Гладиаторы Рима: имена и история легендарных бойцов, Спартак, Коммод, Максимус, женщины-гладиаторы, факты и заблуждения
Большинство гладиаторов были осужденными преступниками, попавшими в плен военными или презренными рабами. В неистовом смертельном бою против таких же несчастных, гладиаторы Рима пытались таким способом добыть себе свободу – ведь победитель кровавой схватки, вызывая восторг и уважение развлекающейся публики, мог рассчитывать на снятие наказания и восстановление в правах, если он являлся гражданином. Наряду с этим, некоторые римские гладиаторы были свободными гражданами, которые рисковали своим правовым и социальным статусом, а самое главное – жизнью ради денег и славы.
Список гладиаторов
В числе известных гладиаторов, или меченосцев, есть легендарные личности, вымышленные герои и даже император.
На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.
Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.
Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.
Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.
Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.
Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.
Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима
О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.
Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.
Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».
Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.
История гладиатора Коммода
Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.
Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.
Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.
Максимус – гладиатор или вымышленный герой
Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.
Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.
Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.