logo_page_Iskusstvo2.jpg

Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества

Последние изменения: Октябрь 6, 2018

Его часто называют создателем барокко, хотя, наверное, сам великий мастер об этом даже не догадывался. Превознесенный как наследник Микеланджело и универсальный художник, Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) был одинаково виртуозен во многих сферах изобразительного искусства – скульптуре, живописи и архитектуре. И хотя сам Бернини считал, что всего лишь следит за ходом мысли и творчеством классических мастеров, тем не менее, его произведения стали новой вехой в истории и имели далеко идущие последствия.

Несмотря на то, что даже при ближайшем рассмотрении трудно понять различия между классическим искусством и искусством барокко, в работах Бернини  всегда видны отличительные черты его непревзойденного стиля. Используя в своих произведениях драматические сюжеты, взятые из истории и мифологии, его творения получали явно выраженный эффект драматического натурализма. И именно это отличает работы Бернини, ставшего главным символом итальянского барокко в скульптуре и архитектуре.

Джованни Лоренцо Бернини: биография

Очевидно, что судьба одного из самых многогранных в истории искусства мастеров была предопределена с момента его появления на свет. Джованни Лоренцо родился 7 декабря 1598 года в семье Пьетро Бернини (1562-1629) – знаменитого скульптора, прославившегося своими шедеврами во Флоренции и Неаполе. После переезда в 1605году в Рим, где Пьетро была предоставлена выгодная работа по восстановлению античной скульптуры, отец начал приобщать своего первенца к ремеслу обработки мрамора.
 

Бернини

Отец и сын


Tezeks

Скульптуры Бернини

Джованни оказался весьма способным учеником – свои первые скульптуры из мрамора, по свидетельствам историков, он изваял в возрасте примерно десяти лет. Его единственная сохранившаяся до наших дней работа «Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном», датируемая по разным сведениям 1609 — 1615гг., сегодня представлена в галерее Боргезе.
 

Бернини скульптуры

Скульптура«Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном» (1609)


В Риме глава семейства был максимально загружен заказами. Под руководством архитектора Фламинио Понцо, вместе с большим количеством художников и скульпторов, Пьетро Бернини принимал участие в обустройстве интерьера базилики Санта Мария Маджоре. Здесь до сих пор можно видеть его произведения – надгробный памятник Климента VIII в капелле Паолины, Кариатиды и мраморный барельеф «Успение Богородицы» сделанный для новой ризницы. Помогая отцу в окружении именитых мастеров, Джан Лоренцо проявил отнюдь незаурядные способности – в возрасте 16 лет талантливый юноша изваял одну из своих первых известных скульптур «Мученичество Сан Лоренцо» (1614). По некоторым свидетельствам, приступая к работе над ней, молодой мастер поджег в мастерской отца собственную ногу, чтобы увидеть в зеркале ту гримасу нестерпимой боли на своем лице, которую он попытался передать в своем произведении. Сегодня эта скульптура храниться в коллекции графа Алессандро Контини Бонакосси (1878-1955) во Флоренции.
Бернини скульптура

«Мученичество Сан Лоренцо» (1614)


Это раннее произведение Джан Лоренцо Бернини, по мнению историков, стало поворотным моментом в обучении и положило начало его собственному, отличному от творчества отца, стилю в скульптуре. Начинающий мастер подтвердил это еще одной своей работой, сделанной по заказу флорентийского кардинала Маффео Барберини. Статуя Святого Себастьяна предназначалась для личной часовни Барберини в базилике Сант Андреа делла Валле в Риме и была установлена в том месте, где, по легенде, обнаружили вынесенное Клоакой Массимо тело этого христианского мученика. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.
 
скульптуры Бернини

Святой Себастьян (1617)


Великолепно сделанная для Маффео Барберини скульптура привлекла внимание кардинала Шипионе Каффарелли-Боргезе. Приходившийся племянником папе Павлу V, он заказал Джан Лоренцо Бернини изготовить небольшой бюст своего дяди. Работа была выполнена безупречно – скульптурное изображение Папы имело поразительное сходство с понтификом. В дальнейшем, создавая необычайно яркие небольшие скульптурные копии современников, начинающий мастер добился замечательных результатов в жанре портретного бюста, превратив его в новаторскую форму искусства.

