Замок Святого Ангела: раскрываем тайны главной достопримечательности Рима

Возвышаясь над берегами Тибра почти 2000 лет, мощные стены Castel Sant Angelo являются свидетелем многих захватывающих событий – потрясений и перемен, несчастий и славы Вечного города. Замок Святого Ангела в разные времена служил императорской усыпальницей, папской крепостью и резиденцией, форпостом обороны и страшной тюрьмой инквизиции. История Рима тесно переплетена с его многовековым прошлым.

замок_сант_анджело , замок_святого_ангела , замок_ангела

Замок Святого Ангела . август 2016

Мавзолей императоров Рима

В 125 году правящий император Адриан велел построить на правом берегу Тибра монументальную усыпальницу, которая должна была стать последним пристанищем для всех членов его императорского рода. В те времена запрещалось хоронить умерших жителей Рима в черте города, для этого использовались окраинные земли за рекой. Тем не менее, выбор места не был случайным: по преданию, неподалеку находилось захоронение одного из учеников Иисуса Христа – апостола Петра, замученного императором Нероном.

Это интересно!
Достоверно известно, что проект грандиозного сооружения разработал древнеримский архитектор Деметриано по образу и подобию мавзолея Октавиана Августа. Однако при жизни Адриана гробница так и не была достроена. Ее возведение завершил преемник императора – Антонин Пий – в 139 году, спустя год после смерти своего предшественника.

Усыпальница императора поражала современников своими исполинскими размерами и красотой. По углам кубического основания, отделанного светлым мрамором цвета восходящей Луны, размещались группы бронзовых статуй, изображавших лошадей, застывших в движении, и их наездников. Поднимающееся над ним сооружение цилиндрической формы с насыпным курганом было украшено садом вечнозеленых растений. Вершину мавзолея венчала позолоченная бронзовая колесница с императором Адрианом в образе бога Гелиоса.

Мавзолей_Адриана , mole_adriana

Мавзолей Адриана и мост Элио

Еще при жизни императора, в 134 году, оба берега Тибра объединил великолепный мост Элио, задуманный императором как образные врата для входа в усыпальницу. Построенный, также, по проекту Деметриано, сегодня он широко известен как Мост Ангелов с размещенными на нем изваяниями ангелов, несущих орудия Страстей. Скульптуры были разработаны великим Лоренцо Бернини и выполнены учениками его школы.

мост святого ангела в риме мост ангелов в Риме мосты древнего рима

Мост Святого Ангела

На протяжении многих лет Мавзолей использовался по своему прямому назначению. В нем были помещены многочисленные урны с прахом особ императорских династий, в том числе:

  • жены Адриана – Сабины Вибиа;
  • приемного сына Адриана – Луция Элио;
  • императора Антонина Пия и его супруги Фаустины Маджоре;
  • императора Марка Аврелия Комодо;
  • императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей – Гета и Каракаллы.
 

Неприступный бастион

Свое первоначальное предназначение возведенный Адрианом Мавзолей потерял в 403 году, когда Флавий Онорио, император Западной Римской Империи, объединил его со стеной, построенной Аврелианом в 271 году. С этого времени постройку начали использовать как фортификационное сооружение – его превратили в неприступный бастион, предназначенный для обороны города с севера.

Троекратная осада Рима, проводившаяся королем Аларико I на протяжении 408 — 410 гг, обозначила ключевое значение крепости как оборонительного комплекса для отражения нашествия вестготов.

 Lodovico Pogliaghi , осада замка

Осада Замка Святого Ангела 537 — 538 года. Работа Lodovico Pogliaghi, 1886

Однако наибольшие разрушения крепость претерпела во время осады варварами под предводительством Гензерико в 455 году, когда защитники Рима сбрасывали на головы нападавших все, что находилось под рукой – камни, запас которых довольно быстро иссяк, урны с прахом императоров и даже статуи. Одна из них была найдена в 1620-х годах во рву, окружавшем крепость. Известная как Fauno Barberini или Пьяный Сатир, сегодня она находится в Глипотеке Мюнхена, в Германии.

Фавн_барберини , пьяный сатир

Пьяный Сатир. Скульптура неизвестного мастера. Около 200 в. до н.э.

Во второй половине десятого века управление городом перешло в руки семьи Кресченци, и за крепостью Святого Ангела на протяжении последующих столетий закрепилось новое название – Castrum Crescentii, которое также сохранилось при правлении семей Перлеони и Орсини.

