logo_page_basilica2.jpg

Церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона

Последние изменения: Сентябрь 25, 2018

Исторический центр Вечного города является средоточием Римского барокко, где буквально на каждом шагу встречаются монументальные архитектурные шедевры эпохи Возрождения. Примером этому может служить посещение великолепной Пьяцца Навона – одной из главных достопримечательностей Рима, со знаменитыми фонтанами и палаццо. Наиболее ярким ее украшением, без сомнения, является церковь Святой Агнессы (Sant’Agnese in Agone), находящаяся по центру западной стороны площади.

 

 
История возведения церкви и ее посвящение, определившее настоящее название, уходят в далекое прошлое, в те времена, когда здесь находился древний стадион Домициана. Построенный в 85г.н.э., он использовался для проведения атлетических соревнований вплоть до середины V века. Согласно легенде, здесь была замучена 12-летняя Агнесса, память о которой увековечена в названии великолепной барочной церкви.
 
церковь святой агнессы, сант аньезе ин агоне

Легенда о Святой Агнессе

Агнесса (293-305гг.н.э.), принадлежавшая к благородному древнеримскому роду Клаудия, приняла мученическую смерть во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане, издавшем в 303 г. ряд указов, направленных на аннулирование прав христианских общин.
 
Церковь Святой Агнессы на Пьяцца НавонаСогласно легенде, юная девушка 12 лет от роду, давшая себе обет целомудрия ради служения Спасителю, отказала в близости сыну префекта Рима, влюбившегося в нее. За это Агнессу бросили в находившийся на стадионе Домициана бордель, но ни один из его клиентов так и не смог лишить ее девственности, так как моментально терял мужскую силу. Чтобы утешить самолюбие богатых патрициев, обвиненную в колдовстве девушку совершенно нагую вывели на заполненную зрителями арену.
Церковь Святой Агнессы на Пьяцца НавонаСогласно легенде, юная девушка 12 лет от роду, давшая себе обет целомудрия ради служения Спасителю, отказала в близости сыну префекта Рима, влюбившегося в нее. За это Агнессу бросили в находившийся на стадионе Домициана бордель, но ни один из его клиентов так и не смог лишить ее девственности, так как моментально терял мужскую силу. Чтобы утешить самолюбие богатых патрициев, обвиненную в колдовстве девушку совершенно нагую вывели на заполненную зрителями арену.
Однако случилось чудо – ее волосы тут же мгновенно отрасли до пят, спрятав обнаженное тело от устремленных на нее тысяч вожделенных глаз. Вменив в вину публично продемонстрированную магию, Агнессу приговорили к сожжению на костре. И здесь чудо повторилось – пламя костра, достигнув тела девушки, тут же затухало, не причиняя ей никакого вреда. Чтобы ускорить акт экзекуции, подбежавший к мученице солдат ударом меча отсек ей голову. После казни тело девушки было захоронено на кладбище вдоль Номентанской дороги, в катакомбах, известных сегодня как Catacomba di Sant’Agnese (современный район Рима Триест). Чтобы трагическое событие не исчезло из людской памяти, принцесса Констанция, дочь императора Константина Великого (274-337), в середине IV века построила над местом захоронения Агнессы небольшую часовню. Сегодня здесь находится нынешняя базилика Sant’Agnese fuori le mura (Базилика Сант Аньезе за Стенами), возведенная в первой половине VII века папой Гонорием I.
OneTwoTrip

Юная Агнесса, принявшая мученичество во славу целомудрия и канонизированная впоследствии католической Церковью, по сей день является покровительницей всех девственниц.

Кто построил церковь Сант Аньезе ин Агоне

Место на стадионе Домициана, где пролилась кровь молодой девушки, стало местом поклонения христиан. В 1123 году при Папе Каллисте II здесь была построена и освящена небольшая базилика в честь Святой Агнессы, главный вход которой выходил на сегодняшнюю via di Santa Maria dell’Anima, а фасад апсиды был обращен к «кампус Агонис» – стадиону Домициана.

Это интересно!

Название площади Навона происходит от греческого «agone» – состязание. В древности применительно к указываемому месту происходивших на стадионе событий часто применялся термин «in agone», трансформировавшийся в «n’agone», а затем в «navone».


