Лестница Браманте, Темпьетто и проект собора Святого Петра в Ватикане - лишь некоторые шедевры основоположника архитектуры эпохи Возрождения Донато Браманте в Риме
Итальянский художник и архитектор Донато ди Паскуччо ди Антонио (1444-1514) считается одним из величайших мастеров и основоположником архитектуры эпохи Возрождения, который своими работами оказал огромное влияние на ее развитие в течение всего XVI века. Более известный как Донато Браманте, он был первым архитектором, ответственным за строительство новой базилики Святого Петра, а начертанный им проект впоследствии стал определяющим при ее возведении.
В течение многих десятилетий многие понтифики задумывались, каким образом реконструировать Константиновскую базилику, которая все более не справлялась со своим функциональным предназначением, а так же из-за возникших статических проблем с относительно тонкими стенами и стропилами свода, угрожавшими обрушением старого здания. После избрания в 1503 году папы Юлия II, понтифик решился на возведение новой, колоссальной по своим размерам базилики. После консультаций с ведущими художниками того времени, в которых участвовала Церковь и Курия, работы были поручены Донато Браманте. Архитектор предложил свой знаменитый «piano pergamena» – проект идеального центрального плана, так называемый «греческий крест», каждая вершина которого завершалась апсидой, а центральную часть здания покрывал огромный купол, соизмеримый с куполом Пантеона.
План базилики Святого Петра и вариант купола, предложенные Донато Браманте
Работы, начавшиеся в 1506 году с разрушения центральной апсиды и трансепта древней базилики, вызвали многочисленные нарекания и недовольство Церкви, за что архитектор был высмеян и получил нелестное прозвище «maestro ruinante», т.е. «мастер разрушений». Тем не менее, его проект, подвергшийся последующей значительной корректировке, все же был принят за основу при дальнейшем строительстве грандиозного здания.
В 1505г., по поручению папы Юлия II, архитектору предстояло найти решение, чтобы соединить Бельведерский и Апостольский дворец. В разработанном проекте Браманте предложил возвести наружную квадратную башню, примыкавшую ко дворцу папы Иннокентия VIII, внутри которой заключена спиральная лестница, соединившая оба здания, попасть на которую можно было из просторных галерей, окружавших большой двор Бельведера.
Лестница Браманте
Ее особенностью является наличие двойной спирали, схожей со структурой ДНК, что стало принципиально новаторским решением. Движение по ней могло осуществляться одновременно в двух направлениях – как вверх, так и вниз, что позволяло по довольно пологому подъему беспрепятственно перемещаться даже вьючным животным. К сожалению, на сегодняшний день увидеть оригинал лестницы Браманте практически нельзя, так как ее посещение возможно лишь при бронировании специализированных туров. Однако сложить общее представление о средневековом шедевре поможет визит в Музеи Ватикана, где находится ее современный прообраз, построенный в 1932г. итальянским архитектором Giuseppe Momo (1875-1940).
Маленький храм Сан Пьетро ин Монторио, также называемый Темпьетто Браманте, стал первым крупным римским проектом архитектора. Небольшое круглое здание в центре одного из дворов одноименного монастыря на холме Яникул, построенное в 1502-1510гг. по поручению королевской семьи Испании, стало настоящей сенсацией и до сих пор считается одним из наиболее значительных примеров архитектуры эпохи Возрождения.
Темпьетто Браманте
Темпьетто Браманте был возведен на предполагаемом месте распятия Святого Петра как небольшая часовня в ознаменование мученичества апостола, которое тот принял, как считается, именно на Яникуле. В своем проекте архитектор воедино связал христианскую мартирию (культовое сооружение, построенное над местом гибели), архитектуру древнеримских круглых храмов (таких как храм Весты на Форуме или храм Геркулеса) с нарождавшейся классической архитектурой Высокого Возрождения.
По поручению папы Юлия II, с 1505 года Браманте начал проектировать обустройство огромного пространства, расположенного между дворцом папы Иннокентия VIII (называемого Казино дель Бельведер) и остальной частью комплекса Ватикана, где располагались Сикстинская капелла и папские апартаменты.
Рисунок ватиканского двора XVI века
Современный вид двора в Ватикане
Двор был разделен на три террасы и закрыт с боков длинными зданиями, используемых по-разному. В нижнем дворе, спроектированном как театр и отделанный полукруглой экседрой, были размещены три ряда лоджий. Второй, меньший внутренний двор заканчивался стеной, а перспектива верхнего двора, была завершена большой нишей, достроенной в 1565 году архитектором Пирро Лигорио для более величественного представления Казино дель Бельведер.
Ниша в здании Казино дель Бельведер во дворе Ватикана
За нишей был создан еще один восьмиугольный двор, также известный как «Двор Бельведер», в котором долгое время размещалась коллекция древних статуй папы, в том числе знаменитая статуя Аполлона и скульптурная группа Лаокоон.
Отели возле Ватикана
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана - тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Монастырь Санта Мария делла Паче
Одной из первых работ Браманте в Риме стал проект монастыря при церкви Santa Maria della Pace, разработанный в 1500 году для кардинала Оливьеро Карафа. Его архитектура, в противовес создаваемым ранее зданиям с множеством декоративных элементов, представлена суровым, без какой-либо отделки, видом.
Двор монастыря Санта Мария делла Паче в Риме
Квадратное в плане центральное пространство окружено 16-ю дорическими колоннами с ионическими пилястрами и аркадами (как в древнем Колизее), поддерживающими антаблемент с непрерывным фризом, по всей длине которого высечена посвященная кардиналу Карафа надпись. Глубоко отличаясь от предыдущих работ миланского периода, экстерьер монастыря был заимствован Донато Браманте из классической римской архитектуры, а декоративный характер традиционного стиля великого мастера был ослаблен в пользу более заметной монументальности.
