logo_page_basilica2.jpg

Базилика Санта Сабина – древняя жемчужина Авентинского холма

Эта старейшая, сохранившаяся свой изначальный облик начала V века римская базилика лишена роскошных архитектурных форм. Ее внутреннее убранство выглядит несколько аскетически и может вызвать даже некоторое разочарование у случайно забредших сюда туристов. Однако посещение базилики Санта Сабина, расположенной на площади Петра Иллирии (Piazza Pietro D’Illiria), предоставляет уникальную возможность прикоснуться к истокам христианства Рима, воочию увидеть некоторые реликвии, связанные с ее многовековой историей и почти физически ощутить на себе ауру храма.

 

Поднимаясь на Авентинский холм, чтобы прогуляться в уникальном городском парке Giardino degli Aranci (Апельсиновый сад) и насладится великолепным видом Рима, открывающимся с удобной смотровой площадки, многие просто не замечают скромный, почти незаметный вход в здание церкви, не имеющей традиционного барочного фасада.

базилика_санта_сабина, basilica_santa_sabina, базилика

базилика_санта_сабина, basilica_santa_sabina, базилика

Вход в Базилику Санта Сабина

Базилика Санта Сабина на Авентине построена в 422-432гг. н э. священником Петром из Иллирии недалеко от находившегося здесь храма Юноны Регины, возведенного в 396г. до н.э. Для строительства были использованы 24 белые мраморные колонны из этого античного храма, стройные ряды которых обрамляют центральный неф церкви.

базилика_санта_сабина, santa_sabina, базилика

базилика_санта_сабина, basilica_santa_sabina, базилика,

Колонны базилики взяты из храма Юноны Регины, построенной на Авентинском холме в 396 г. до н.э.

Исторические изыскания подтвердили, что христианская базилика возведена на месте древнеримских домусов. Свидетельством этому являются остатки построек, обнаруженные при раскопках. По дошедшим преданиям, один из них принадлежал Сабине – римской матроне, обезглавленной императором Адрианом.

Вся правда о Санта Сабине

Дочь Ирода Металлариуса – Сабина, овдовев после смерти супруга – сенатора Валентина, проживала в его доме в Риме вместе со своей прислужницей и любовницей Серапией. Некоторые источники указывают на иное имя – Серафина Сирийская, так как она была родом из сирийской Антиохии. Ее родители исповедовали христианскую веру и, спасаясь от гонений, перебрались в Рим, но вскоре умерли. Серапия добровольно отдала себя в рабство, поступив в услужение к высокопоставленной, овдовевшей римской матроне Сабине.

Santa_Seraphia_e_Sabina, санта_сабина

Сабина и Серапия. Картинки из жизни святых. Братья Бензигер, 1878

Очевидно близкие отношения двух женщин поспособствовали обращению самой Сабины в христианскую веру. После отказа Серапии преклонятся пред богами Рима, судья Дериллус (Derillus) передал ее на поругание мужчинам. Однако они, не справившись с отчаянным сопротивлением женщины, забили ее насмерть палками, а затем обезглавили.

sant_Serapia

Смерть Святой Серапии. Фрагмент страницы из книги Legenda Aurea, изданной в 1498г.

Сабина поместила тело Серапии в семейной гробнице, недалеко от Виндикианского поля (Vindician). Это послужило доказательством обращения Сабины в христианскую веру и основанием для ее смертного приговора. 29 августа 125 года она приняла смерть через обезглавливание. В 430г. останки обеих уверовавших были перенесены на Авентинский холм, в построенную на месте дома Сабины базилику, а их имена – канонизированы Святой Церковью.

Базилика, неподвластная времени

Кому-то может показаться невероятным, но главный вход в базилику Санта Сабина предваряет сохранившаяся с начала V века оригинальная дверь из кипарисового дерева. Этот единственный подобного рода памятник деревянного зодчества в Риме первоначально содержал 28 рельефных панно с изображением сцен из Ветхого и Нового Завета.

базилика, санта_абина, basilica_santa_sabina,

Главный вход в базилику — двери V века почти всегда закрыты и защищены противоударным стеклом.

базилика_санта_сабина, porta_santa_sabina

Фрагмент дверей

Со временем часть их была утрачена – сегодня можно увидеть лишь 18. Первая верхняя панель левой стороны с изображением Христа, находящегося меж двух фигур экзекуторов, является самым старым известным изображением, описывающим его распятие.

porta_santa_sabina-panno

Одно из первых изображений распятия Христа на резном панно дверей

Возвышенное местоположение церкви, построенной на Авентинском холме, во многом предопределило ее дальнейшее предназначение. В X веке по приказу Альберико II Сполето (912-954гг), более известного под именем Папы Льва VII (935-939гг.), доминирующая над низиной Тибра базилика Санта Сабина была превращена в неприступную крепость. А несколько позже она стала укрепленной резиденцией некоторых благородных семейств – Савелий, Кресченцы и Ченчи.

