В античные времена любые государственные религиозные празднования проводились с соблюдением определенных традиций и наделялись ритуальной символикой. Священные жертвы, преподносимые богам, ритуальные обряды предсказателей и священников, а также устраиваемые роскошные общинные пиры – все эти действа были направлены на поддержание социальной сплоченности общества, на его воспитание и развитие в необходимом направлении власть имущими. Доказательством этому служит найденный в Риме величественный Алтарь Мира, воздвигнутый при императоре Августе в 9г. до н.э.
Ara Pacis Augustae, то есть Алтарь Мира Августа, символизировал собой мир, воцарившийся в средиземноморье после многолетних распрей и войн, который был достигнут Императором Августом в результате его победоносных походов в Испанию и южную Галлию (современная Франция). Воздвигнутый по решению Сената памятник отобразил всю мощь, силу и легитимность первого римского императора, став одним из самых значимых свидетельств величия и процветания Рима в эпоху его правления.

Алтарь Мира Августа
По оценкам историков Алтарь Мира являлся одной из частей целого комплекса монументальных архитектурных сооружений, располагавшихся в районе Кампо Марцио (Марсово Поле) вдоль древней виа Лата (ныне Виа дель Корсо) – в частности, здесь же находились Мавзолей Августа и колоссальные солнечные часы, так называемый Horologium Augusti.
В 10 г. до н.э. Август привез в Рим первые два обелиска где, как указывают нанесенные на них надписи, они были воздвигнуты как памятные свидетельства завоевания Египта и посвящены богу Солнца. Один из них, первоначально помещенный на арене Цирка Максимус, сейчас находится на площади Пьяцца дель Пополо. Другой, немного меньший, был задействован в качестве гномона (указателя) для Horologium Augusti и сейчас находится перед Палаццо Монтекарио.
В день осеннего равноденствия, 23 сентября – даты, названной самим Августом днем его рождения, отбрасываемая на поверхность земли гномоном тень дотягивалась до Алтаря, указывая тем самым, что Октавиан Август был тем, кто родился для восстановления мира в государстве после длительного периода внутренних и внешних потрясений.
Место для строительства Ара Пачис было определено не случайно – Марсово поле еще со времен эпохи древнеримских царей было посвящено Богу войны Марсу и использовалось для обучения воинов. 4 июля 13г. до н.э., после возвращения Августа из миротворческих миссий в римских провинциях Испании и Галлии, Сенат декретировал возведение Алтаря Мира, утвердив роль императора как миротворца и защитника государства. Церемония торжественного освящения состоялась 30 января 9 года до н.э., в день рождения Ливии, жены Августа. Мраморное сооружение под открытым небом предназначалось для проведения умиротворяющих богов религиозных обрядов и ритуальных жертвоприношений.
Будучи построенным всего лишь в нескольких сотнях метров от берегов Тибра, Алтарь Мира Августа неоднократно подвергался затоплению водами разливавшейся реки. По свидетельствам летописцев, уже во II веке нашей эры он был значительно поврежден – многие части сооружения были сломаны и разобщены. Из года в год выносимый рекой ил и песок поднимали уровень поверхности вокруг Ара Пачис, сокрыв, в конечном итоге на несколько сотен лет монументальный памятник, со временем подвергшийся забвению.
Возможно Вас заинтересует:
Чудесное открытие древнего артефакта
О древнем монументе не было известно вплоть до середины XVI века – первые фрагменты Алтаря Мира были обнаружены в 1536 году при расчистке грунта под основание Палаццо Фиано, находящемуся и поныне на пересечении via Lucina и via del Corso. Из-под земли было извлечено девять больших, украшенных барельефами, мраморных блоков. Часть из них приобрел кардинал Джованни Риччи (1498-1574) из Монтепульчано, впоследствии перевезший их в Тоскану, а часть попали в коллекции семьи Медичи во Флоренции, Ватикана и Лувра во Франции.
В 1859 году, при проведении работ по укреплению фундамента и расширению Палаццо Фиано, были обнаружены новые фрагменты античного артефакта, в частности – рельеф Энея и глава бога Марса с рельефа Луперкаля. Немецкий историк-искусствовед Фридрих фон Дюн из Гейдельбергского университета впервые сделал предположение, что найденные предметы соответствуют Алтарю Мира, упоминавшемуся Октавианом Августом в «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния божественного Августа) – автобиографическом документе, написанном им собственноручно. Но подобный вывод был сделан лишь двадцать лет спустя, в 1881 году, после чего работы по извлечению фрагментов Алтаря были возобновлены и продолжались до 1903 года – к этому времени из земли уже было извлечено порядка 53 фрагментов древнего жертвенника. Однако раскопки все же пришлось прекратить из-за сложных геологических условий и возможного обрушения близлежащих зданий.

