logo_page_villi2.jpg

Вилла Фарнезина в Риме — шедевр Эпохи Возрождения

Последние изменения: Апрель 2, 2018

В одном из самых колоритных районов Рима, Трастевере, находится настоящее сокровище Эпохи Возрождения. Вилла Фарнезина, спроектированная Бальдассарре Перуцци, стала прототипом римской загородной резиденции, а ее строительство в свое время произвело широчайший резонанс. Над воплощением мечты папского банкира Агостино Киджи, по заказу которого она и была построена, работали величайшие мастера того периода: упомянутый выше Перуцци, Себастьяно дэлль Пьомбо, Содома и Рафаэль Санти вместе со своими учениками.

Не сегодняшний день вилла Фарнезина не слишком популярна среди туристов. Мало кто знает о ее существовании и о том, что скрывается за ее стенами. В данной статье мы подробно расскажем об истории данного сооружения, и почему стоит ее посетить.

Вилла Фарнезина в Риме

История виллы Фарнезина

В начале XVI века известный банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, заказал молодому Бальдассаре Перуцци строительство роскошной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была стать его загородной резиденцией. Здание было построено в 1512 году и изначально так и называлось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).

Агостино Киджи банкир барельеф

Агостино Киджи

Переехав в Рим, Агостино Киджи проживал в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой супругой Маргаритой Сарачини, преждевременно скончавшейся в 1508 году, не оставив банкиру наследника. Еще до смерти супруги Киджи завел отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски, с которой познакомился во время своего делового визита в Венецию. После смерти Маргариты, Франческа официально вошла в дом банкира, став его фактической супругой и подарив ему пятерых детей. В августе 1519 года, незадолго до своей смерти, Агостино взял в жены мать своих детей. Свадебный обряд был проведен Папой Львом X.
Последние годы жизни банкир провел на своей новой вилле, устраивая светские и творческие вечера, приглашая известных личностей тех времен, поэтов и даже кардиналов.

Советуем почитать:

Капелла Киджи в Риме

В 1580 году виллу Киджи приобрел кардинал Александр Фарнезе младший, внук Папы Павла III Александра Фарнезе. Начиная с 1626 года, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, вилла использовалась исключительно для приема и размещения важных гостей, среди которых был кардинал Ришельё — первый министр Франции при Людовике XIII, немецкий кардинал Фридрих Гессен-Дармштадтский, королева Швеции Кристина и многие послы французского монарха Людовика XIV. В первой половине XVIII века вилла, находясь в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, превратившись в резиденцию дипломатов. Позже виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему серию работ по реставрации (1866 г.).

Вилла Фарнезина в Риме набережная Тибра
В 1927 году здание приобрело государство. Вскоре здесь разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, просуществовавшей в период с 1929 по 1944 года, направленной на развитие и координацию итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. На сегодняшний день вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei) – старейшей научной итальянской академии.

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

Вскоре после покупки земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработать проект усадьбы. На территории виллы, помимо жилого здания, располагалась конюшня, спроектированная Рафаэлем и разрушенная в 1808 году после продолжительного периода запустения, а также лоджия, выходившая на набережную Тибра (была демонтирована во время работ по прокладке проезжей части) и роскошный сад в итальянском стиле.

GoEuro.com INT

Вилла Киджи в значительной степени отличалась от архитектуры того времени. Очевидным является отсутствие на фасаде рустичной облицовки, арок, обрамляющих оконные проемы, колонн и мраморных выступающих элементов, присущих дворцам Эпохи Возрождения. Основной декоративной отделкой экстерьера виллы стали росписи, от которых на сегодняшний день, к сожалению, ничего не осталось, а также барельефы в верхней части здания, располагающиеся между окнами аттика.

Двухэтажное здание в плане представляет собой форму подковы, ориентированную в сторону сада. Два крыла виллы соединены лоджией, состоящей из пяти арок, которые в целях сохранности фресок были застеклены. Сама по себе лоджия, украшенная росписями с ярко выраженными растительными мотивами, по задумке архитектора должна была стать порталом, связывающим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, названная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, изначально использовалась в качестве сцены для театральных постановок и других выступлений, организовывавшихся владельцем виллы.

