Римские татуировки – клеймо раба и слава легионера

Декоративная окраска человеческого тела издавна использовалась во многих культурах с древнейших времен. Татуаж, как один из способов нанесения несмываемого рисунка, являл собой своеобразную идентификацию личности, принадлежность к тем или иным социальным группам, а также использовался в некоторых обрядах посвящения. Многие историки отмечают, что это было довольно распространенный обычай среди различных варварских народов. Тем не менее, римские татуировки имеют свою историю возникновения.

spqr_tatoo
etziНаиболее ранние свидетельства применения татуировки в Европе были обнаружены в районе современной австро-итальянской границы, в Этцальских Альпах, где в 1991 году нашли хорошо сохранившуюся мумию человека, проживавшего более 3000 лет назад и получившего прозвище «Otzi». Известный как «Человек Симилун» или «Тирольский ледяной человек», на останках тела которого было нанесено около 60 рисунков из параллельных линий, точек и крестов.

 

Как известно, еще Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский философ и оратор, говорил: «Graecia capta ferum victorem cepit», то есть «Побежденная Греция завоевала победителя». Он имел ввиду, что завоевав территорию Греции, римляне подверглись сильному влиянию древнегреческой культуры, став, в свою очередь, побежденными. Сказанная им фраза во многом объясняет практически одинаковое видение красоты в римском и греческом мире. Не является исключением и татуировка, которая, также как некоторые другие культурные ценности, пришла в Рим из Греции.

Это интересно!
Римская татуировка называлась «стигма». Ее нанесение, как и в Древней Греции, предусматривалось для разного рода преступников и рабов, чтобы отметить их как таковых. По свидетельству древнеримского летописца Плиния Старшего (23-79гг. н.э.), рабов обычно клеймили инициалами своего хозяина, ведь раб считался человеческим подвидом, рабочей плотью, некоторым подобием животного. Тем не менее, нанесение знаков регламентировалось официальными законами. Например, бежавшие рабы татуировались нанесенной на лоб буквой «F», то есть «fuggitivo» – беглец.

В Древнем Риме татуировки были несообразны с такими понятиями как свободный человек или гражданин. Их нельзя было увидеть на телах сенаторов или римской знати. Император Калигула применял их нанесение для людей высокого ранга, только когда их требовалось публично наказать или унизить, так как татуаж на теле расценивался как символ неполноценности и считался прерогативой варваров. Это подтверждено и многими летописцами в таких трудах как «Germania» Тацита, «De bello Gallicum» Цезаря или «Bellorum Germaniae» Плиния Старшего. В частности, там отмечалось, что «галлы и германцы изменяют свое тело несмываемой раскраской для устрашения римской армии, в то время как сама римская армия не нуждается в изменении своего человеческого облика, поскольку является гражданской и справедливой».
татуировки, tatoo_civis_romanusТем не менее, завоевание все новых территорий оказало значительное влияние на распространение татуировки в самой Римской империи. Легионеры, находясь под влиянием обычаев завоеванных народов, начали украшать свое тело словами «Civis Romanus», то есть «Гражданин Рима». Она являлась своеобразным отличительным знаком, позволявшим похоронить павшего на поле боя легионера с подобающими почестями, либо выявить бежавшего дезертира. В последующем к ней начали добавлять символ или название легиона, а также имя императора – особенно когда он был любим и уважаем, хотя, по свидетельствам Геродота, со стороны властей подобная практика не находила одобрения.
Прежде чем христианство стало государственной религией, многие уверовавшие в Спасителя последователи самостоятельно стали наносить на тело различные религиозные символы, отмечая себя свидетелями собственной веры, а рабы, обреченные на тяжелый физический труд в каменоломнях или на гладиаторские бои, клеймились на самых видных его участках.

spqr

S.P.Q.R. — аббревиатура латинской фразы «Senatus Populus Que Romanus» , то есть «Сенат и граждане Рима» или, если дословно — «Сенат и граждане — это Рим»

После обращения императора Константина в христианство (около 325г. н.э.), многое стало меняться. Он законодательно постановил, что татуировка может присутствовать только на руках или ногах и полностью запретил ее нанесение на лицо, так как оно «не может быть испорчено, потому что создано по образу и подобию Бога», о чем сказано в Библии. Однако он не запрещал делать этого легионерам, у которых татуаж стал традицией и прославлял имя легиона.

 

Римские татуировки для христиан были окончательно запрещены папой Адрианом I на Никейском соборе 787 года, что в дальнейшем было подтверждено папскими буллами. В их нанесении усматривалась связь с язычеством, считавшимся верованием от дьявола. С этого времени практика татуажа постепенно стала исчезать по всему Апеннинскому полуострову. Тем не менее, на протяжении многих веков татуировка по-прежнему являлась отличительным знаком мореплавателей, ветеранов войн, преступников и некоторых этнических меньшинств; она рассматривалась как показатель отсталости и даже некоторого психического расстройства.
хризма, chi_rhoНесмотря на официальный запрет, обычай отмечать свою духовную идентичность выжил даже в местах христианского богослужения. Например, в коммуне Лоретто итальянской провинции Анкона у монахов и паломников Папского Святилища базилики Святого Дома (Pontificia basilica santuario maggiore della Santa Casa e della Madonna di Loreto) вплоть до середины 1950-х годов можно было заметить на запястьях рук нанесенные крохотные христианские символы.

Сегодня татуаж больше считается искусством, а нанесенная татуировка – своеобразным выражением свободы личности, выражением сопротивления моральным заповедям и альтернативой господствующей ментальности.

Римские татуировки – клеймо раба и слава легионера
Средняя оценка 5 Проголосовало 5

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru