logo_page_Musei-Vistavki2.jpg

Капитолийские музеи: создание коллекции

Последние изменения: Сентябрь 25, 2018

Система Муниципальных музеев Рима состоит из множества музейных объектов и археологических памятников, имеющих чрезвычайную историческую и художественную ценность. Но главными из них, несомненно, являются Капитолийские музеи. Его коллекции органично связаны с Вечным городом, так как представленные в залах артефакты найдены непосредственно на территории мегаполиса.

В любую историческую эпоху Капитолий всегда оставался стержневым центром – в Древнем Риме он являлся средоточием религиозной жизни города, а со времен средневековья и до наших дней – местом гражданских магистратов и муниципального управления. Поэтому размещение здесь остатков прошлого величия Рима приобретает еще и символическую ценность. Капитолийские музеи, которые были открыты в 1734г., стали первыми в мире, где художественные произведения искусства стали доступны каждому.
 
Капитолийские музеи, Капитолий Рим

 

Создание коллекции Капитолийских музеев

Дата начала создания старейшего в мире музея известна доподлинно. Кардинал Франческо делла Ровере (1414-1484), всего через несколько месяцев после своего восхождения на папский престол под именем Сикста IV, пожелал подарить народу Рима несколько античных шедевров, находившихся в его личной коллекции. 14 декабря 1471 года из Латеранского дворца в Римский сенат на Капитолийском холме были перемещены части гигантской бронзовой статуи Колосса Константина I – его глава, кисть левой руки и шар. Предположительно, изначально эти фрагменты принадлежали Колоссу Нерона, установленному в Iв. н.э. возле Колизея.
 
Капитолийские музеи, Капитолий Рим, музеи Рима

Это интересно!


В рамках подготовки к выставке «Мечта Италии – коллекция маркиза Джанпьетро Кампана», проведение которой намечено в Лувре с 7.10. 2018 по 11.02. 2019г., был обнаружен бронзовый палец древней статуи Константина, части которой находятся в Капитолийских музеях Рима.
Принадлежность фрагмента была подтверждена 17 мая 2018 года в ходе исследовательского проекта по изучению древних техник изготовления античной бронзы, который проводился в Музее Лувра совместно с Центральным институтом исследований Франции.
Бронзовый палец длиной 38см, находившийся в запасниках Лувра с 1863г., был передан музею римским банкиром Giampietro Campana (1808 -1880), собравшего одну из самых больших коллекций греческой скульптуры.


Кроме этого, Сикст IV передал в дар бронзовую эллиническую статую мальчика, вытаскивающего шип из своей стопы (Cosiddetto Spinario), и изваяние Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) – символ Рима. Cкульптуры были выставлены на обозрение на открытой площади возле Палаццо деи Консерватори, чтобы все граждане Рима могли приблизиться к ним и оценить великие шедевры прошлого. Лишь через несколько десятилетий они были перенесены внутрь здания.
 
Капитолийские музеи, музеи Рима
Несколько позже, сюда же была добавлена позолоченная бронзовая статуя Геракла – первая скульптура, найденная при раскопках, проводившихся во время понтификата Сикста IV. Будучи большим почитателем древнего искусства, Папа также способствовал сохранению наиболее значительных памятников императорской эпохи – его указом в 1473-1474гг была восстановлена знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия из династии Антонионов работы неизвестного автора.Эти древние ценности явились основой создания первого в мире публичного музея.
 
Капитолийские музеи Рим, Статуя Марка Аврелия

 
В 1486г коллекция пополнилась еще несколькими артефактами – остатками громадной акролитовой статуи императора Константина, найденных при раскопках, проводившихся в Базилике Максенция на Палатинском холме. О ее размерах можно судить по хранящимся в Капитолийских музеях фрагментах древнего изваяния – так, например, голова имеет высоту 2,6м, а демонстрирующаяся ступня колосса достигает двухметровой длины.
 
Капитолийские Музеи Рим
Физиогномика собрания артефактов была изменена во второй половине XVI века, когда Папа Пий V (1504-1572) решил освободить Ватикан от изваяний, представлявших, по его мнению, языческие образы. Пополнившись художественными историческими свидетельствами нескольких эпох, коллекция значительно увеличились, став эстетически изящной. Постепенно обогащаясь новыми шедеврами прошлого, Дворец Консерваторов уже не мог разместить в своих стенах новые экспозиции – найденные при раскопках Рима древние ценности просто складировались во дворе и в залах Палаццо.
 

 
Для хранения артефактов в 1603 году Папа Климент VIII организовал финансирование строительства нового здания. Однако, заложенный при его понтификате (1592-1605гг) еще один дворец – Палаццо Нуово, был завершен только через полвека – в 1654г. С тех пор весь комплекс дворцов на Капитолийском холме, спроектированный Микеланджело Буонарроти, сохранился практически в неизменном виде.
 

 
Тем не менее, Капитолийские музеи открылись для всеобщего посещения лишь в следующем веке. В 1734г понтифик Климент XII приобрел коллекцию скульптуры и картин кардинала Алессандро Альбани (1692-1779) – известного мецената и любителя древнего искусства, который на тот момент испытывал финансовые трудности. По желанию понтифика она была представлена на обозрение вместе с прочим собранием древностей. При этом Папа заявил, что только римский народ считается обладателем всего богатства, существующего в Риме, и является законным его наследником. Спустя несколько лет, его преемник – Бенедикт XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини, 1675-1758), дополнил Капитолийские музеи созданием в них картинной галереи. Пинакотека Капитолия содержит приобретенные им коллекции картин семейств Пио ди Савойя и Саккетти.

