру своей возлюбленной, именно по поводу заключения этого брака. Законченная в 1808 году работа была немедленно отправлена в резиденцию Камилло в Турин, где он занимал должность губернатора Трансальпийских департаментов, и вызвала много шума. Чрезмерная чувственность возлежащей на диване Паолины, вызывала у видевших скульптуру неоднозначные толкования – действительно ли 25-летняя молодая женщина позировала художнику полностью обнаженной или же на ней были хотя бы какие-то одежды.

антонио канова, скульптуры антонио канова, паолина боргезе скульптура

Паолина Боргезе как Венера- Победительница, Галерея Боргезе, Рим


После падения Наполеона статуя была доставлена в Рим, в Палаццо Боргезе на Марсовом Поле и оставалась в апартаментах дворца до 1820 года, пока Камилло не дал указание спрятать скульптурный портрет. Боргезе принял это решение, чтобы прекратить бесчинства, учиняемые слугами – те бесцеремонным образом зарабатывали на этом, пуская во дворец желающих взглянуть на прелести принцессы. В 1838 году статую поместили на вилле Боргезе, где она и находится до сих пор.

Триумф Персея

Эта скульптура Антонио Канова, заказанная его миланским другом Джузеппе Босси, изначально предназначалась для Форума Бонапарта в Милане (Foro Buonaparte), проект которого разработал архитектор Джованни Антонио Антолини в эпоху Наполеона. Но статуя была куплена Папой Пием VII в 1802 году, чтобы заменить находившуюся в Бельведере Апостольского дворца ценную древнегреческую статую Апполона, вывезенную французами в Париж.

антонио канова, скульптуры антонио канова, персей канова

Торжество Персея, Музеи Ватикана


Статую героя древнегреческой мифологии, высотой более двух метров, Антонио Канова изваял в период между 1797 и 1801гг. Сегодня она находится в Музеях Ватикана.

Памятник Клименту XIII в Соборе Святого Петра

Тема погребения была одной из центральных в творчестве Антонио Канова. Скульптор изготовил несколько похоронных памятников, в частности для графа Витторио Альфьери (1749-1803), Папы Климента XIV, Марии Кристины Австрийской, а также изваял памятный монумент своему другу и единомышленнику Джузеппе Босси. Но наиболее выдающейся его работой считается памятник, изготовленный в 1783-92гг., для своего земляка – венецианца Карло Реццонико, занимавшего папский престол с именем Климента XIII с 1758 по 1769гг.
 
Антонио канова, скульптуры антонио канова
Фунеральный памятник была спроектирована скульптором в соответствии с классической трехэтажной схемой. На первом уровне представлены женская фигура с крестом в руке – символом религии, и отдыхающая фигура Гения Смерти, у ног которых скульптор поместил двух львов, защищающих ведущую в гробницу дверь. На втором уровне – классических форм саркофаг. На третьем находится статуя Папы Римского, смиренно склонившегося в молитве со снятой с головы тиарой. И в этом было главное отличие от погребальных памятников, изготовленных великими мастерами в средневековую эпоху, изображавших понтификов лежащими на надгробиях.

Гробница Папы Климента XIV

Изготовление монументальной гробницы скульптору заказал некий торговец Карло Гиорги, который был обязан своим огромным богатством Папе. Великолепный мавзолей был изготовлен в период 1783-87гг. из каррарского мрамора и люмачеллы – особого вида ценных осадочных пород.

антонио канова, скульптуры антонио канова, гробница Климента 14

Гробница Климента XIV в базилике Святых 12 Апостолов в Риме


Гробница понтифика находится в базилике Санти Апостоли в Риме по адресу: Piazza Santi Apostoli, 51

Где находится дом Антонио Канова

Рим бережно сохраняет свою историю. Не многие туристы, посещающие Вечный город знают, что на пересечении виа Колонетте и виа Антонио Канова находится дом знаменитого скульптора эпохи неоклассицизма, внесшего неоценимый вклад в развитие мирового художественного искусства. Канова переехал в Рим в 1799 году и, будучи гостем венецианского посла при Папском государстве, первоначально проживал в Палаццо Венеция, пока в 1803 году не купил этот дом. В 1806 году художник выкупил еще несколько стоящих рядом домов, принадлежавших августинцам церкви Санта Мария дель Пополо, и перестроил здание в единую структуру, основав в нем свою мастерскую.
Главный вход в простое и ничем непримечательное здание, наружные стены которого украшены многочисленными фрагментами архитравов, статуй и барельефов, находится со стороны Via delle Colonnette, 27.

канова

Дом-студия Антонио Канова


Перед своей кончиной Антонио Канова завещал дом и мастерские своему другу и соратнику итальянскому скульптору Антонио Д’Эсте и его сыну Александру. В 1875 году здание выставили на аукцион, и через пять лет его приобрел римский живописец Аркимеде Транзи (Archimede Tranzi).
С 1912 года здесь разместился Союз художников, о чем извещает помещенная на внешнюю стену дома в 1917 году мраморная плита с надписью: «I GENNARO MMDCLXX QUI DOVE RIFULSE IL GENIO DI CANOVA EBBE DIMORA L’UNIONE DEGLI ARTISTI CHE CESSATA RICORDA». Интересно здесь то, что указанная на ней дата 1 января 2670 года, прописанная римскими цифрами, рассчитана от основания Рима и эквивалентна 1917. В настоящее время в Доме находится галерея «Il Canovaccio», внутри которой организованы литературные собрания.

Ресторан-музей Канова-Тадолини

В Риме есть еще одно необычное место, связанное с именем Антонио Канова, которое обязательно стремиться посетить каждый – это уникальный кафе-бар и ресторан, находящийся в бывшей мастерской ученика знаменитого скульптора.
 
канова тадолини ресторан
В январе 1818 года Антонио Канова, находясь на пике своей славы, подписал контракт сроком в 150 лет на гарантирование аренды помещения, расположенного на углу Виа дель Бабуино и Виа деи Гречи в Риме, в пользу своего любимого ученика Адамо Тадолини. Считая его наиболее способным и единственным духовным наследником, скульптор поручил ему множество задач, главной из которых было воспроизводство своих самых известных художественных произведений с точным соответствием оригиналу. С 1818 по 1967 год Ателье Скульптуры на Виа дель Бабуино оставалось в распоряжении четырех поколений скульпторов, принадлежавших к семье Тадолини: искусство ваяния передавалось от отца к сыну как духовное наследие Антонио Канова.

Это интересно!


В этих помещениях на протяжение двухсот лет хранилось Время, которое можно ощутить и даже увидеть: подготовительные модели знаменитых шедевров, демонстрирующихся во всех уголках мира; неоконченные пробные варианты скульптур из мрамора и бронзы; анатомические изыскания мастера, а также, разбросанные как бы случайно ремесленные инструменты. Все это создает особую атмосферу, погрузиться в которую мечтает каждый собирающийся приехать в Вечный город путешественник.

Антонио Канова: скульптуры великого мастера в Риме
Оцените статью

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

два × два =

Рейтинг@Mail.ru