Сад Виллы Фарнезина в Риме

Сад, устроенный в итальянском стиле, являлся неотъемлемой частью виллы и ее органическим завершением. С течением времени парк претерпел значительные изменения и сегодня выглядит совершенно иначе, нежели в далекую Эпоху Возрождения.
Спустя два года после начала строительных работ, Перуцци приступил к художественной росписи одного из залов виллы, получившей название Станца дель Фрэджо, а спустя еще три года Агостино Киджи уже переехал в свой новый дом и имел возможность демонстрировать гостям все прелести своей роскошной усадьбы.

Работы над художественным убранством виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были реализованы работы по художественной росписи, стала так называемая Станца дель Фрэджо (Stanza del Fregio) – небольшая комната, использовавшаяся в качестве зала ожидания для гостей, а также для проведения некоторых церемоний. Например, именно в этой комнате было зачитано завещание Агостино Киджи.

В 1509 году Перуцци приступил к росписи экстерьера, о чем свидетельствуют документальные источники. После завершения строительных работ, в начале 1511 года, сиенский художник взялся за реализацию фресок свода Лоджии Галатеи, ставших одним из крупнейших произведений мастера.

Вилла Фарнезина зал галатеи

В этом же году Агостино Киджи нанял молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того времени, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Возможно, банкир был не совсем удовлетворен работой Перуцци, а возможно просто хотел ускорить рабочий процесс. Так или иначе, художники должны были работать в паре, а вскоре к ним присоединился и Рафаэль.

Росписями люнетов был занят Себастьяно дель Пьомбо. Его кисти принадлежат девять фресок, на которых изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, основанного на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тем временем работал над созданием «Триумфа Галатеи».

После завершения росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди приостановил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной этому, предположительно, послужила занятость Рафаэля в других проектах. Известно, что Санти в период с 1514 по 1517 года работал над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.
В 1517 году Рафаэль со своими учениками, приступил к созданию росписей главной лоджии виллы – места, которое должно было стать «визитной карточкой» резиденции известного банкира.

В то время как великий маэстро создавал свой очередной шедевр, в одном из помещений наиболее приватного предназначения – спальне – начались работы над росписью интерьера, доверенные некому Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома. В этот же период появились и фрески Зала Перспектив, в котором 28 августа 1519 года состоялся праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и его возлюбленной Франчкской.

Вилла Фарнезина: что посмотреть

Изначально вход на виллу располагался с северной стороны здания. Попасть внутрь помещения можно было, пройдя через лоджию Амура и Психеи. Сегодня же, вход для публики находится с противоположной стороны виллы, поскольку лоджия в целях сохранности ценнейших фресок, была застеклена.
Посетителям предоставляется возможность увидеть следующие помещения виллы:

  • Станца дель Фрэджо, декоративное убранство которой принадлежит кисти Перуцци;
  • Лоджия Амура и Психеи, свод которой украшает потрясающая работа Рафаэля и его учениками;
  • Лоджия Галатеи, над росписями которой работали Бальдассаре Перуции, Рафаэль Санти, Сабастьяно дель Пьомбо;
  • Зал Перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци и его учеников;
  • Станца делле Ноцце, над фресками которой работал Содома.

Вилла Фарнезина в Риме план

Вилла Фарнезина: Станца дель Фреджо

Одним из первых помещений, в котором была выполнена художественная роспись, стала комната, использовавшаяся в качестве зала ожиданий или приемного кабинета – Станца дель Фреджо. Стены, украшенные изначально гобеленами, были расписаны лишь в верхней части. На узкой полоске, обрамляющей помещение по периметру, Бальдассаре Перуцци изобразил сцены из древнегреческой мифологии, заимствованные из поэмы Овидия «Метаморфозы». Это одна из первых художественных работ Перуцци в Риме, в ее стиле еще прослеживается сиенская школа. Данные фрески были написаны в 1508 году (по другим сведениям в 1511г.)

Фрески виллы Фарнезина

Лоджия Амура и Психеи

Парадным входом на виллу банкира служила широкая лоджия, названная по основному сюжету украшающих ее фресок – Лоджия Амура и Психеи. Гармоничное во всех отношениях пространство, свежее и открытое, создал Рафаэль, работая над его реализацией вместе со своими талантливыми учениками.

