Расположенная в самом сердце Вечного города площадь Пьяцца Навона окружена множеством архитектурных шедевров прошлых столетий. Построенное в конце XVIII века историческое здание Палаццо Браски ( Palazzo Braschi ), тыльная сторона которого обращена в сторону площади, занимает целый городской квартал. В нем находится Музей Рима – одно из наиболее авторитетных учреждений, в обширных коллекциях которого собраны художественные полотна, представляющие интерес в познании истории и социальной жизни города.
Музей Рима документирует историю и культуру города XVII-XIX вв., а его запасники содержат более ста тысяч художественных произведений: картины и гравюры, фотографии и рисунки, мебель, одежду и даже предметы мелкой кухонной утвари. Представленные экспозиции сделали Палаццо Браски настоящей точкой отсчета в постижении культуры и искусства Вечного города.
История Палаццо Браски
Палаццо Браски, в котором сегодня располагается Музей Рима, был возведен на месте ранее существовавшего здания, построенного в 1435 году по заказу префекта города Франческо Орсини – одного из представителей рода старейших княжеских семей итальянской аристократии. В 1790 году Джованни Анджелико Браски (1717-1799), взошедший на папский престол под именем Пия VI, выкупил у неаполитанской семьи Палаццо Орсини и после сноса предыдущей постройки, по заказу племянника понтифика принца Луиджи Браски-Онести, было начато строительство нового здания по проекту архитектора Козимо Морелли.
Морелли спроектировал дворец в стиле неоклассицизма – новомодном архитектурном веянии, которое позже было имитировано и повторено во многих городских зданиях, возводившихся вплоть до конца XIX века. Наполеоновская оккупация Рима, начавшаяся в феврале 1798 года, на время приостановила строительство: Папа Пий VI Браски был свергнут и изгнан, а жители города, верившие в идеалы Французской революции, объявили о восстановлении Римской республики.
Возведение дворца продолжилось 1802 году под руководством архитектора Джузеппе Валадье (1762-1839). Спроектированная им монументальная лестница, декорированная рельефами скульптора Luigi Antonio Acquisti (1745-1823) по сюжетам «Иллиады» Гомера, до сих пор является главным украшением Палаццо Браски.
Лестница Джузеппе Валадье, декорированная рельефами по сюжетам «Иллиады» Гомера
Дворец был закончен к 1804 году, однако некоторые работы в нем продолжались еще более десяти лет – вплоть до самой смерти Луиджи Браски Онести в 1816 году. Из-за финансовых проблем наследники продали здание итальянскому государству, которое в 1871 году разместило здесь резиденцию Министерства внутренних дел, просуществовавшее в этих стенах до 20-х гг. следующего столетия. После прихода к власти Бенито Муссолини, Палаццо Браски использовался под различные государственные учреждения нового режима, а с осени 1943г. здесь разместилась резиденция Республиканской фашистской партии Италии.
После окончания Второй мировой войны исторический дворец временно отдали для проживания перемещенных лиц и бездомных. Такое целевое использование, как можно себе представить, нанесло значительный ущерб зданию, которое подверглось отчаянному вандализму. В 1949 году Палаццо Браски перешел в ведение гражданских властей и после проведенных ремонтно-восстановительных работ в его залах было решено разместить экспозицию Музея Рима.
Возможно Вас заинтересует:
Когда был основан Музей Рима
Музей Рима был основан в 1930 году итальянским историком и искусствоведом Антонио Муньосом (Antonio Muñoz,1884-1960), занимавшего пост директора Департамента древностей и изобразительного искусства при правительстве Муссолини. Учреждение организовали с целью документирования истории и традиций «старого Рима», который быстро менялся и исчезал из-за широкомасштабной городской реконструкции, проводимой новыми властями. Первоначально Музей располагался в здании бывшей макаронной фабрики Pastificio Pantanella на via dei Cerchi, где ранее уже находился Музей Римской Империи (Museo dell’Impero Romano).
Официальное открытие Музея состоялось в день основания Рима – 21 апреля 1930 г. Он должен был установить связь с далекой эпохой имперской славы и воссоздать средневековую историю города. Однако этот проект был сведен лишь к показу нескольких скульптурных моделей городской сценографии и демонстрации репродукций современных художников, иллюстрировавших места, которые более не существовали. Самой выдающейся в этом плане стала коллекция акварелей Этторе Рослера Франца (1845-1907), написавшего около 120 работ серии «Исчезнувший Рим»(Roma Sparita).
Кроме этого, посетителям демонстрировались фрагменты архитектурной лепнины и фрески со снесенных зданий, а также богатая коллекция карт и гравюр, в которых зафиксированы урбанистические преобразования и исторические события, происходившие с XVI по XIX век.
Тематические экскурсии:
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€235 за экскурсию
Из Рима в Нарни. Хроники волшебной Умбрии
Путешествие в загадочный и чудесный средневековый город-крепость на вершине зеленого холма
€150 за экскурсию
Вилла Фарнезина: фрески Рафаэля без людных музеев!
Проникнуться духом греческой мифологии и античной классики, изучив шедевры мастеров Возрождения
€118 за экскурсию