logo_page_steni-akveduki2.jpg

Порта Маджоре: прикосновение к прошлому

Чтобы почувствовать во всей полноте ауру Вечного города, иногда стоит отказаться от посещения музеев и проторенных туристических маршрутов, предлагаемых множеством агентств. Ведь в Риме буквально на каждом шагу встречаются места, неразрывно связанные с его многовековой историей. Порта Маджоре (Porta Maggiore) – один из памятников античной архитектуры, проходя мимо которого, невольно ужасаешься той пропасти времени, которая неразрывно связывает между собой тот древний и наш сегодняшний современный Рим.

порта_маджоре1

Большие Ворота как врата Времени

Большие Ворота – именно так звучит в переводе с итальянского название этого сооружения, которое многие несведущие туристы случайно могут принять за триумфальную арку. Как и сегодня, это место всегда было довольно оживленным, а в античные времена еще и стратегически важным – здесь сходились восемь из одиннадцати существующих акведуков, несущих в город живительную влагу.

Это интересно!
Акведуки Aqua Claudius и Anio Novus начинали возводить при Калигуле в 38 году. Их строительство было завершено при императоре Клавдии, в 52 г.н.э. О грандиозности этих сооружений свидетельствует их протяженность. Например, длина акведука Анио Новус составляла 87 километров. Он начинался от реки Аниене, одного из притоков Тибра, откуда и получил свое название.

Сегодня в сохранившейся верхней части Порта Маджоре можно видеть три внутренних канала – два верхних несли воду из Аниене, а нижний являлся частью Aqua Claudius.

порта_маджоре_Акведук

На плите из травертина высечены надписи, одинаковые с обеих сторон ворот. Самая первая сделана при императоре Клавдии по случаю строительства двойной арки, предварявшей вход в город. Две другие, нанесенные в 71 и 82 годах, упоминают Веспасиана и Тита, при которых акведук ремонтировался и реставрировался. Вход в арку обрамляют коринфские колонны и антаблемент.

порта_маджоре

Ведущие из города две почти параллельные дороги, проходя под арочной конструкцией, разделялись сразу после акведука. Лабиканская, она же Касилинская, уходила на юго-восток и вела к городу Касилина в Кампании, а Пренестинская – на восток, к Пренестине. Эти названия до сих пор присутствуют на карте Рима, обозначая улицы, которые сегодня ведут к Порта Маджоре.

Изначально ворота так и называли – Порта Пренестина (Porta Prenestina) или Порта Лабикана (Porta Labicana) – кому как нравилось.

порта_маджоре

Во второй половине III века, при строительстве императором Аврелианом стены вокруг города, акведуки Клавдия и Анио Новус стали ее составной частью, а вход в город с востока стал возможен только через эти двухарочные ворота.
В 402 году император Гонорий в оборонительных целях укрепил этот восточный вход в город двумя квадратными башнями с внешней стороны ворот и бастионом цилиндрической формы за ними. Высота городской стены была увеличена, появились пристройки караульного и дозорных помещений. Столь мощное фортификационное сооружение выглядело довольно громоздко и несколько неуклюже в силу асимметрии постройки, определяемой разным уровнем проходящих дорог – Лабиканская располагалась на полтора метра ниже.

порта_маджоре

Во время осады Рима готами в 537-538 году, с целью еще большего затруднения доступа в город, Порта Лабикана замуровали. По имеющимся сведениям, эти ворота были вновь открыты только в 966 году.

Это интересно!
Некоторые исторические документы указывают на то, что уже начиная с V века и, по крайней мере, по XV столетие проезд через городские ворота был платным. Более того, ворота продавались частным лицам или сдавались в концессию! Так, в документах 1467 года находятся подтверждения о продаже Порта Маджоре на аукционе сроком на один год.

Нынешнее наименование не имеет четко обоснованного исторического объяснения. Считается, что Порта Маджоре стали называть многочисленные паломники, шедшие через них к расположенной поблизости базилике Санта Мария Маджоре. Так или иначе, их название прочно вошло в обиход в средние века, постепенно заменив укоренившееся ранее Порта Пренестина.

Находка из прошлого

Относительно современный вид Большие Ворота приобрели во времена понтификата Папы Григория XVI. В 1838 году вокруг Порта Маджоре были снесены все позднеантичные и средневековые пристройки, и с наружной стороны стены Аврелиана обнаружилось интересное сооружение, почти вплотную примыкающее к арке. Как оказалось, это была гробница, которую на протяжении многих столетий скрывала одна из башен, построенная Гонорием.

гробница_эврисака , порта_маджоре

Бетонный трапециевидный склеп, облицованный травертином в форме уложенных горизонтальных и вертикальных цилиндров, историки датируют 30 годом до нашей эры. Его восточная часть практически не сохранилась, а на оставшихся сторонах высечена одна и та же надпись, гласящая, что эта гробница принадлежит Марко Вергилио Эврисаку, пекарю и подрядчику. Греческое имя и отсутствие на высеченной эпиграмме ссылки на его прародителей, практически всегда указываемых на погребальных памятниках, позволяют предполагать, что пекарь был вольноотпущенным рабом, самоотверженно трудившимся на благо государства.

гробница_эврисака

Профессию Эврисака подтверждают также барельефы в верхней части монументальной гробницы с изображением различных этапов приготовления и выпекания хлеба.

гробница_эврисака_барельеф

Еще одним подтверждением являлась найденная в недрах монументальной могилы урна с прахом в форме хлебной корзины, которую и сегодня можно увидеть в филиале Римского Национального музея – Музее Терм (Museo delle Terme). Очевидно, в ней покоились останки жены пекаря, о чем говорит высеченное женское имя Atistia. Кроме того, при раскопках неподалеку была найдена плита с женским барельефом и надписью: «Атистия, супруга мне и прекрасная женщина».

надгробие_атистии

В 1915 году муниципалитет Рима, в рамках нового плана развития города, приступил к обустройству территории вокруг Порта Маджоре. Были разрушены некоторые из сооружений, оставшихся после реконструкции, проведенной Папой Григорием XVI.

порта_маджоре

Но лишь в 1956 году, после работ, проведенных группой историков под руководством архитектора Petrignani, Большие Ворота приобрели свой первоначальный вид. Удаленный слой грунта под ними обнажил вымощенную базальтом дорогу, на которой до сих пор можно видеть колею от проходивших повозок и рытвины, оставленные временем.
Сегодня к Порта Маджоре можно добраться от вокзала Термини по трамвайной линии №№ 5 и 14.

Рейтинг@Mail.ru