На протяжении почти четырех веков сооружение многократно перестраивалось и укреплялось в оборонительных целях. Наиболее масштабной реконструкции крепость подверглась в 1395 году. Папа Бонифаций IX поручил архитектору Никколо Ламберти восстановить оборонительную структуру замка, разрушенную населением Рима, восставшего против французского гарнизона в 1379 году. Этим проектом предусматривалось оставить единственный вход через подъемный мост, а на самом верху здания построить часовню Архангела Михаила.

 
Папа Николай V за время своего понтификата (1447 – 1455гг.) впервые сделал замок своей резиденцией. При нем были дополнительно построены три наружные башни по углам четырехугольного основания.

замок_святого_ангела_1575

Замок Святого Ангела. Stefano Du Perac, 1575

Дальнейшие фортификационные работы продолжил папа Александр VI Борджиа (1431 – 1503гг.). Возведенные его предшественником башни архитектор Антонио да Сангалло укрепил бастионами пятиугольной формы, окружил стены более глубоким рвом и заполнил его водой из Тибра. По указанию папы Борджия была возведена еще одна круглая башня на входе в крепость.

Спустя 32 года это позволило папе Клименту VII семь месяцев противостоять осаде войскам ландскнехтов Карла V, начавшейся 6 мая 1527 года.

Sack_of_Rome_of_1527_by_Johannes_Lingelbach_17th_century

Осада Рима 1527 года. Картина Johannes Lingelbach, 17 век

Последние масштабные работы по укреплению Замка святого Ангела проводились при понтификате папы Павла IV (1555 – 1559гг.). Военный инженер Франческо Лапарелли закончил возведение грандиозного пятиугольного бастиона вокруг крепости Сант Анджело.

кастель_сан_анжело

Замок Святого Ангела после реконструкции Франческо Лапарелли

Постепенно крепость утратила свое оборонительное значение. При Урбане VIII башни, включая башню Борджия между мостом Ангелов и замком Сант Анджело, были разрушены. Не единожды доказав свое ключевое предназначение в обороне города, мощные стены крепости многие годы служили надежным убежищем для понтификов, обустроивших в них свою резиденцию.

 

Легенда о спустившемся ангеле

Свое нынешнее название – Кастель Сант Анджело, мавзолей Адриана получил в 590 году. В это время на Рим обрушились многие беды: разлившийся Тибр затопил бо́льшую его часть, а эпидемия страшной чумы опустошила город, некогда бывший столицей мира. Папа Григорий I призвал блуждающих в руинах граждан совершить трехдневный покаянный Крестный ход и молиться, чтобы вызвать Божью милость. Согласно легенде, 29 августа 590 года процессия, проходя мимо стен мавзолея, увидела над ним яркий фиолетовый силуэт Архангела Михаила, вкладывавшего огненный меч в ножны. Видение было истолковано как признак скорого избавления от напасти, обрушившейся на город, что и произошло на самом деле. О случившемся чуде до сих пор напоминает статуя Ангела, венчающего здание, и давшая свое нынешнее название замку.

Это интересно!
Первоначальное изваяние, выполненное из дерева, не сохранилось до наших дней. Второй ангел, высеченный из камня, был разрушен при осаде Рима в 1379 г. и заменен лишь в 1453 г. мраморной статуей с бронзовыми крыльями. Однако и она простояла недолго – в 1497 г. Ангел сильно пострадал при взрыве пороховой бочки, в которую попала молния. Взамен была изготовлена новая статуя из позолоченной бронзы, но в 1527 году и она была переплавлена на пушки.

В 1563 году очередную статую вновь водрузили на прежнее место. Ее изваял из мрамора Рафаэлло да Монтелупо (1504–1566гг.). Фигуру в образе Архангела Михаила с бронзовыми крыльями и сейчас можно увидеть во внутреннем дворике замка.

замок_сант_анжело_рим , святой_ангел , ангел_рафаэлло_монтелупо , замок_святого_ангела_рим

Статуя Архангела Михаила работы Рафаэлло Монтелупо

Сегодня Замок Cвятого Ангела венчает скульптурная композиция фламандского архитектора Peter Anton von Verschaffelt(1710 – 1793гг.), изготовленная им в 1753 году из бронзы.