Предложение собрать найденные части Алтаря Мира воедино, впервые прозвучало от президента Пьемонтского общества археологии и изящных искусств, профессора Ореста Маттироло, который на протяжение 1918-21гг., тщательно изучал фрагменты. Однако идея восстановления имперского памятника вызвало ожесточенные споры и получило политическую окраску, так как после основания в 1921 году в Италии фашистской партии, получивший пост Председателя Совета Бенито Муссолини объявил себя Дуче – преемником древних римских императоров. 10 мая 1936 года он провозгласил Итальянскую империю.
Алтарь Мира Муссолини
Возрождение славы древнего Рима занимало центральное место в мощной пропаганде фашистского режима в Италии в 1930-х годах. Сам Бенито Муссолини отождествлял себя с Императором Августом и утверждал, что все его действия направлены на продолжение преемственности Римской империи. Ключевую роль в этом пропагандистском возрождении играли искусство, архитектура и иконография.
В феврале 1937 года приказом итальянского правительства Бенито Муссолини раскопки возобновили с применением новейших в то время технологий замораживания грунта для сохранения его прочности, что позволило извлечь из земли прочие фрагменты Алтаря. Это было связано с запланированным на 1938 год празднованием юбилея 2000-летия со дня рождения Августа, первого римского императора.

К началу 1938 года раскопки вокруг Палаццо Фиано были завершены, и все найденные фрагменты Алтаря предстояло сложить в единое целое. Однако отсутствие каких-либо сохранившихся рисунков или чертежей, которые могли бы дать наглядное представление о величественном монументе, стало настоящим камнем преткновения.

Единственная информация об оригинальной форме памятника была почерпнута из двух древнеримских монет эпох Нерона и Домициана, на которых Алтарь Мира был изображен с двух противоположных сторон. Чтобы облегчить работу по восстановлению, в феврале 1938 года король Италии Витторио Эммануэле III издал специальный указ, предписав министерству образования создать при Национальном университете отдельный факультет по изучению наследия императора Августа. Таким образом, предусматривалось собрать в одном месте все части и фрагменты Алтаря, находившиеся в разных городах Королевства и за рубежом, предложив иностранным владельцам обмен художественной собственностью. Тем не менее, некоторые оригинальные фрагменты, которые по тем или иным причинам невозможно было вернуть, до сих пор остаются в Музеях Ватикана, Музее Лувра и в Галерее Уффици.
Место для воздвижения монумента, символизировавшего наступление новой имперской эпохи, было выбрано у Тибра, недалеко от остатков полуразрушенного мавзолея Августа. Для этого, наряду с поиском фрагментов Алтаря, производился масштабный снос прилегающих к мавзолею зданий, при котором нередко присутствовал сам Муссолини. Работы по реконструкции района, проектированию и созданию ключевого комплекса фашистской пропаганды были возложены на архитектора Витторио Баллио Морпурго. Построенные в это время величественные Палаццо с высеченной на фасадах зданий пропагандистской символикой, и сегодня обрамляют Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore), в центре которой воздвигнут Алтарь Мира.

В намеченный срок, 23 сентября 1938 года – к 2000-летию со Дня рождения императора Августа, состоялось торжественное открытие собранной воедино древнеримской реликвии. Алтарь Мира был помещен в спроектированный архитектором Морпурго просторный крытый реликварий, возведенный из красного порфира с белым основанием из травертина.

На стене павильона разместили высеченные в мраморе тексты эпиграфии «Деяния Божественного Августа» (Res Gestae Divi Augusti), изложенные в обработке филолога Энрики Мальковати, которые должны были заставить посетителей реликвария ассоциировать достижения Муссолини с достижениями самого римского императора.

Со вступлением Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года, доступ к Алтарю был закрыт для публики. Жертвенник обнесли двухметровой стеной, огромные витражные окна крытого павильона были демонтированы и отправлены на хранение в одно из помещений в районе Сан Лоренцо, а сама реликвия завалена мешками с песком, чтобы избежать повреждений на случай бомбежки. Однако ущерб все-таки был нанесен – при бомбардировке Рима американцами 19 июля 1943 года, хранившиеся оригинальные витражи реликвария Морпурго были уничтожены, а мешки с песком, помещенные для защиты, почти полностью разрушили штукатурку рельефов, нанесенную в ходе реставрации 1937-38гг. Таким образом, Алтарь Мира снова нуждался в восстановлении.
Тематические экскурсии:
Архитектура итальянского модерна
Красота и особенности римских построек в так называемом стиле «Liberty»
€105 за экскурсию
Истории кладбища Тестаччо — последний приют иностранцев в Риме
Прогулка по старейшему из сохранившихся в Риме и одному из самых красивых кладбищ мира
€60 за экскурсию
Рим в эпоху барокко: Бернини и Борромини
О стиле, его становлении в архитектуре итальянской столицы и главных творцах XVII века
€102 за экскурсию