logo_page_Iskusstvo2.jpg

Картины Караваджо в Риме – где можно увидеть работы художника

Последние изменения: Сентябрь 25, 2018

Многие наши современники даже не предполагают, что имя одного из выдающихся художников эпохи барокко, после его смерти было предано забвению на протяжении нескольких сотен лет. Неоправданно суровое суждение о непростом и противоречивом жизненном пути вскоре было использовано многочисленными хулителями, чтобы картины Караваджо считались ремесленными поделками, не имеющими никакого отношения к изобразительному искусству. Так, например, знаменитый французский живописец XVII века Николас Пуссен (Nicolas Poussin, 1594-1665), перебравшийся в Рим спустя четырнадцать лет после кончины художника, говорил, что «Караваджо пришел, чтобы уничтожить живопись».


 
Длительный период забвения был прерван лишь в 20-х годах XX века. Работы художника получили широкое признание благодаря вкладу некоторых искусствоведов того времени, в частности итальянского историка Роберто Лонги (Roberto Longhi, 1890-1970). Указывая, что картины Караваджо оказали сильнейшее влияние на развитие техники живописи последующих столетий, исследователь, в частности отмечал: «Джузеппе Рибера, Ян Вермеер и Рембрант никогда бы не существовали без него, а искусство Делакруа, Корбе или Моне было бы совершенно иным».


Сегодня у многочисленных исследователей творчества художника нет единого мнения относительно точного числа написанных Караваджо картин – по разным оценкам их количество колеблется от 40 до 80. Авторитетный коллекционер и писатель книг по барочному искусству Альфред Мойр (Alfred Moir, 1924-2010) в написанной им биографии Караваджо подтверждает подлинность лишь 48 полотен, принадлежащих кисти мастера, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира. Самое большое собрание произведений художника находится в Италии – порядка 28 картин Караваджо в Риме, а единичные экземпляры можно найти во Флоренции и Милане, Палермо и Неаполе, Генуе и Мессине.
 

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

 
 

Где бесплатно можно увидеть картины Караваджо в Риме

Знаете ли вы, что в Вечном городе можно без очереди и сутолоки увидеть целых шесть шедевров Микеланджело Меризи да Караваджо совершенно бесплатно. Несколько церквей Рима являются местами, для которых они предназначались изначально, предоставляя сегодня уникальную возможность поклонникам его таланта лицезреть их в той же среде и испытать несравненные эмоции своей причастности к многовековой истории Вечного города.

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези

Недалеко от Пьяцца Навона в Риме находится национальная церковь французской общины, посвященная королю Франции Людовику IX (1214-1270), причисленного к лику святых папой Бонифацием VIII в 1297 году. Здесь, в часовне Контарелли (Capella Contarelli), находятся сразу три картины Караваджо, написанные им в период 1599-1602гг. на тему жития святого Матфея Евангелиста.

Это интересно!

Французский кардинал Маттео Контарелли (Matteo Contarelli, 1519-1585) еще при жизни пожелал упокоить его после своей кончины в церкви Сан Луиджи деи Франчези, которой он выделял значительные средства для строительства. В частности, на деньги кардинала был выстроен фасад здания, окончательно завершенного в 1589 году. Также, он оставил значительную сумму для возведения в церкви часовни, завещав украсить ее сценами из жизни Матфея Евангелиста, так как сам Контарелли носил имя этого святого.


Цикл картин Караваджо в капелле Контарелли начинается с полотна на левой стороне часовни, невидимого при входе в церковь, «Призвание Святого Матфея» – одной из самых известных работ художника. Написанная сцена повествует об известном сюжете, описанном в Евангелие от Матфея, где Спаситель указывает на избранного им сборщика податей, призывая его в свои ученики.
 
Святой Матфей и Ангел Караваджо
Сюжет центрального полотна «Святой Матфей и Ангел», размещенного над алтарем часовни, был оговорен самим Маттео Контарелли еще при жизни. Он пожелал изобразить Святого занятым за написанием глав Евангелия, прислушивающегося и внимающего голосу Ангела, витающего над ним.
 
караваджо картина матвей и ангел
На правой стороне часовни – картина Караваджо «Мученичество Святого Матфея», являющаяся одной из первых многофигурных композиций мастера. В ней написан эпизод нанесения убийцей последнего, рокового удара будущему мученику. Полотно особенно интересно тем что, согласно утверждениям экспертов, в представленной на заднем плане сцене в одной из фигур угадывается автопортрет самого художника.
 
Караваджо картины в Риме

Работы Караваджо в базилике Санта Мария дель Пополо

В находящейся на одноименной площади базилике можно увидеть еще две картины Караваджо. Успех работ, написанных для капеллы Контарелли, обеспечили художнику новый заказ, сделанный монсеньором Тиберио Черази (Tiberio Cerasi, 1544-1601), служившим генеральным казначеем Апостольской палаты при понтификате КлиментаVIII. Незадолго до своей смерти, а точнее 8 июля 1600 года, Черази купил часовню у монахов-августинцев в церкви Санта Мария дель Пополо с условием ее восстановления. Уже в сентябре, для росписи капеллы, он пригласил двух молодых художников – Аннибале Карраччи, создавшего в ней надалтарное полотно «Успение Пресвятой Богородицы», и Микеланджело Меризи, написавшего две картины расположенных по обеим сторонам внутренних стен часовни.
 
караваджо картина
караваджо картины в риме
Эти два произведения мастера отличались исключительным реализмом и искажением иконографии. Например, в картине «Обращение Савла», иллюстрирующей библейский сюжет начала служения Апостола Павла Спасителю, круп лошади занял гораздо большее пространство на полотне художника, чем сам святой, что вызвало глубокие нарекания со стороны Церкви.