 
Кардинал Шипионе Боргезе, большой почитатель произведений искусства и коллекционер, по достоинству оценил талант Джан Лоренцо Бернини и, став его восторженным покровителем, заказал четыре монументальные скульптурные группы из мрамора для своей загородной римской виллы, находившейся за Аврелиановой стеной недалеко от Порта Пинчиана. Результатом почти восьмилетнего периода работ, продолжавшегося с 1618 по 1625годы, стали всемирно известные шедевры Бернини:

  • Эней, Анхиз и Асканио из Трои, скрывающиеся от правосудия (1618-1619);
  • Похищение Прозерпины (1621-1622);
  • Аполлон и Дафна (1622-1625);
  • Давид (1623-1624).

Натурализм и высочайшее мастерство, проявившееся в этих работах, навсегда закрепили за Джованни Лоренцо Бернини репутацию гениального мастера-резчика, который мог превратить мрамор в людскую плоть.



скульптура Джованни Лоренцо Бернини Давид

Скульптура «Давид» (1624)


Сегодня эти и некоторые другие шедевры можно увидеть в Галерее Боргезе в Риме. Однако чтобы посетить ее, билеты придется заказывать заранее.
Скульптуры, представленные Шипионе Боргезе, кардинал называл «объектом удивления» и «еще одним из чудес света». Наградой за них стало посвящение Бернини в кавалеры Папского рыцарства и избрание его директором Академии художников Рима.

Это интересно!

Фульвио Тести (1593-1646) – итальянский дипломат и поэт, являвшийся одним из ведущих представителей литературы эпохи барокко, в своем письме к графу Франческо Фонтана писал: «Кавалер Бернини, тот самый знаменитый скульптор, который сделал статую Папы и Дафны, является Микеланджело нашего века, это человек, который сводит людей с ума».


Знаменательным событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу и творчество Джан Лоренцо Бернини, было восхождение к папскому трону его самого первого покровителя – Маффео Барберини, который в 1623 году стал Папой под именем Урбан VIII. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод».

Возможно Вас заинтересует:


Признав в Бернини универсального художественного мастера, Урбан VIII доверил молодому гению украсить интерьер Собора Святого Петра, строительство которого было недавно закончено. Одним из первых и наиболее значимых реализованных им здесь проектов, является Baldacchino (1624-1633) – монументальный позолоченный киворий из бронзы над местом захоронения Святого Петра, первого понтифика католической церкви.
 
Собор Святого Петра

Baldacchino (1624-1633)


Кроме этого, Джан Лоренцо перепроектировал внутреннее центральное пространство базилики, создав ниши для четырех громадных статуй и изваяв одну из них собственноручно – статую Святого Лонгина, работа над которой заняла почти десять лет (1628-1638).
 
Бернини скульптура

Статуя «Святой Лонгин»


5 февраля 1629 года, через шесть дней после смерти Карло Мадерно, являвшимся главным руководителем всех производившихся в базилике работ, Джан Лоренцо Бернини возглавил обширную команду инженеров, каменщиков, скульпторов и художников, став ведущим архитектором собора Святого Петра. Несмотря на свою занятность, он продолжал создавать художественные произведения в жанре портретной живописи и скульптуры. Исполненные, по мнению многих искусствоведов, в совершенной портретной технике, они досконально передавали личностные характеристики позировавших ему натурщиков. Среди работ этого периода – великолепные мраморные бюсты Шипионе Боргезе, папы Урбана VIII, монсеньора Франческо Барберини и, конечно же, портретный бюст Констанцы Бонарелли.

Это интересно!