святой_ангел , замок_святого_ангела , замок_сант_анджело_рим

Скульптура Святого Ангела работы Peter Anton von Verschaffelt, 1753

Резиденция понтификов

Как уже отмечалось выше, первые жилые апартаменты в Замке Святого Ангела принадлежали папе Николаю V. Отказавшись от традиционной резиденции в Лютеранском дворце, он выбрал крепость в качестве наиболее безопасного места для представительства Святой церкви. Здесь же, в 1451 году он начал собирать коллекцию материалов, связанных с управлением Престола, привлекая к сотрудничеству для написания заметок многих гуманистов того времени. Этим дальновидным решением было положено начало будущей библиотеки Ватикана, которая на момент смерти понтифика, в 1455 году, насчитывала уже более 1200 документов.

 
Около пятидесяти лет спустя Папа Александр VI Борджиа (1492 – 1503гг.) заказал для себя строительство новых апартаментов. Стены, расписанные художником Бернардино ди Бетто, более известным как Пинтуриккио, превратили замок в роскошный дворец с садами и фонтанами. Послы иностранных держав здесь принимались с большой помпой, а банкеты следовали один за другим практически без перерывов. К сожалению, сегодня в крепости ничто не напоминает о былой роскоши резиденции Борджиа, разрушенной в 1628 году Папой Урбаном VIII.

Сегодня в одной из частей замка можно видеть две комнаты Папы Климента VII, в которых он находил убежище на протяжении семи месяцев во время осады крепости ландскнехтами.

фрагмнент_потолка_замкок_святого_ангела

Фрагмент потолка

До наших дней хорошо сохранилось лишь великолепие папских апартаментов эпохи Возрождения, полностью реализованное во время понтификата Павла III (1543 – 1549гг.). Выполненная флорентийским художником Перин дель Вага и его учениками роспись стен и потолков замка, полностью преобразовала военный форт в аристократическую резиденцию.

Замок_святого_ангела_Аппараменты

Потолок в одной из залов папской резиденции

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

герб_батиста_орсини

 

  • Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

бенвенуто_челлини

 

  • Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю;

беатриче_ченчи

 

  • Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников;

джордано_бруно

 

  • Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого;

граф_калиостро

 

  • Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на 27 декабря 1789 года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто. Боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, они требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

замок_сант_анжело_Alinari

Замок Святого Ангела. Фотография 1878 года Fratelli Alinari

Музей, донесший дыхание столетий

За небольшой промежуток времени, в течение которого замок находилось в военном ведомстве, инфраструктура сооружения и его многочисленные помещения начали постепенно приходить в упадок. Исправила положение инициатива начальника гарнизона полковника Луиджи де ла Пенне, собравшего вокруг себя бригаду специалистов из военных инженеров под руководством капитана Мариано Боргатти, историка-любителя военной архитектуры. Разработанный проект предусматривал восстановление первоначального внешнего вида здания и создания в нем музея военной техники.

Замок_Святого_Ангела , замок_сант_анджело , замок_ангола_рим

Замок Святого Ангела. 1901 год

Начавшаяся в 1901 году реконструкция была завершена через пять лет. В конце 1906 года король Виктор Эммануил III торжественно открыл новый музей. Найденные при реставрации крепости древние артефакты, дополненные монетами, керамикой и редкими фотографиями, оформили в отдельную экспозицию, которая заняла несколько залов.
Коллекцию экспонатов расширили к 1911 году, приурочив открытие новых залов к пятидесятилетнему юбилею объединения Италии и проводимой в Риме крупнейшей Всемирной выставке. Министерство образования и культуры, проявив свой интерес, способствовало приобретению для Замка Святого Ангела древних скульптур из Римского Национального музея. В результате, к концу выставки в июне 1912 года, все здание замка перешло под управление этого министерства, оставив оборонному ведомству лишь нижнюю часть памятника с садом.

 
В 1916 году римский коллекционер Марио Менотти пожертвовал коллекцию старинных картин и мебели для зала Амура и Психеи. Аналогичное пожертвование было сделано, также, Викторией и Алессандро Контини Бонакосси для обустройства пяти папских апартаментов.

Замок_святого_ангела_аппартаменты_папы

Папское ложе

Клавесин

Клавесин

Королевским указом от 4 мая1925 года Замок Святого Ангела приобрел официальный статус Национального музея. Его первым директором стал тот самый Мариано Боргатти, историк-любитель, внесший неоценимый вклад в восстановление и популяризацию Замка Сант Анджело. Дожив до 80 лет, он умер в Риме 5 апреля 1933 года в ранге генерала армии, оставив потомкам в наследство дыхание столетий, воплощенное в обновленных им стенах крепости.

Добавить комментарий