 

Работа художника в базилике Сант Августино ин Кампо Марцио

В находящейся неподалеку от Пьяцца Навона базилике находится один из самых известных шедевров Караваджо картина «Мадонна ди Лорето», так же известная под названием «Мадонна деи Пеллегрини», являющаяся защитницей странствующих и паломников.
 
караваджо картина
В 1603 году, когда художник был на пике своего успеха и признания, Оринзия Каваллетти (Orinzia Cavalletti), вдова болонского нотариуса Эрмете Каваллетти, заказала Караваджо картину для семейной часовни в базилике Сант Августино в соответствии с завещанием, которое нотариус составил всего лишь за два дня до своей смерти.
Эрмете Кавалетти сам неоднократно отправлялся в паломничество по святым местам – последнее хождение было сделано незадолго до кончины. Именно поэтому Караваджо выбрал сюжет, где Мадонна предстает перед двумя бедными, в грязной и изношенной одежде, паломниками. По мнению некоторых искусствоведов, он изобразил на холсте самого Эрмете Каваллетти и его мать.

Это интересно!

По утверждениям современников, Мадонну художник писал с известной в те времена высокопоставленной римской куртизанки Маддалены Антоньетти (Maddalena Antognietti). Являясь частью особой элиты, поделенной между кардиналами и богатыми торговцами, включая Филлида Меландрони и Доменику Кальви, Маддалена Антоньетти была в тесной связи с Караваджо. Из-за нее, в один их летних вечеров 1605 года, художник напал на нотариуса Мариано Паскулоне, нанеся ему довольно тяжелые увечья.
Узнаваемое лицо, довольно известное в определенных кругах общества и воспроизведенное Караваджо в образе Мадонны, вызвало негативное восприятие Церкви. Совет Трента, опасаясь скандала, пытался запретить публичную демонстрацию картины, утверждая, что работа художника «вопиюще оскверняет красоту священной фигуры» и наверняка будет отвергнута заказчиком. Однако этого не произошло – кардинал Борромео, рассуждая в соответствии с контрреформаторскими диктатами, заметил, что «подобное нравится множеству людей, которые, к сожалению, приветствуют и более плохие вещи… А невежество и вульгарность художника лишь восхищает его ошибками – здесь невозможно понять, действительно ли это искусство или что-то просто красиво написанное».


Благодаря высокой реалистичности и факту, что главные герои – это два простых человека (не говоря уже о том, что Мадонна изображена так, как если бы она и сама была простолюдином того времени), работа Караваджо имела значительный успех в самых бедных слоях римского населения.

OneTwoTrip

Полотна Караваджо в музеях Рима

Большинство работ художника находятся в музеях Вечного города. Их посещение, как правило, платное, однако не стоит забывать, что первое воскресенье каждого месяца они раскрывают свои двери для всех желающих. Ниже приведен наиболее полный, на наш взгляд, список музеев, где можно увидеть картины Караваджо в Риме.

Галерея Боргезе

Piazzale del Museo Borghese, 5

В галерее Боргезе в Риме находится самое большое собрание работ художника.  

  • «Святой Иоанн Креститель» (1610)
  • «Давид с головой Голиафа» (1609-1610)
  • «Мадонна с младенцем и Св. Анна» (1605)
  • «Письмо Св. Иеронима» (1605)
  • «Больной Вакх» (1593-94)
  • «Мальчик с корзиной фруктов» (1593-94)

 

Национальная галерея древнего искусства

Палаццо Корсини – Via della Lungara, 10

  • «Святой Франциск в молитве» (1605)

Палаццо Барберини – Via delle Quattro Fontane, 13

  • «Юдиф и Олоферн» (1599)
  • «Нарцисс» (1599)

Галерея Дориа Памфили

Via del Corso, 305

  • «Святой Иоанн Креститель» (1602)
  • «Отдых на пути в Египет» (1595-96)
  • «Кающаяся Магдалина» (1594-95)

 

Музеи Ватикана

  • «Погребение Христа» (между 1602 и 1604гг.)

 

Капитолийские музеи

Piazza del Campidoglio,1

  • «Гадалка» (1593-1595)

Билеты он-лайн

Билеты в музеи Рима заранее можно приобрести здесь


Работы Караваджо в частных коллекциях

Некоторые картины Караваджо в Риме находятся в частных коллекциях, увидеть которые считается редкой удачей – они демонстрируются для широкой публики лишь при проведении выставок. Например, «Обращение Савла» (1600-1601), написанная на кипарисовой доске, принадлежит семье Одескальки. Она является еще одним вариантом картины с тем же названием, находящейся в часовне Черази в базилике Санта Мария дель Пополо.
 
караваджо картина
Последний раз картина демонстрировалась в палаццо Scuderie del Quirinale в Риме, с февраля по июль 2010 года. При этом она была застрахована на 100млн. евро.
Кроме представленных выше произведений, в казино виллы Людовизи можно увидеть единственную настенную картину Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон», написанную им около 1597 года. Роспись на потолке была заказана покровителем и защитником художника Франческо дель Монте.
 
караваджоКартины Караваджо украшают сегодня самые знаменитые музеи мира. Долгое забвение и неприятие имени художника привело к тому, что многие полотна были утрачены, а некоторые сохранились лишь как копии с недоказанным авторством. Так или иначе, в Риме сконцентрировано самое большое количество его произведений, увидеть которые обязан каждый.
 

Картины Караваджо в Риме – где можно увидеть работы художника
Средняя оценка 5 Проголосовало 2

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 + десять =

Рейтинг@Mail.ru