logo_page_pLoshadi2.jpg

Стиль барокко на площади Рима: Пьяцца дель Пополо

Многие слышали крылатое выражение, что все пути — дороги ведут в Рим. Одна из них, построенная древнеримским цензором Гаем Фламинием еще в 3 веке до н.э., приводила к северным городским воротам стены Аврелиана, первоначально именуемым как Фламиниевы ворота (Porta Flaminia). Именно рядом с ними находится одна из самых красивых площадей, утверждающих стиль барокко – Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo).

 

Происхождение названия связывают с раскинувшейся здесь когда-то тополиной рощей (от лат. Populus – тополь), где согласно преданиям находилась гробница Нерона. Однако некоторые этимологи утверждают, что площадь берет название от латинского Populo – народ. Сами римляне считают площадь Рима Пьяцца дель Пополо народной площадью, так как с незапамятных времен на ней велась бойкая торговля, устраивались праздники и вершились казни.

пъяцца-дель-пополо

Пьяцца дель Пополо в Риме

Гусиная лапка Доменико Фонтана

Domenico_Fontana

Доменико Фонтана (1543 – 1607 гг)

В начале XVI века Рим имел серьезные проблемы, связанные с ростом населения, что приводило к деградации города, существовавшего, фактически, в руинах разрушенных древних храмов и приходящих в негодность акведуков и канализационных систем. В этой связи Папа Сикст V задумал осуществить гражданские проекты по улучшению жизни и изменению облика самого города, доверив столь важную задачу архитектору Доменико Фонтана (1543 – 1607 гг).

Градостроитель спроектировал и предложил построить среди хаоса римских холмов и полуразрушенных древних храмов принципиально новую дорожную сеть, связывающую ключевые места города, отметив их установкой обелисков времен Римской империи.
Имея в своем распоряжении ограниченный объем экономических ресурсов, Фонтана смог выполнить только предварительную часть своего рабочего плана, то есть разместил лишь древние обелиски в ключевых точках города. К счастью, это был первый шаг и самое важное решение в его проекте, которое сформировало масштабность последующих работ по урбанизации Рима и явилось руководством для новых поколений дизайнеров и градостроителей .

kampo-marzo-roma

Район Кампо Марцио, Рим. Карта 1777 г

Со времен папы Сикста V Пьяцца дель Пополо является отправной точкой трех городских дорог – Виа дель Бабуино, Виа дель Корсо и Виа ди Рипетта, о чем до сих пор напоминает установленный на ней в 1589 году Египетский обелиск. В результате три направления были объединены в так называемый радиальный трезубец. Эта конструкция получила название «гусиная лапка» в Италии, «patte d’oie» во Франции и «goose foot» в Англии. Во Франции оригинальная идея Доменико Фонтана нашла свое продолжение в дизайне Place de Armes в Версале, а в Италии была использована архитектором Карло Райнальди.

piazza_del_popolo , площадь_дель_пополо_план-схема

Схема площади Пьяцца дель Пополо, предложенная Доменико Фонтана

Обелиск Фламинио на Пьяцца дель Пополо

Грандиозная стела, взметнувшись на высоту 24 метра, получила название дороги, упирающейся в городские ворота Рима.

обелиск_фламинио , Flaminio_Obelisk_Piazza_del_Popolo

Обелиск Фламинио

Первоначально, единственным украшением площади являлся фонтан Джакомо делла Порта, построенный в 1573 г. по указанию папы Грегория XIII. Это был один из восемнадцати городских фонтанов, которые предусматривались в Риме после реставрации акведука Аква Вирго (Aqua Virgo). Однако при проектировании инфраструктуры, Доменико Фонтана обнаружил, что по чистой случайности оси пересечения трех будущих главных дорог города, сходятся именно в этой точке. Для целостности визуального восприятия как бы расходящихся из единого центра дорог, было принципиально важно было поместить обелиск  на место действующего фонтана. Сам фонтан Джакомо делла Порта сместили ближе к началу Виа дель Корсо.

Пьяцца_дель_пополо_рим , piazza-del-popolo

Общий вид площади

Это интересно!
Египетский обелиск, построенный во времена фараонов Рамзеса II и Марнептаха ( 1232 – 1220 г. до н.э.), был привезен в Рим Императором Октавианом Августом в качестве трофея в 10 году до н.э. Украшающие его барельефы восхваляют жизнь и деяния обеих фараонов. Первоначально грандиозная стела украшала цирк Максимус, а после упадка Империи была низвержена и закопана. Доменико Фонтана реставрировал и установил артефакт, согласно своему плану. С тех пор обелиск Фламинио является одной из достопримечательностей Рима.

Базилика в стиле барокко на Пьяцца дель Пополо

Рядом с городскими воротами расположена одна из старейших церквей Рима – базилика Санта Мария дель Пополо. Она стоит на том самом месте, где, по преданиям, находился мавзолей Domizzi Enobarbi с гробницей одного из самых страшных римских императоров – Нерона. По указанию папы Пасхалия II, останки императора были извлечены из гробницы и брошены в реку, а мавзолей — разрушен. На его месте в 1099 году построили небольшую часовню.

