logo_page_Musei-Vistavki2.jpg

Палаццо Массимо: две скульптуры, поражающие воображение

Многовековое историческое наследие Вечного города можно видеть не только на переполненных туристами улицах и площадях Рима. Настоящей сокровищницей предметов искусства являются базилики, галереи живописи и многочисленные музеи. Национальный Римский Музей (Museo Nazionale Romano), основанный в 1889 году, изначально и до сих пор предназначается для сбора и демонстрации археологических материалов, найденных при раскопках на территории города. Палаццо Массимо, расположенный недалеко от вокзала Термини, представляет один из филиалов Музея. Здесь нет копий античного искусства, а потому – выставленные в залах дворца экспонаты уникальны.

палаццо_массимо

Палаццо Массимо алле Терме

Скульптура, истекающая кровью

Бронзовый «Отдыхающий боксер», известный также как «Боксер из Терм» или «Квиринальский Боксер», был найден при раскопках на склоне Квиринальского холма на территории монастыря Сан-Сильвестро в марте 1885 года. Как отмечал секретарь археографической муниципальной комиссии – археолог Родольфо Ланчиани, присутствующий при раскопках, статуя, обнаруженная на глубине 6 метров ниже уровня стен фундамента старинного здания, была не просто когда-то брошена. Фигура находилась в сидячем положении и была засыпана тщательно просеянной землей, чтобы избежать повреждений поверхности бронзы.

отдыхающий_боксер

Отдыхающий Боксер

Предполагается, что отдыхающий боксер, вывезенный из Греции, украшал термы Константина и был тщательно спрятан в период нашествия готов, разрушивших акведуки, подававшие в город воду.

Боксер_на_отдыхе , Pugile_in_riposo , отдыхающий_боксер , квиринальский_боксер

Квиринальский Боксер

Скульптура является классическим примером эпохи эллинистического искусства. Ее создание специалисты причисляют к 330 – 50 годам до н.э. Неизвестный автор изобразил сидящего на камне после жестокого боя обнаженного боксера с развитой мускулатурой, покрытого многочисленными шрамами. У него сломан нос и, очевидно, выбиты зубы.

квиринальский_боксер

Фрагмент бронзовой фигуры Квиринальского Боксера

Инкрустированные красной медью разбитые губы отдыхающего боксера и раны на лице реалистично имитируют сочащуюся кровь, производя неизгладимое впечатление от созерцания бронзовой фигуры.

фрагмент

Руки мужчины защищены цестусом – особыми перчатками, которые использовались в Древней Греции для подобных соревнований.

Это интересно!
Цестус (cestus или caestus), специальная перчатка, используемая в панкратионе – спортивной борьбе без правил. Являясь прототипом сегодняшней боксерской перчатки, она была сделана из нескольких полосок сырой телячьей кожи, а иногда снабжалась железными пластинами, лезвиями или шипами.
цестус

Цестус на руках бойца

Кажется, что обрамленная ухоженной бородой голова боксера внезапно повернута вправо. Он как бы вслушивается в происходящее вокруг, что может указывать на травматическую глухоту борца. Подобный дефект нередко наблюдается и у сегодняшних спортсменов, занимающихся различными видами единоборств.

фрагмент

Изначально хорошо сохранившаяся бронзовая фигура отдыхающего боксера, тем не менее, требовала некоторой реставрации. В ходе проведенных в 1984 – 1987 годах исследований ученые установили, что статуя состоит из восьми отдельных сегментов. Была изучена техника древнего литья, на основании которой реализовали восстановление отдельных, наиболее изношенных элементов скульптуры. Предполагается, что голову фигуры украшал некий головной убор, а в глазницах присутствовали вставки из какого-то полихромного материала. Но все это со временем было безвозвратно утрачено.

 

Эллинический принц

Такое название получила еще одна статуя, найденная в то же время при раскопках Квиринала. В экспозиции палаццо Массимо она представлена рядом с фигурой Квиринальского боксера.

эллинический_принц

Эллинический принц

Отлитая из бронзы по той же технологии, скульптура представляет собой обнаженного молодого человека, застывшего в позе героя, опирающегося на шест, являющийся имитацией копья, очевидно утраченного. Считается, что некоторые черты лица могут передавать портретное сходство с Атталусом II, царем Пергамы – античного поселения, руины которого сегодня можно видеть на окраине современного турецкого города Бергама, недалеко от побережья Эгейского моря.

эллинический_принц

Однако некоторые исследователи опровергают такое утверждение, аргументируя свои доводы отсутствием диадемы на голове бронзовой фигуры, указывающей на принадлежность к правящему клану. В этой связи историки склоняются к версии, приписывающей внешний облик изваяния к личности римского военачальника Quinto Cecilio Metello Macedonico (210–106 год до н.э.), блестяще сражавшегося в Македонских войнах. В пользу этой версии свидетельствуют, также, проведенные исследования возраста скульптуры, которая датируется 180–160 годами до н. э.

 
Сегодня эти и многие другие шедевры, представленные в палаццо Массимо, олицетворяют доставшееся нам наследие времен. Однажды посетив залы дворца, сюда хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы ощутить и осмыслить то, что называется Вечностью.

Добавить комментарий