Ченчио Савелий (1148-1227гг.), ставший впоследствии Папой Гонорием III, в 1216 году одобрил созданный орден проповедников, широко известный как орден доминиканцев. Он пригласил его основателя – Святого Доминика (Domingo de Guzmán Garcés, 1170-1221гг.) поселиться здесь, отдав под его управление храм и часть прилегающих к нему зданий.

basilica_Santa_sabina, базилика_санта_сабина, базилика

santa_domenic, базилика_санта_сабина, базилика, святой_доменик

Фреска и скульптура Святого Доменика перед входом в базилику Санта Сабина

Там, где по преданиям Доминик проводил ночи в молитвах над гробницей с останками женщин-мучениц, находится небольшая гранитная витая колонна с черным овальным базальтовым булыжником на ней, называемым «Камнем Дьявола». Согласно легенде, его метнул в святого сам Дьявол, но промахнулся, попав в гробницу и разбив ее. Это подтверждают разломы, оставшиеся на камне.

pietra_del_diavolo, камень_дьявола, базилика_санта_сабина, basilica_santa_sabina

базилика_санта_сабина

Камень Дьявола и плита над захоронением с прахом христианских мучеников в базилике Санта Сабина

По центру главного нефа, напротив главного алтаря, находится погребение Муньо де Завора (Munio de Zavora,1237-1300гг), одного из Генеральных магистров, возглавлявших орден в 1285-1291гг.

tomba_santa_domenic

Погребение Муньо де Завора (Munio de Zavora,1237-1300гг),

До сих пор базилика Санта Сабина остается главным центром управления орденом доминиканцев в Риме, который недавно отметил свой 800-летний юбилей со дня основания.

Это интересно!
После смерти Гонория IV в апреле 1287 года базилика Санта Сабина стала местом проведения Конклава для избрания Советом кардиналов нового Папы. Однако разразившаяся эпидемия чумы унесла жизни 6 из 13 его членов. Претенденты на высокий пост были вынуждены прервать заседание Священного колледжа и вернуться в свои дома. Вновь они собрались только в феврале следующего года, где тайным голосованием единодушно избрали нового понтифика – кардинала Джерома Маски, отказавшегося покинуть базилику. 15 февраля 1288 года первый францисканский Папа выбрал себе имя Николая IV.

 

За прошедшие века церковь неоднократно восстанавливалась и реставрировалась. В 1559г. первоначально украшавшая апсиду храма мозаика V века была заменена фреской Таддео Зуккаро (Taddeo Zuccaro, 1529-1566) – талантливого итальянского художника, прах которого покоится в Пантеоне рядом с погребением Микеланджело. По всей вероятности, иконографический сюжет остался неизменным – на фреске представлена сцена проповеди Христа на горе в окружении своих учеников и святых, чьи мощи почитаются в базилике Санта Сабина.

базилика_санта_сабина, апсида, santa_sabina_interior

Общий вид апсиды в базилике Санта Сабина

Арку над апсидой украшают 15 медальонов, изображения на которых интерпретируют как портреты пап и разных пророков. Два здания по бокам от арки символизируют небесный Иерусалим и Вифлеем, откуда прилетают девять голубей – символ верующих. Эта самая последняя черно-белая роспись была сделана в 1919-1920 годах Едженио Чистерно, взамен уничтоженной в 1723 году мозаики.

santa_sabina_apsida

Апсида

В 1587г. по указу Папы Сикста V архитектором Доменико Фонтана был снесен хор и удален предыдущий балдахин над алтарем, который заменили большим по размеру навесом, а также сделан новый кессонный потолок и заменены практически все окна. Стекла в них – из селенита, поэтому проникающий в базилику дневной свет не такой яркий.

santa_sabina_windows

29 окон со стеклами из селенита появились здесь в IX веке

Несомненный интерес представляет картина Джованни Баттиста Сальви, написанная художником в 1643г. и помещенная над алтарем. Она изображает Мадонну дель Росарио с младенцем, восседающую на троне в окружении Святого Доминика и Святой Катерины Сиенской.

базилика_санта_сабина

Базилика_санта_сабина, алтарь,

Картина ДжлванниБаттиста Сальви над алтарем базилики

При очередной реставрации 1643года, проводившейся Франческо Борромини, в архитектурный облик базилики Санта Сабины были привнесены некоторые элементы украшательства эпохи Барокко. Лишь в 1938 году решением комиссии доминиканского ордена во главе с Антонио Муньосом, занимавшейся вопросами восстановления церкви, все излишества были удалены, и здание приняло свой окончательный средневековый вид.

 

Особой достопримечательностью базилики является расположенный рядом с ней Апельсиновый сад и связанная с его возникновением легенда. Она гласит, что первое апельсиновое дерево в Риме в 1216 году посадил сам Святой Доминик. Деревце взросло из апельсиновой косточки плодов, привезенных им из Испании. Полюбоваться знаменитой реликвией можно и сегодня сквозь отверстие, сделанное в стене базилики с левой стороны от входа.

апельсиновый_сад, базилика_санта_сабина, basilica_santa_sabina, orange_tree

Апельсиновое дерево, видимое сквозь отверстие в стене базилики

На ограждении, защищающем ствол, имеется надпись по-латыни – «Lignum Habet Spem», что можно перевести как «Дерево сохраняет надежду». Это интерпретация фразы, взятой из Книги Иова, глава 14:7, которая полностью звучит примерно как «Есть надежда на дерево, если оно будет срублено, оно прорастет снова и побеги его никогда не прекратятся».

Конечно же, оно не является тем самым, первым апельсиновым деревом но, тем не менее, оно также традиционно почитаемо, ибо чудом взросло из самой глубины веков.

santa_sabina, фрески, базилика_санта_сабина

Фрески V века украшают внутреннее пространство базилики

Базилика Санта Сабина хранит еще многие реликвии одного из первых христианских храмов Рима. Однако формат статьи не позволяет более широко рассказать о многовековой истории – лучше все видеть своими глазами и до всего дотронуться рукой.

Добавить комментарий