В 1227 году ее несколько расширил Папа Григорий IX, а между 1472 и 1477 годом Папа Сикст VI полностью перестроил часовню в стиле Ренессанс. Проект был выполнен Андреа Бреньо и Баччо Понтелли.

 
Чтобы увековечить себя в истории Рима, Папа Александр VII между 1655 и 1660 годами полностью изменил фасад здания, поддавшись новым веяниям в архитектуре, . Проект, разработанный Жан Лоренцо Бернини, придал церкви четкий стиль Барокко, который мы видим и сегодня.

санта_мария_дель_пополо , santa_maria_del_popolo

Базилика Санта Мария дель Пополо

Однако этим Папа Александр VII не ограничился. Чтобы завершить оформление Пьцца дель Пополо в монументальном стиле Барокко, по его указу в 1662 году разрабатывается проект еще двух зданий.

Близнецы на площади Рима

площадь_дель_пополо_рим , piazza_del_popolo

Церкви близнецы на площади дель Пополо

Симметрично расположив на южной стороне народной площади две церкви, архитектор Карло Райнальди как бы обозначил ими величественный вход в Священный город. Строительство Санта Мария ин Монтесанто (слева) было закончено в 1675 году. Спустя три года появилась церковь Санта Мария деи Мираколи (справа).

piazza_del_popolo_1750

Площадь дель Пополо. Hendrik Frans van Lint, 1750

Автору проекта двух церквей-близнецов, пришлось решать уникальную по сложности задачу. Дело в том, что участок земли между Виа ди Рипетта и Виа дель Корсо уже, чем между Виа дель Корсо и Виа дель Бабуино. Другими словами, здания невозможно было построить абсолютно идентичными, так как они имели бы разные размеры и, соответственно, разные купола, что нарушило бы задуманную архитектором симметрию. Райнальди действительно гениально решил эту задачу!

piazza_del_popolo

Гениальное решение Райнальди

Здание церкви Санта Мария ин Монтесанто он спроектировал овальной формы, сместив его несколько вдаль от площади. При этом купол в форме эллипса стал визуально равным диаметру круглого купола церкви Санта Мария деи Мираколи. Таким образом, несмотря на разность в геометрических размерах, оба здания, при взгляде на них от Порта дель Пополо, кажутся абсолютно одинаковыми.

 

Новая площадь Пьяцца дель Пополо

С 1816 по 1834 годы площадь подверглась значительной реконструкции в рамках городского планирования. Архитектор Giuseppe Valadier придал площади овальную форму. Он соединил холм Пинчо с восточной стороны Пьяцца дель Пополо с западной частью, ведущей к Тибру. В 1823 году Валадье убрал старый центральный фонтан Джакомо делла Порта, который портил весь вид народной площади, выполненной в стиле Барокко.

пьяцца_дель_пополо , piazza_del_popolo

Вид площади дель Пополо. Фото 1890 г

Взамен архитектор гармонично разместил сочетающуюся с древнеегипетским обелиском группу из четырех расположенных по углам стелы небольших фонтанов, украшенных каменными фигурами львов, из пасти которых струится вода. Стела, являясь элементом общей композиции, как бы вырывается из нее, устремляясь в небо.

пьяцца_дель_пополо , Piazza_del_popolo

Фонтан у обелиска Фламинио

Вскоре после этого, в 1828 году, Валадье установил на Пьяцца дель Пополо еще два фонтана, поместив их в центре изогнутых стен, окружающих эллипсовидную площадь. Структура двух фонтанов работы архитектора Джованни Чеккарини одинакова – они представляют собой большие полукруглые ванны, расположенные чуть выше уровня площади. В них стекает вода из установленных каскадом чаш, с витыми парами дельфинов по обе стороны верхней части стены.

фонтан_нептун_пьяцца_дель_пополо , neptuno_piazza-del-popolo

Фонтан Нептун располагается на западной стороне, ведущей к Тибру

Единственное различие между двумя работами – это центральная группа статуй. На западной стороне, ведущей к Тибру, фонтан украшает Нептун в окружении двух тритонов с дельфинами. На восточной стороне, ведущей на холм Пинчо, возвышается Богиня Рома в окружении статуй Тибра и Аньене, у ног которой капитолийская волчица кормит близнецов.

фонтан_пьяцца_дель_пополо , piazza-del-popolo

Фонтан Богиня Рома

Одним из негативных факторов творчества Valadier считается его отказ от некоторых основных принципов стиля Барокко. Но в целом это не отразилось на внешней привлекательности Пьяцца дель Пополо. Сейчас мы видим площадь именно такой, какой она стала после последней реконструкции. В последние годы ее территория превратилась в элегантную пешеходную зону, став местом публичных мероприятий и концертов под открытым небом.

Ограниченный формат статьи не позволяет в полной мере описать и продемонстрировать всю красоту и величие этой площади, открывающееся взору от Порта дель Пополо, Увидеть поближе некоторые элементы, расположенные на ней, можно здесь Фотопрогулка. Пьяцца дель Пополо в деталях.

Добавить комментарий