В 1447 году семья Памфили, переехавшая в Рим из Губбио, приобрела на via dell’Anima участок земли и небольшое здание, расширив впоследствии свои владения прилегающими рядом земельными наделами, чтобы построить представительный семейный особняк. Его строительство началось в 1644 году, когда Джованни Баттиста Памфили возглавил папский престол, приняв имя Иннокентий X. Известный сегодня как Палаццо Памфили, дворец стал резиденцией родного брата Папы – Памфилио Памфили и его жены Донны Олимпии Майдалькини. Женщина, имевшая достаточное влияние на понтифика, убедила его в необходимости иметь рядом небольшую семейную часовню. Таким образом, в 1651 Иннокентий X распорядился возвести на месте старой базилики, стоявшей рядом с дворцом, новую церковь Святой Агнессы, которая впоследствии должна была стать также и местом его упокоения после смерти.
Пьяцца навона, площадь навона рим
Разработку проекта и курирование строительства церкви Сант Аньезе, заказанной Иннокентием X, первоначально поручили архитектору Джираломо Райнальди и его сыну Карло. Однако вскоре Папа изменил свое решение, передав работу Франческо Борромини, который находился в бо́льшей фаворе у понтифика. Тот изменил дизайн фасада здания, сделав его вогнутым. Это гениальное решение позволяло без труда видеть купол церкви, который невозможно было бы узреть с противоположной стороны узкой площади при традиционном архитектурном исполнении возводившегося храма.
 

 
В 1655 году, к моменту смерти Иннокентия X, фасад церкви был практически закончен, однако преемник почившего понтифика не проявлял особого интереса к строительству. Архитектор Борромини, не получая никаких денежных субсидий для продолжения строительства, подал в отставку. Донна Олимпия в 1667 году привлекла Джованни Лоренцо Бернини для оформления интерьера, а ее сын Камилло взялся достроить церковь. Он восстановил Карло Райнальди (1611-1691) в должности ведущего архитектора, который в 1672г. и завершил возведение здания. Несколько позже, по проекту Джованни Мария Баратта(1670-1747) церковь дополнили строительством двух колокольных башен. Его младший брат Франческо дополнил фасад базилики входными ступенями.
 

 

Интерьер церкви Святой Агнессы

Великолепная церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона известна как одна из красивейших в Риме. Ее интерьер наполнен шедеврами средневековой скульптуры и живописи. Главный алтарь с изображением Святой Агнессы, принимающей мученичество через сожжение на костре, выполнен из белого мрамора скульптором Доменико Гуиди. Его официальное представление состоялось 13 июля 1688 года.
 
церковь сант агнесса, сант аньезе ин агоне
Часовня Святой Агнессы в храме располагается на предполагаемом месте мученичества. Она содержит скульптуру, выполненную мастером Эрколе Ферретти, Форма и выражение композиции основаны на рисунках Бернини. Великолепные лепные элементы, украшающие часовню, принадлежат Паоло Ландини, который участвовал во внутреннем оформлении храма с 1662 по 1664гг.
 
святая агнесса, церковь святой агнессы, сант аньезе ин агоне
Семья Памфили была тесно связана с проповедником Филиппо Нери (1515-1595), являвшимся основателем конгрегации ораторианцев и канонизированным католической Церковью. Поэтому было принято решение построить в семейной церкви Памфили часовню, посвященную Святому Себастьяну – наиболее почитаемому Филиппо Нери святому. В 1859 году, после общей реставрации храма и восстановления часовни Св. Себастьяна, папа Пий X передал сюда бесценную реликвию – сохранившийся череп отсеченной главы Святой Агнессы. Он был помещен в серебряный реликварий, сделанный в форме миниатюрного храма.
 
реликварий сант агнесса, сант аньезе ин агоне,
Над входом в церковь Сант Аньезе ин Агоне, с его внутренней стороны, находятся звуковые трубы старинного органа, заказанного Джованни Баттиста Памфили фламандскому мастеру Гульемо Герману. Несмотря на то, что в начале XIX века он подвергся значительной реконструкции, его основные элементы были сохранены, включая оловянные трубы музыкального инструмента. Здесь же, в мраморном погребальном саркофаге работы скульптора Джованни Баттиста Маини, покоится прах Иннокентия X Памфили.
 
церковь святой агнессы, сант аньезе ин агоне

Это интересно!

Каждый четверг вечером, в базилике Святой Агнессы на Пьяцца Навона (La chiesa di Sant’Agnese in Agone), можно насладиться достопримечательностями настоящей римской жемчужины в сопровождении барочной музыки.
опера концерты кассической музыки рим церковь святой агнессы
Богатая музыкальная программа, состоящая из произведений Монтоверди, Фальконьери, Карриссими, Фрескобальди и других композиторов, исполняется на инструментах периода эпохи Возрождения, представляя музыкальное наследие прошлого в окружении великолепных скульптур из мрамора и удивительных фресок базилики, построенной в XVII веке.
 
Купить билеты он-лайн на музыкальный вечер можно здесь.


Напоследок, хотелось бы привести один немаловажный исторический факт, связанный с храмом. Здесь, в старой церкви Святой Агнессы, монах-доминиканец, философ и выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548-1600) по приговору суда был отлучен от церкви. После вынесенного решения, ему тут же с большого и указательного пальца обеих рук срезали кожу, уничтожая, таким образом, следы миропомазания – обряда, свершавшегося при сановном посвящении.

Где находится и как добраться

 

 
 

Церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона
Средняя оценка 5 Проголосовало 3

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Рейтинг@Mail.ru