Капитолийские музеи практически ежегодно пополнялись большим количеством все новых артефактов после объединения Италии. Они были добыты в ходе раскопок и хранились на археологическом складе муниципалитета, известного сегодня как Антиквариум.

Это интересно!

Сенсационная находка, пополнившая впоследствии запасники Капитолийских музеев, была сделана 22 февраля 1933 года. План строительства в центре Рима новой улицы Via dei Fori Imperiale предусматривал расширение старой узкой via Alessandrina путем сноса располагающихся вдоль нее старых зданий. При демонтаже дома №101 один из рабочих случайно обнаружил тайник – при ударе киркой по кирпичной стене, из образовавшегося отверстия ручьем посыпались золотые монеты.
Капитолийские музеи: создание коллекции
Проведенным расследованием удалось установить, что владельцем спрятанных сокровищ являлся известный римский антиквар, реставратор и арт-дилер Франческо Мартинетти (Francesco Martinetti), проживавший здесь с 1879 по1895гг. Занимаясь подделкой археологических находок и их реализацией через международный черный рынок, он накопил огромное богатство. Обнаруженные сокровища составили порядка 2529 золотых монет древней и средневековой чеканки – около 20кг золота, ограненных драгоценных камней, а также, более 80 ювелирных украшений, многие из которых составляли утерянную коллекцию драгоценностей семьи Людовизи Бонкомпаньи. Судебный спор, который вели на протяжении нескольких лет наследники Мартинетти, владелец экспроприированного здания, нашедшие клад рабочие и муниципальные власти города, закончился в пользу последних лишь в 1941 году.


В 1997 году в помещениях бывшей электростанции им. Джованни Монтемартини, находящейся на via Ostiense, был открыт филиал Капитолийских музеев. Сегодня Centrale Montemartini, где размещено около 400 древнеримских статуй и прочих археологических находок, является одним из уникальных музеев в мире.

Дворцы Капитолийских музеев

Капитолийские музеи находятся на вершине Капитолийского холма и расположены в трех основных зданиях, окружающих Пьяцца дель Кампидольо, соединенных между собой подземной галереей, проходящей под площадью:

  • Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio), построенный в XIIв и реконструированный впоследствии по проекту Микеланджело;
  • Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), возведенный в середине XVIв;
  • Новый Дворец (Palazzo Nuovo), построенный в XVIIв., дизайн экстерьера которого был спроектирован по подобию Palazzo dei Conservatori.

Проект всего комплекса зданий, их внешний вид и дворцовая площадь, были разработаны Микеланджело Буонарроти в период 1535-1546гг, однако он так и не увидел окончательного воплощения своих идей. Дизайн Капитолия, каким его представлял великий скульптор и архитектор, был завершен лишь в 1940 году по приказу Муссолини.


Капитолийские музеи включают также здание Palazzo Caffarelli-Clementino, примыкающее к Палаццо деи Консерватори со стороны его двора. Строительство дворца было начато Асканио Каффарелли в 1538г и было завершено лишь к 1680 году. С начала XIX века и до самого конца I Мировой войны в нем находилось посольское представительство Пруссии. В 1918г строение перешло в собственность города и подверглось частичной реконструкции. Несколько верхних этажей восточного крыла дворца были разрушены и вместо них построена большая терраса (Terrazza Caffarelli). Первый этаж здания частично демонтировали для раскопок Храма Юпитера Капитолийского, где впоследствии создали новый музейный сектор. Первоначально он назывался Museo Mussolini, сейчас – Museo Nuovo.
 

Важная информация

Посмотреть план расположения залов Капитолийских Музеев в большом размере можно ЗДЕСЬ >>


 

Билеты в Капитолийские музеи

Посещение самого старого в мире комплекса публичных музеев, основанных СикстомIV в 1471г., является неотъемлемой частью знакомства с Вечным городом. Однако, к превеликому сожалению туристов, их нельзя посетить бесплатно в первое воскресенье месяца – они входят в систему муниципальных музеев Рима, бесплатный вход в которые предусмотрен только для жителей столицы при предъявлении документа, подтверждающего место проживания. Цена обычного билета в Капитолийские музеи составляет 12 евро, но так как в его залах на постоянной основе проводятся те или иные выставки, то его стоимость практически всегда немного выше и отличается от номинальной. В случае проведения выставки, не упомянутой на момент приобретения билета онлайн, потребуется дополнительная оплата в кассе музея. Покупка билета онлайн позволяет миновать очередь в кассу – на входном контроле достаточно предъявить его распечатку.

Билеты он-лайн

Купить билеты в Капитолийские Музей без очереди можно ЗДЕСЬ >>

На момент написания данной статьи Капитолийские музеи реализуют интегрированный билет в рамках художественных экспозиций «Рим королей» и «Папский Совет в современную эпоху – история, искусство, религия», проводимых с 27 июля 2018 по 27 января 2019 года.

Капитолийские музеи: информация для туристов

 
временных

Адрес

Piazza del Campidoglio,1

 

Режим работы

Ежедневно с 09:30 до 19:30, 24 и 31декабря — с 09:30 до 14:00
Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая

 

Стоимость билета

Стоимость – от 11,50 евро (в зависимости от проводимых временных выставок)

+комиссия за предварительное бронирование

 

Где купить билет

tiqets

 
Капитолийские музеи: создание коллекции
Средняя оценка 5 Проголосовало 1

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

семь + двадцать =

Рейтинг@Mail.ru