Палаццо делла Канчеллерия
На Корсо Витторио Эмануэле II, в нескольких шагах от Кампо де Фьори, находится великолепное здание Palazzo della Cancelleria. В конце XV века кардинал Раффаэле Риарио, приходившийся племянником папы Сикста IV, заказал проект величественного дворца, который фактически стал первым ренессансным дворцом Рима. Согласно легенде, средства на его возведение Риарио выиграл всего за одну ночь в карточной игре. Проектирование здания традиционно приписывается Донато Браманте, однако, по мнению некоторых историков, на начальном этапе в нем принимали участвовали также архитекторы Баччо Понтелли и Андреа Бреньо, а завершил строительство Джулиано да Сангалло.
Дворец Апостольской канцелярии
Построенное в 1489-1513 годах здание вскоре было конфисковано папой Львом X (Джованни Медичи, 1475-1521), который не забыл, какую неблаговидную роль в свержении семьи Медичи, правивших Флоренцией, сыграл Сикст IV и племянник понтифика Рафаэлле Риарио. С 1517 года во дворце разместилась Апостольская канцелярия, заведовавшая счетами и архивами Святого Престола, а также Tribunale della Rota Romana – высшая инстанция апелляционного суда Папского государства для защиты прав Церкви. Палаццо делла Канчеллерия по-прежнему является исключительной собственностью Апостольского Престола и обладает правом экстерриториальности.
Сегодня для посещений открыт элегантный внутренний двор, а также некоторые залы первого этажа – Зал Риарио, украшенный в 1718 году росписями Бачичча, Зал Чести (Salone d’Onore) и Зал Ста дней (Salone dei Cento Giorni), фрески которых были сделаны в 1546 году Джорджо Вазари (всего за 100 дней по просьбе заказчика) с аллегорическими сценами понтификата Павла III Фарнезе.
Фреска Вазари во Дворце Апостольской канцелярии
Некоторые другие работы Браманте в Риме
Будучи главным папским архитектором Юлия II, под юрисдикцией понтифика Донато Браманте разработал и некоторые другие проекты, среди которых наиболее известными работами являются:
проект улицы виа Джулия, сделанный по заказу папы Юлия II в 1507г., приведший к одной из кардинальных уличных трансформаций города;
проект для Палаццо деи Трибунали – здания суда на новой улице виа Джулия, которое так и не было построено;
проект для церкви Chiesa dei Santi Celso e Giuliano, выполненный по указу понтифика в 1509 г., после расширения улицы via dei Banchi и сноса древней церкви, но реализованный лишь два столетия спустя;
палаццо Каприни, разработанный Браманте примерно в 1510г., в котором он впоследствии жил и умер (разрушен в XVII в.);
ренессансный дворец Палаццо Кастеллеси (Palazzo Castellesi), возведенный для кардинала Адриано Кастеллеси в 1499-1517гг. недалеко от базилики Святого Петра.
Палаццо Кастеллеси (1499-1517) на via della Conciliazione
Представленный небольшой обзор архитектурных произведений, конечно же, не является полным, но, тем не менее, он дает представление о силе таланта мастера, монументальный творческий почерк которого стал идеалом для последующих поколений архитекторов.
Возможно Вас заинтересует:
Краткая биография Браманте
Большая часть его ранней жизни остается загадкой. Великий архитектор родился в 1444г., предположительно, в Монте-Асдруальдо, недалеко от Урбино, считавшимся в те времена одним из гуманистических и образовательных центров Италии. Несмотря на то, что ранние годы его творческой деятельности плохо документированы, достоверно известно, что он обучался в качестве художника в мастерской Фра Карневале (псевдоним Bartolomeo di Giovanni Corradini, 1420-1484) и специализировался на геометрическом построении и воспроизведении архитектурных пространств, используемых в качестве рисованных фонов для представлений на театральной сцене.
Работая при дворе герцога Федерико да Монтефельтро, известного покровителя деятелей науки и искусства того времени, юноша познакомился с такими известными художниками периода раннего Возрождения, как Андреа Мантенья (1431-1506) и Пьеро делла Франческа (1416-1492). В возрасте 33 лет, в стремлении реализовать свои способности, он посещает многие города, работая в Бергамо, Милане и Мантуе. Одним из первых ярких проявлений таланта Браманте как живописца стали фрески с изображением древних философов на фасаде Палаццо дель Подеста в Бергамо (1477), вписанных в архитектурное обрамление дворца.
Фрески Браманте в Палаццо дель Подеста в Бергамо
Около 1478 года по просьбе Федерико да Монтефельтро художник переехал в Милан, где возглавил работы по реконструкции здания, которое герцог не так давно получил от властелина Милана Галеаццо Мария Сфорца (1444-1476). Здесь Донато Браманте познакомился с Леонардо да Винчи, у которого почерпнул необходимые ему навыки архитектурного проектирования, и уже через год получил должность у Людовико Сфорца (1452-1508). Его первой значимой работой на новом поприще стала церковь Santa Maria presso San Satiro, где начинающий архитектор установил первый со времен античности кессонный купол. Вместе с Леонардо, в 1490-х гг. он, также, проектировал централизованное расположение главной церкви доминиканского монастыря Santa Maria della Grazie в западной части Милана.
После завоевания миланского герцогства французами в 1499 году и изгнания Людовико Сфорца, Донато Браманте покинул Милан и перебрался в Рим, где он работал почти исключительно на папу Юлия II вплоть до своей смерти в 1514г.
Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.