БонареллиЭту женщину и скульптора Джан Лоренцо Бернини связывали не только любовные отношения – за ними стоит целая история, случившаяся в 1636 году, и чуть было не окончившаяся трагедией. В мастерской художника в качестве помощника и ученика мастера работал скульптор Маттео Бонарелли. Его жена изредка наведывалась сюда, забирая произведенные им поделки для продажи в их собственной лавке. Согласно биографии, написанной Доменико Бернини – сыном Джан Лоренцо, Констанца была любовницей его отца. Однажды утром, перед рассветом, Бернини отправился в район базилики Святого Петра, где он работал, и где неподалеку находился дом, в котором проживала женщина. Заметив, что из дверей дома вышел его брат Луиджи в сопровождении Констанции, ослепленный ревностью Джан Лоренцо бросился за ним и, настигнув у входа в базилику Святого Петра, жестоко избил. Луиджи спасли прохожие – у него оказались сломанными два ребра, а отправившийся домой в пылу необузданной ярости художник приказал своему слуге наказать изменившую ему возлюбленную. Тот исполосовал лицо Констанцы ножом, за что попал в заключение и впоследствии был сослан. Констанца попала в тюрьму за совершенное прелюбодеяние, брат Луиджи отправился в Болонью, а Бернини, благодаря прямому вмешательству папы Урбана VIII, отделался лишь денежным штрафом. После всей случившейся истории, получившей громкую огласку, понтифик настоятельно рекомендовал скульптору жениться. Заключенный 15 мая 1639 года брак с Катериной Теццио положил конец бурному периоду личной жизни Джан Лоренцо Бернини.



 
После смерти в 1644 году папы Урбана VIII, главного почитателя и покровителя скульптора, папские заказы более не были адресованы исключительно именитому мастеру, и по пришествии нового понтифика были доверены Алессандро Альгарди, Карло Рейнальди и вечному сопернику Бернини – Франческо Борромини. В 1646 году Джан Лоренцо окончательно впал в немилость папы Иннокентия X, когда были обнаружены трещины у подножия южной колокольни базилики Святого Петра. Недоброжелатели тут же воспользовались возможностью обвинить Бернини в том, что реализованная им структура была неправильно спроектирована. В этой связи была создана комиссия по расследованию, которая установила, что начавшееся разрушение связано с недостаточно прочным фундаментом, рассчитанным и возведенным еще Карло Мадерно. Тем не менее, несмотря на бездоказательность обвинений, папа Иннокентий X приказал снести обе боковые церковные колокольни за счет Бернини, предварительно взяв с него денежный залог.
 
Собор Святого Петра

Собор Святого Петра. Картина Вивиано Кодацци (ок.1630г.)


Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verità svelata dal Tempo, 1646-1652). По замыслу мастера, мраморная скульптурная группа должна была означать некий намек на несправедливость обвинений, выдвинутых против него, которые исчезли бы только с течением времени и позволили бы восторжествовать истине. Скульптор представил Истину девушкой, сидящей на обломке скалы с Солнцем в руке, и наступающей левой ногой на земной шар. Однако скульптура не была завершена – Бернини так и не приступил к работе над аллегорической фигурой Времени. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.
 
Скульптура Бернини

«Истина, открытая Временем» (La Verità svelata dal Tempo, 1646-1652)


В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Несмотря на поверженную репутацию, кардинал Федерико Коронаро доверил скульптору сооружение семейной часовни в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме. Выполняя заказ, мастер собрал воедино всю свою изобретательность и опыт художника, скульптора и архитектора, как будто ища профессиональной мести за обрушившуюся на него хулу. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Они горячо обсуждают открывшееся перед ними мистическое событие, изображающее херувима со стрелой, направленной в сердце Святой Терезы, которая получает от этого действа поистине божественный экстаз. Сцена, представленная Бернини в ослепительно белом мраморе и позолоченной бронзе, в буквальном смысле превратила пространство капеллы Коронаро в театр.
 
Бернини Часовня Коронарo

Часовня Коронаро. «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652)


Несмотря на разногласия с папой Иннокентием X, испытывавшим к скульптору явную неприязнь, Бернини все-таки удалось получить от него крупный заказ в 1651 году. Возведение фонтана на одной из центральных площадей Рима – Пьяцца Навона – первоначально было поручено его давнему недругу и сопернику Франческо Борромини. Прознав об этом, Джан Лоренцо изготовил из серебра свою небольшую действующую модель и через своих друзей тайно переправил ее в папский дворец. Иннокентий X настолько был очарован увиденным, что тут же перепоручил строительство фонтана Бернини. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера.

Советуем почитать:

Фонтан четырех рек

Архитектура Бернини

В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами. Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Кристины Швеции, отрекшейся от королевского престола у себя на родине, и возжелавшей принять католичество. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве, и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы.
 