Вилла Фарнезина в Риме лоджия Амура и ПсихеиПомимо своего первостепенного предназначения, лоджия использовалась и для проведения всевозможных выступления и театральных постановок, которые Киджи любил устраивать для своих частых гостей.

Для придания лоджии праздничного, торжественного и одновременно воздушного и не обременяющего вида, Рафаэль пустил в ход всю свою креативность, не ограничивая собственного воображения. В результате художник добился визуальной трансформации помещения, создав нечто, напоминающее перголу – садового навеса, обвитого растениями.

В центральной части свода лоджии натянуты два полотна, похожие на дорогие гобилены. На одном из них изображен сюжет «Пиршество Богов», где несправедливо преследуемая Психея была приобщена к сонму богов. На втором – «Свадебное пиршество Амура и Психеи» — кульминационный сюжет мифа и цикла художественных росписей лоджии.

потолок лоджии амура и психеи на вилле фарнезина работы рафаэлялоджия амура и психеи фрески вилла фарнезинаНе смотря на то, что идея создания данного произведения принадлежит Рафаэлю, над ее реализацией трудились работники его мастерской — ученики гения, а именно: Раффаэллино дель Колле, Франческо Пенни, Джулио Романо и Джованни да Удине.
Последний был занят созданием растительных орнаментов, представляющих собой настоящую ботаническую энциклопедию. Если присмотреться к фестонам, то можно заметить огромное количество фруктов и овощей, которых, согласно заключениям исследователей, на фреске насчитывается порядка 170 разновидностей.

Вилла Фарнезина фрески рафаэль санти лоджия психеиРабота над декоративным убранством помещения была завершена в 1518 году, накануне свадьбы Агостино Киджи и Франчески.

Зал Галатеи

Рядом с Лоджией Амура и Психеи расположено помещение, называемое «Зал Галатеи» поскольку именно здесь находится известная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи», написанная в 1512 году. На фреске изображена сцена, взятая из греческой мифологии и повествующая о любви прекрасной нимфы Галатеи, дочери морского бога Нерея, к пастуху по имени Акид. Когда Галатея отвергла возжелавшего ее Полифея, циклоп раздавил юношу Акида прямо на глазах у его возлюбленной. Тогда Галатея превратила Акида в реку.

Вилла Фарнезина в Риме зал галатеи
Рядом с «Триумфом Галатеи», работы Рафаэлем, находится фигура Полифея, написанная венецианским художником Себастьяно дель Пьомбо. Его же кисти принадлежат росписи девяти люнетов, где изображены следующие сюжеты:

  • Терей, Филомела и Прокна
  • Аглавра и Герса
  • Дедал и Икар
  • Юнона
  • Скилла, остригающая волосы у Ниса
  • Падение Пердикса
  • Борей и Орифия
  • Зефир и Хлорида

В десятом люнете можно заметить монохромное портретное изображение юноши. Принято считать, что его написал Бальдассаре Перуцци, однако достоверных сведений, подтверждающих данный факт, не имеется. С этим изображением связано одна очень интересная история.

Зал галатеи вилла фарнезина фреска микеланджело
В начале XVI века наиболее влиятельными художниками в Риме считались Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль, работая над тем или иным проектом, не позволял никому смотреть на его неоконченное творение. Согласно легенде, Микеланджело, не устояв перед порывами собственного любопытства, дабы увидеть процесс создания росписей молодого художника, притворившись простым торговцем, отвлек стражников и проник на виллу, когда на ней не было ни Рафаэля, ни его учеников. Не устояв перед собственной художественной страстью, взял уголь и в одном из люнетов набросал голову юноши. Санти, вернувшись к рабочему процессу и увидев рисунок, понял, что его мог создать лишь великий Микеланджело. Это монохромное изображение, отличающееся исключительным совершенством исполнения, Рафаэль не только не смог уничтожить, но и повелел остальным не делать этого.

