Дата последнего обновления: 08.07.2023

Мавзолей Цецилии Метеллы и Каструм Каэтани на Виа Аппиа Антика в Риме: где находится, как добраться, история археологического памятника, стоимость билетов

Мавзолей Цецилии Метеллы — одно из символических мест Виа Аппиа Антика. Погребальный памятник, возведенный между 30 и 20 г. до н.э. на третьей миле древней дороги, в средневековье повторно использовался как оборонительная башня частично сохранившегося замка семьи Каэтани, построенного в начале XIV века. Сегодня комплекс Castrum Caetani, включающий также церковь Сан-Никола-ин-Капо-ди-Бове, — одно из самых посещаемых мест археологического парка Аппиа Антика.

Кто такая Цецилия Метелла?

До наших дней не сохранилось никакой информации о жизни Цецилии и ее положении в обществе. Известно, что Метелли были одной из самых важных и богатых семей Древнего Рима в республиканский период. Род считался благородным, несмотря на плебейское, а не патрицианское происхождение. Обладая большой властью начиная с III века до н. э., они играли весомю роль в военной политике государства, занимая высокие должности cursus honorum до конца Республики.

Cursus honorum — последовательность военных и политических магистратур, через которые проходила карьера древнеримских политиков сенаторского ранга.

Идентифицировать принадлежность мавзолея к знатному роду помогла надгробная надпись, вмурованная в верхнюю часть гробницы:
«CAECILIAE Q (UINTI) CRETICI F (ILIAE) METELLAE CRASSI», которая гласит: «Цецилии Метелле, дочери Квинто Кретико (и жене) Красса».

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаНадпись в верхней части гробницы

Таким образом, Цецилия была дочерью Квинта Чечилио Метелло, консула в 69 г. до н. э., который между 68 и 65 гг. дерзко и быстро завоевал остров Крит, от чего и получил прозвище Кретико. Ее супругом был, по всей вероятности, римский полководец и государственный деятель Марк Лициний Красс, отличившийся в свите Цезаря в походе в Галлию. Он был старшим сыном одного из богатейших людей позднереспубликанского Рима триумвира Марко Лициния Красса, который известен, прежде всего, жестоким подавлением восстания Спартака в 72 г. до н.э., и созданием Первого триумвирата вместе с Цезарем и Помпеем.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаМавзолей Цецилии Метеллы. Пиранези

Возведенная вдоль дороги внушительная гробница, видимая даже со значительного расстояния, интерпретировалась как форма празднования славы, богатства и престижа семьи, а лаконичность надписи с упоминанием высокопоставленных фамилий были достаточны, чтобы напоминать проезжавшим мимо путникам социальный уровень умершей.

Возможно Вас заинтересует:

Описание мавзолея

Форму гробницы Цецилии Метеллы связывают с архитектурой мавзолея эллинистической традиции, которая в тот период достигла своего максимального распространения в Риме. Памятник представляет собой огромный, облицованный травертиновыми блоками цилиндр высотой 11 метров и диаметром около 30-ти, водруженный на прямоугольное восьмиметровое основание, от которого осталось только обнаженное бетонное ядро.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаМавзолей Цецилии Метеллы

По всей верхней части цилиндрического корпуса проходит рельефный фриз из пентелийского мрамора в виде гирлянды из листьев и фруктов, с чередующимися военными трофеями и букрано. Бычьи черепа были характерны в Риме для погребальных памятников и культов хтонических божеств, то есть для всего, что связано с загробной жизнью.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаУкрашение верхней части гробницы

Над надписью, выбитой на мраморной плите, обращенной к Аппиевой дороге, еще частично видно изображение Крылатой Победы на щите; другие барельефы (стрела, привязанная к критскому луку, узник под хламидой, военные знаки отличия и т. д.) намекают на победы Метелло или даже мужа Цецилии, легата Августа в Мезии.

Интерьер гробницы состоял из двух уровней: нижний этаж, в котором находились останки Цецилии Метеллы, представлял собой узкую и очень высокую круглую камеру, первоначально перекрытую коническим сводом с простирающейся на всю высоту мавзолея кирпичной кладкой для защиты от сырости. Эта камера увенчана окулусом, так что солнечный свет, освещающий гробницу Цецилии, напоминал о ее апофеозе в небе.

Это интересно!

Ввиду огромной исторической ценности, в XVI веке по указанию Папы Павла III (1534-1549) урна с прахом богатой римской матроны была помещена в качестве украшения во дворе Палаццо Фарнезе, поскольку перезахоронить останки умерших по христианской традиции могли только в том случае, если они были христианами.