Порта дель Пополо

Порта дель Пополо



Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы, исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga, используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).
 

 
Но наиболее масштабным проектом Бернини, реализованным при Александре VII, стала внушительная круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, символизирующая собой объятия церкви, собирающей в своем лоне весь мир.
 
колоннада Святого Петра

Колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане



Помимо строительства колоннады, в апсиде главного нефа Ватиканского собора гениальный мастер возвел один из главных своих шедевров – скульптурную композицию Кафедры Святого Петра. Выполненная из позолоченной бронзы, внутри она содержит деревянный трон Святого Апостола – древнехристианскую реликвию, подаренную в 875г. папе Иоанну VIII первым королем западно-франкского королевства Карлом II Лысым.
 
Кафедра Святого Петра

Кафедра Святого Петра


Не менее известной работой Бернини этого периода стал обелиск Минервы (1667), установленный у базилики Санта Мария сопра Минерва, недалеко от Пантеона. Эту скульптуру маленького слоника с водруженной на его спину гранитной стелой, видели многие, но не все знают, почему она называется «Цыпленок Минервы» и какая история связана с ней. Узнать об этом можно в нашей следующей статье.
В свои зрелые годы Джан Лоренцо Бернини стал наиболее известным архитектором и скульптором в Европе. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра, и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.

Последние годы жизни и творчества Бернини

Хотя архитектурные проекты, представленные в Париже, и были отвергнуты, шестимесячное пребывание Джан Лоренцо Бернини во Франции явилось переломным моментом во франко-итальянских культурных отношениях. Результатом этой поездки стали несколько работ мастера – он изваял портретный бюст короля Людовика XIV, представленный в Версальском дворце и переделал конную статую Франко Жирардона «Марк Курций, бросающийся в пропасть»(1669-1671), находящуюся сегодня в Версальском парке дворца.
 

Бернини Скульптура

«Марк Курций, бросающийся в пропасть» (1669-1671)


Одним из последних масштабных проектов Бернини была работа над десятью статуями ангелов Страсти, которые впоследствии были помещены на разработанный им новый парапет моста Святого Ангела в Риме. Заказ, полученный от папы Климента IX в 1669 году, должен был превратить мост в путь созерцания для шествующих по нему христиан во время проведения церковных литургий Великого поста.
 
Джованни Лоренцо Бернини Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела в Риме


Советуем почитать:

Мост Святого Ангела в Риме

Среди наиболее известных работ Бернини последних лет – алтарь часовни Святого причастия (1673-1674) с двумя коленопреклоненными ангелами в базилике Святого Петра, бюст Габриэле Фонсека в церкви Сан Лоренцо в Лусине и, конечно же, «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674) в базилике Сан Франческо а Рипа в Трастевере.
 
Бернини Скульптура, Экстаз Людовики Альбертони

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (1674)



В возрасте 80-ти лет, почти исчерпавший творческие силы, Бернини изваял великолепную скульптурную группу из разноцветного мрамора – надгробный памятник, посвященный своему другу и покровителю папе Александру VII, находящийся в Соборе Святого Петра в Ватикане. Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. Этот монументальный памятник, являющийся, по мнению многих искусствоведов, венцом погребального искусства, превзойти более не смог никто в мире.
 
Бернини

Надгробный памятник Александру VII


В 1680 году здоровье Бернини значительно ухудшилось – у него отнялась правая рука. Тем не менее, он иронично говорил об этом, замечая что «рука отдыхает после стольких лет работы». Джан Лоренцо Бернини скончался 28 ноября 1680 года и был захоронен в базилике Санта Мария Маджоре.
 
Лоренцо Бернини Могила

Надгробная плита Джованни Лоренцо Бернини в базилике Санта Мария Маджоре


Надгробие человека, сотворившего Рим, украшает всего лишь скромная мраморная плита в полу, расположенная недалеко от главного алтаря. Многие, проходя мимо, ее даже не замечают…
Предлагаем Вашему вниманию посмотреть фильм, снятый итальянским телевидением, о жизни и творчестве Джованни Лорецо Бернини.
 

 

Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества
Средняя оценка 4.9 Проголосовало 15

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четырнадцать − 3 =

Рейтинг@Mail.ru