Зал Галатеи вилла фарнезина фрескиРосписи свода Зала Галатеи были созданы выдающимся Бальдассаре Перуцци и представляют сюжеты мифологической тематики. В центральной части полотка помещен герб фамилии Киджи, по обе стороны которого располагаются две крупные прямоугольные фрески. На одной из них представлена Фама, древнегреческая богиня молвы, провозглашающая земную славу банкира. Рядом с ней расположена фигура Персея, убивающего Медузу. На другой фреске изображена Каллисто – повелительница звезд, которую Зевс вознес на небо, превратив в созвездие Большой Медведицы. Данный сюжет интерпретирован как напоминание о том, что все земные почести зависят от благосклонности звезд.

В парусах свода, чередующихся с шестиугольными медальонами, в которые помещены фигуры различных божеств, представлены мифологические персонажи. Пространство между данными декоративными элементами, в форме треугольников, заполнено монохромными изображениями ангелочков, восседающих на фантастических животных.
Работы по реставрации росписей Зала Галатеи виллы Фарнезе были проведены в 1863 и в 1969-1973 годах.

Зал Перспектив

Просторное помещение на втором этаже виллы Фарнезина, где 28 августа 1519 года прошел праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и Франчески Ордеаски, содержит ценнейший образец изобразительного искусства. Фрески, выполненные Бальдассаре Перуцци в 1519 году, представляют собой один из первых примеров монументальной художественной перспективы.

Вилла Фарнезина в Риме зал перспектив
По обеим сторонам зала Перуции изобразил две открытые лоджии с колоннами и декоративными нишами. С одной из их открывается завораживающий вид на Рим, а с другой – на живописные пригородные пейзажи.
В нишах над дверными и оконными проемами помещены изображения древнегреческих божеств, а над каминным порталом – Кузница Вулкана, покровителя огня и кузнечного ремесла. Широкий фриз, опоясывающий помещение в верхней части, украшен сценами древнегреческой мифологии.

зал перспектив вилла фарнезина фрескиФрески были полностью переписаны в 1863 году, однако в ходе работ по реконструкции, проведенных в 1976-1983 годах, восстановлены.

Станца делле Ноцце

В помещении, называемом «Станца делле Ноцце», располагалась супружеская спальня. Художественные росписи комнаты были доверены знаменитому сиенскому художнику Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома, который работал над ними в 1519 году.

Вилла Фарнезина в Риме станца делле ноццеЦикл фресок представляет собой истории из жизни Александра Македонского — одного из величайших полководцев в истории, жившего в IV веке до нашей эры. Наиболее известной фреской этой комнаты, давшей ей название, является «Женитьба Александра и Роксаны» (на ит. «Nozze di Alessandro e Rossane»). Среди других эпизодов, повествующих о деятельности политика – «Семья Дария перед Александром», «Александр Великий приручает Буцефала» и «Битва Александра Македонского».
Реставрация росписей была проведена в 1974-1976 гг.

Археологические сокровища виллы Фарнезина

Вилла Фарнезина, привлекающая внимание, в первую очередь, своей архитектурно-художественной ценностью, может порадовать и ценителей древностей. Мало кто знает что находится под актуальным сооружением. В конце XIX века в ходе работ по благоустройству набережной и прокладке дорожного полотна, под садом Фарнезины были обнаружены остатки древнеримской виллы, украшенной роскошными античными фресками. По заключениям исследователей, в этом доме проживал известный политический деятель Марк Агриппа со своей супругой Юлией, дочерью первого римского императора. На сегодняшний день ценнейшие фрески представлены в музее Палаццо Массимо.
 

Вилла Фарнезина: информация для туристов

 

Адрес

Via della Lungara, 230

 

Режим работы

С понедельника по субботу с 9-00 до 14-00, а также во второе воскресенье месяца с 9-00 до 17-00.
Выходной: воскресенье и праздничные дни

 

Стоимость билета

Полная стоимость – 6 евро, льготный – 5 (для лиц от 14 до 18 лет и старше 65), детский — 3 евро (для детей 10-14 лет)

 

Бесплатное посещение

— Дети до 10 лет в сопровождении родителей;
— Инвалиды.

 

Где купить билет:

В кассах музея

 

Экскурсия по вилле:

Musement

 
Вилла Фарнезина в Риме — шедевр Эпохи Возрождения
Средняя оценка 5 Проголосовало 7

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

десять − десять =

Рейтинг@Mail.ru