Каструм Каэтани

В средние века этот район был местом массового приобретения поместий семьей Каэтани, к которой принадлежал Папа Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани, 1230-1303).
В 1300 году понтифик подарил мавзолей Цецилии Метеллы своей семье, которая начала строительство каструма, окруженного стенами для защиты сельскохозяйственной деревни, возможно, так и не достроенной из-за преждевременной смерти Бонифация VIII в 1303 году. Воспользовавшись тем, что гробница занимала доминирующее положение, Каэтани превратили ее в крепость, чтобы иметь возможность контролировать движение по Аппиевой дороге и взимать с путешественников дань за проезд.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаКаструм Каэтани

Видимые сегодня полуобрушенные стены большого трехэтажного здания рядом с мавзолеем, —это все, что осталось от крепости Castrum Caetani. Из-за падения чердаков, комплекс предстает сегодня как ряд дворов, разделенных большими арками.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаПолуразрушенные остатки замка Каэтани

Также, в состав Каструм Каэтани входила церковь Сан-Никола-ин-Капо-ди-Бове, так как в средние века сакральные постройки часто возводились во дворах замков. Сегодня от нее осталось обескровленное строение с небольшой колокольней.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаЦерковь Сан-Никола-ин-Капо-ди-Бове в Каструм Каэтани

После смерти Бонифация VIII крепость Каэтани перешла к семье Савели, а затем к Орсини, которые владели ею до 1435 года, после чего она стала собственностью римского сената. Однако он уделял каструму настолько мало внимания, что это место стало прибежищем свирепых разбойников на протяжении нескольких десятков лет. Чтобы кардинально решить проблему, Папа Сикст V предложил римскому сенату снести весь комплекс зданий, выдав 30 января 1588 г. лицензию на снос. Новость достигла простого населения Рима, которому странным образом не понравилось это решение, что вызвало неожиданный и резкий протест, для чего муниципалитету пришлось искать другое решение.

Это интересно!

Наиболее серьезной опасности мавзолей Цецилии Метеллы подвергся когда папа Урбан VIII (1623-1644) дал Джованни Лоренцо Бернини письменное разрешение на снос «…древнего памятника, круглой формы, с очень большой окружностью и красивым мрамором возле катакомб Сан Себастьяно, известный как Капо ди Бове…», чтобы закончить работу над фонтаном Треви, но римский народ так протестовал, что Бернини пришлось отказаться от проекта.

В 1797 году пять поместий: Statuario, Arco di Travertino, Capo di Bove, Sette Bassi e Torre Spaccata, которые вместе назывались Старым Римом и занимали более 1000 гектар, были проданы Джованни Торлония. С этого момента гробница Цецилии Метеллы оказалась в центре проекта реконструкции Виа Аппиа Антики, уже существовавшей с 1500-х годов, заказанного папами первой половины XIX века. Были предприняты большие усилия, чтобы экспроприировать земельные наделы, раскопать памятники, восстановить их и сделать притягательными для публики, а улицу приятной для прогулок.

мавзолей цецилии метеллы, гробница цецилии метеллы, каструм коэтани, цецилия метеллаНынешний вид на Мавзолей Цецилии Метеллы и Замок Каэтани

Главным героем создания сегодняшнего музея под открытым небом на Виа Аппиа Антика был пьемонтец Луиджи Канина (1795-1856). В период с 1851 по 1855 год он отвечал за экспроприацию территории, очистку и восстановление дороги, включая Мавзолей Цецилии Метеллы и Каструм Каэтани. Здесь экспонируются коллекция статуй, саркофагов, надписей и рельефов погребальных памятников, ранее располагавшихся вдоль Аппиевой дороги.

Где находится

Адрес: Via Appia Antica 161, Рим.
Как добраться: на метро по линии А, станция «Arco di Travertino», откуда можно продолжить движение на автобусе № 660 или на автобусной остановке № 118 (кольцевая линия Villa dei Quintili / Centro Storico)

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Полезные подборки:

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Татьяна

16

3 ч.

Вечерняя прогулка по Ватикану

Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев

€235 за экскурсию

Подробнее

Саша

0

2 ч.

Тайный Рим: масоны, эзотерики, авантюристы

Взглянуть на Вечный город с нового ракурса и погрузиться в историю масонства

€120 за экскурсию

Подробнее

Natalia

15

2 ч.

Рим для кофеманов

Пройти по лучшим римским кофейням в компании профессионального бариста

€250 за экскурсию

Подробнее

Вероника

0

7 ч.

Из Рима в Нарни. Хроники волшебной Умбрии

Путешествие в загадочный и чудесный средневековый город-крепость на вершине зеленого холма

€150 за экскурсию

Подробнее

Natalia

29

2.5 ч.

Гастрономическая прогулка по Риму

Попробовать местные деликатесы и заплутать в лабиринте живописных улочек

€150 за человека

Подробнее

Anna

15

4 ч.

Колизей и Форум: античность не для галочки

Знакомство с величайшими памятниками Древнего Рима и погружение в его интригующую историю

€200 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .