Дата последнего обновления: 04.12.2020

Национальный музей Рима Палаццо Массимо: история создания, описание коллекции музея и ее главные шедевры, режим работы, стоимость билетов, где находится

Многовековое историческое наследие Вечного города можно видеть не только на переполненных туристами улицах и площадях Рима. Настоящей сокровищницей предметов искусства являются базилики, галереи живописи и многочисленные музеи. Основанный в 1889 году Национальный музей Рима (Museo Nazionale Romano) изначально и до сих пор предназначается для сбора и демонстрации археологических материалов, найденных при раскопках на территории города, а его главная выставочная площадка Палаццо Массимо алле Терме сегодня один из самых посещаемых музеев античного искусства.

Экспозиция Палаццо Массимо, занимающая четыре этажа здания, разделена на подразделы, которые иллюстрирует наиболее важные аспекты в историко-художественном развитии Древнего Рима. Вместе с музейным комплексом древнеримских Терм Диоклетиана, в котором размещается эпиграфический и протоисторический разделы, ренессансным дворцом Палаццо Альтемпс с коллекций древней скульптуры, и археологическим комплексом Крипта Бальби, занимающим целый квартал в историческом центре, Национальный римский музей хранит величайшее наследие многовековой истории Вечного города.

История основания музея в Палаццо Массимо

Нынешнее здание возведено на месте принадлежавшего папе Сиксту V (Феличе Перетти, 1521-1590) Палаццо Перетти – последнего монументального сооружения грандиозной виллы Перетти-Монтальто, которое в 1789 году стало собственностью знатной римской семьи Массимо. Однако уже в середине следующего века, в связи со строительством вокзала Термини, практически вся территория виллы подверглась экспроприации, и у Массимо, фактически, осталось всего 8000 кв. метров земельного надела на которых между 1883 и 1886 годами было построено новое здание по проекту архитектора Камилло Пиструччи. Несколько позже, иезуитский священник Массимилиано Массимо основал в нем общеобразовательное заведение, известное как Istituto Massimiliano Massimo, которое просуществовало в стенах дворца вплоть до 1960 года.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоПалаццо Массимо © Ricardalovesmonuments / Wikimedia Commons

В 1981 году Палаццо Массимо был выкуплен итальянским государством для размещения археологической коллекции римских древностей. После многолетних ремонтно-восстановительных работ в нем обосновались офисы Специального управления археологии, изобразительных искусств и ландшафта Рима Министерства по культурному наследию, а также главная штаб-квартира Национального музея с крупнейшей экспозицией произведений античного искусства, открытой для публики в 1998 году.

Возможно Вас заинтересует:

Коллекция Палаццо Массимо

На четырех этажах музея представлена коллекция произведений древнеримского искусства позднего античного, республиканского и имперского периодов (со II века до н. э. по V век н. э.), включающая скульптуры, фрески и мозаики, присутствовавшие в императорских резиденциях, а также монеты, медали и ювелирные изделия нескольких эпох. Одним из самых представительных разделов музейной экспозиции является коллекция портретной скульптуры, воспроизводящей образы императоров, членов их семей и прочих представителей правящих сословий в многочисленных бюстах, статуях и барельефах.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоФрагмент экспозиции античной скульптуры в Палаццо Массимо

Целый этаж Палаццо Массимо посвящен лучшим образцам живописных фресок и напольных мозаичных покрытий, украшавших некогда роскошные резиденции императоров и представителей высшего общества римского мира. Сайт 39rim.ru предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами мирового значения, которые нельзя пропустить при посещении музея.

Квиринальский боксер

Бронзовый «Отдыхающий боксер», известный также как «Боксер из Терм» или «Квиринальский Боксер», был найден при раскопках на склоне Квиринальского холма на территории монастыря Сан-Сильвестро в марте 1885 года. Как отмечал секретарь археографической муниципальной комиссии археолог Родольфо Ланчиани, присутствовавший при раскопках, статуя, обнаруженная на глубине 6 метров ниже уровня стен фундамента старинного здания, была не просто когда-то брошена. Предполагается, что вывезенная из Греции, она украшала термы Константина и была тщательно спрятана в период нашествия готов, так как фигура находилась в сидячем положении и, чтобы избежать поверхностного повреждения, была засыпана тщательно просеянной землей.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоКвиринальский боксер

Скульптура является классическим примером эпохи эллинистического искусства. Ее создание специалисты причисляют к 330–50 гг. до н.э. Неизвестный автор изобразил сидящего на камне после жестокого боя обнаженного боксера с развитой мускулатурой, покрытого многочисленными шрамами. У него сломан нос и, очевидно, выбиты зубы. Инкрустированные красной медью разбитые губы отдыхающего боксера и раны на лице реалистично имитируют сочащуюся кровь, производя неизгладимое впечатление от созерцания бронзовой фигуры.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоИнкрустированные красной медью раны на лице реалистично имитируют сочащуюся кровь

Руки мужчины защищены цестусом – особыми перчатками, используемыми в панкратионе (спортивной борьбе без правил). Являясь прототипом современной боксерской перчатки, они были сделаны из нескольких полосок сырой телячьей кожи, а иногда даже снабжалась железными пластинами, лезвиями или шипами.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоЦестус на руках Квиринальского боксера © Carole Raddato / Wikimedia Commons

Изначально хорошо сохранившаяся бронзовая скульптура, тем не менее, требовала некоторой реставрации. В ходе проведенных в 1984–1987 гг. исследований ученые установили, что статуя состоит из восьми отдельных сегментов. Была изучена техника древнего литья, на основании которой реализовали восстановление отдельных, наиболее изношенных элементов скульптуры. Предполагается, что голову фигуры украшал некий головной убор, а в глазницах присутствовали вставки из какого-то полихромного материала. Но все это со временем было безвозвратно утрачено.

Эллинический принц

Такое название получила еще одна статуя, найденная в то же время при раскопках Квиринала. В экспозиции палаццо Массимо она представлена рядом с фигурой Квиринальского боксера. Отлитая из бронзы по той же технологии, скульптура представляет собой обнаженного молодого человека, застывшего в позе героя, опирающегося на шест, являющийся имитацией копья, очевидно утраченного. Считается, что некоторые черты лица могут передавать портретное сходство с Атталусом II, царем Пергамы – античного поселения, руины которого сегодня можно видеть на окраине современного турецкого города Бергама, недалеко от побережья Эгейского моря.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоЭллинический принц

Однако некоторые исследователи опровергают такое утверждение, аргументируя свои доводы отсутствием диадемы на голове бронзовой фигуры, указывающей на принадлежность к правящему клану. В этой связи историки склоняются к версии, приписывающей внешний облик изваяния к личности римского военачальника Quinto Cecilio Metello Macedonico (210–106 год до н.э.), блестяще сражавшегося в Македонских войнах. В пользу этой версии свидетельствуют, также, проведенные исследования возраста скульптуры, которая датируется 180–160гг. до н. э.

Спящий Гермафродит

Великолепная римская копия бронзовой статуи древнегреческого скульптора Поликла, которую он изваял предположительно около 155 г. до н. э., была обнаружена в 1608 году при строительстве церкви Санта Мария делла Виттория (в то время посвященной Сан Паоло) на нынешней улице Via XX Settembre. Мраморная скульптура обнаженной девы с мужскими гениталиями, сочетающая образы Афродиты и феминизированного Диониса, явно не подходила для будущего храма и была продана племяннику Папы Павла V кардиналу Шипионе Кафарелли-Боргезе, страстному коллекционеру произведений искусства.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоСпящий Гермафродит © Miguel Hermoso Cuesta / Wikimedia Commons

Реставрацию античной статуи произвел Джованни Лоренцо Бернини, который поместил изваяние на мраморный матрас, а также добавил подушку под голову и отсутствующую левую ногу. По свидетельствам современников скульптурная композиция была размещена на деревянной кровати, украшенной гербом Боргезе и надписью по-латыни: «DUPLEX COR UNO IN PECTORE SAEPE INVENIES: CAVE INSIDIAS», т.е. «Вы часто можете найти два сердца в одной груди: остерегайтесь обманов».

Начиная с XVII века было изготовлено огромное количество копий знаменитого произведения, которые сегодня хранятся во многих музеях мира, в том числе в Галерее Уффицы во Флоренции, в Эрмитаже Санкт Петербурга, в мадридском музее Прадо, нью-йоркском музее Метрополитен и некоторых других.

В 1807 году «Спящий Гермафродит», как и значительная часть коллекции виллы Боргезе, был продан Камилло Боргезе своему шурину Наполеону Бонапарту. Сегодня оригинальная скульптура является одним из наиболее ценных экспонатов коллекции античного искусства Лувра, а в Палаццо Массимо алле Терме хранится только ее копия.

Саркофаг Портоначчо

Датируемый 180–190 гг. н. э римский саркофаг, обнаруженный в 1931 году в Портоначчо (недалеко от древнего этрусского города Вейи, находившегося к северу от Рима), является одним из самых впечатляющих памятников эпохи Антонинов. Считается, что украшенный сценой монументальной битвы между римскими солдатами и варварами, он использовался для захоронения одного из выдающихся римских полководцев, возможно, Авла Юлия Помпилия, участвовавшего в походах Марка Аврелия.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоСаркофаг Портоначчо © lansbricae / Wikimedia Commons

Фасад грандиозного саркофага представляет артикулированную в нескольких ярусах сцену кровавого сражения. Барельефы по бокам отображают события, последовавшие после битвы: с одной стороны плененные варвары в сопровождении римских солдат переходят реку по мосту из лодок, с другой – их вожди, подчиняющиеся римским полководцам. Фриз на крышке между двумя угловыми масками, возможно, изображает покойного и его невесту, или изображения двух супругов, пожимающих руки в знак верности и любви. Тем не менее, обличия главных героев остались незаконченными – очевидно, изображения их лиц были неизвестны скульптору.

Тематические экскурсии:

Архитектура итальянского модерна

Красота и особенности римских построек в так называемом стиле «Liberty»

€105 за экскурсию

Подробнее
Увидеть Рим и влюбиться

Рим от основания до эпохи Возрождения на обзорной прогулке по основным достопримечательностям

от €105 за экскурсию

Подробнее

Дискобол Ланчелотти

Оригинальная статуя работы древнегреческого скульптора Мирона Элевтерского, отлитая из бронзы около 455 г. до н.э., не сохранилась до наших дней. Она известна лишь по многочисленным римским мраморным копиям, лучшей из которых считается скульптура, представленная в экспозиции Палаццо Массимо. Датируемая II веком н.э., она была обнаружена в 1781 году на Эсквилине и долгое время хранилась в семейной коллекции в Палаццо Ланчелотти.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоДве римские копии знаменитого Дискобола Мироне эпохи Адриана: Дискобол Ланчелотти и Дискобол Кастельпорциано © Carole Raddato / Wikimedia Commons

Благодаря исключительной сохранности, Дискобол Ланчелотти получил международную известность в культурной и интеллектуальной среде Европы и был приравнен к таким шедеврам, как Лаокоон, Апполон Бельведерский и Венера Медичи.

Это интересно!

Совершенство форм спортсмена метающего диск не оставляло равнодушными многих сильных мира сего. «Дискобол» стал одним из первых произведений искусства, вывезенных Наполеоном по Толентинскому договору в 1797 году. Красота статуи также поразила Адольфа Гитлера, который во время поездки в Италию в мае 1938 года увидел в ней красоту и физическое совершенство, присущее представителям арийской расы, и попросил итальянское правительство «любезно предоставить» ему эту работу. Несмотря на то, что Высший совет наук и искусств выступил против, скульптура была выкуплена частным образом у графа Ланчелотти за 5 миллионов лир и была возвращена в Италию только в 1948 году после многочисленных судебных разбирательств.

Мумия Гроттаросса

5 февраля 1964 года, во время проведения строительных работ по via Abbadia San Salvatore на окраинном районе Рима Гроттаросса, был обнаружен мраморный саркофаг с мумией маленькой девочки 8-10 лет. Тело ребенка, закутанное в тонкую шелковую тунику, было мумифицировано с помощью пропитанных пахучими смолистыми веществами льняных повязок. Подобная практика бальзамирования являлась довольно распространенной в Египте и на Ближнем Востоке в период имперского правления, но до этого случая никогда не встречавшаяся в римских захоронениях. Учитывая необычайную сохранность, согласно выдвинутой гипотезе девочка принадлежала к патрицианской семье, обращенной к обряду египетской богини Исиды – широко распространенному культу в римском мире в I и II вв. н. э.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоСаркофаг Гроттаросса

Мраморный саркофаг, богато украшенный фризами со сценами охоты, вдохновленными эпизодом из четвертой книги Энеиды, содержал закутанное в тонкую ткань мумифицированное тело, украшенное сапфировым ожерельем, золотыми серьгами и золотым кольцом с выгравированной фигурой крылатой победы. Вдобавок, в нем находился набор амулетов из янтаря и кукла из слоновой кости, которые также демонстрируются в экспозиции музея.

Фрески

Среди особо ценных экспонатов значимое место занимают некоторые декоративные элементы, украшавшие резиденции римских патрициев. Циклы фресок и напольных мозаик, отличающихся особой элегантностью, представлены в реконструкциях первоначальной среды помещений, для которых они были предназначены. Например, впечатляющая роспись с так называемым «Садом Виллы Ливии», ранее занимала стены полуподземного помещения, вероятно прохладного триклиниума, используемого для летних банкетов на Вилле Ливии Друзиллы, третьей жены императора Августа.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоОригинальная фреска «Сад Ливии», украшавшая Виллу Ливии Друзиллы © ArchaiOptix / Wikimedia Commons

Не менее интересны воссозданные в своих первоначальных размерах комнаты древней Виллы Фарнезина, роспись стен которой указывает на ее принадлежность важной персоне, возможно, Марку Випсанию Агриппы, женившемуся на дочери Августа Джулии в 21 г. до н.э.

Мозаики

Исключительная коллекция полихромной мозаики, занимающая целый этаж Национального римского музея, отличается множеством образцов и изображений, охватывающих хронологический период от республиканской до имперской эпохи. Крошечные красочные плитки из камня, мрамора и стекла, умело соединенные для создания необычных украшений пола, до сих пор являются предметом восхищения мастерства древнеримских зодчих.

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоМозаики в Палаццо Массимо Бюст мальчика и Дионис, сражающийся с индейцами

Нумизматическая коллекция

В подвальном этаже Палаццо Массимо расположена обширная экспозиция нумизматики. Охватывая обширный хронологический период начиная с IX века до н.э. и до современности, уникальная коллекция музея насчитывает около полумиллиона различных предметов – изделий из бронзы, монет и медалей, а также драгоценных камней и ювелирных изделий. Среди наиболее значимых собраний древних ценностей, особый интерес представляют:

национальный музей рима, римский национальный музей, палаццо массимоЧасть одного из залов нумизматической экспозиции Палаццо Массимо

Кроме того, в нумизматической экспозиции Римского национального музея Палаццо Массимо хранятся многочисленные ценные артефакты, начиная с архаической эпохи и до начала поздней античности, обнаруженные на дне Тибра или в недрах Вечного города, а также некоторые значимые погребальные предметы, найденные в Аричча, Ветралла, Тиволи, Фидене и других местах. Сегодня эти и многие другие шедевры являются безмолвными свидетелями прошлых эпох. Однажды посетив залы дворца, сюда хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы ощутить и осмыслить то, что называется Вечностью.

Отели недалеко от вокзала Термини

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Палаццо Массимо - тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Режим работы

Филиал Национального музея Рима Палаццо Массимо открыт ежедневно, кроме понедельника по следующему расписанию:

Билеты

Стоимость билетов начинается от 9 евро. Приобрести их можно в кассах музея. Обычный билет действителен в течение одной недели и предоставляет возможность посетить каждое из четырех мест Национального музея Рима: Палаццо Массимо, термы Диоклетиана, Палаццо Альтемпс и Крипту Бальби. Кроме того, посетить эти и другие достопримечательности можно в экскурсии с гидом.

Где находится Палаццо Массимо

Дворец расположен недалеко от железнодорожного вокзала Термини по адресу: Largo di Villa Peretti,2.

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Наталья

7

6 ч.

Шопотерапия в Риме

Города бутиков и магазинов на любой вкус — поездка в один из самых больших аутлетов в Европе

€130 за экскурсию

Подробнее

Анастасия

92

3.5 ч.

Трастевере — настоящий дух Рима

Самый живописный квартал старого города по другую сторону Тибра

€135 за экскурсию

Подробнее

Natalia

8

4 ч.

Римский велотур

Полюбоваться римскими красотами и провести время с пользой для здоровья на велопрогулке по городу

от €105 за экскурсию

Подробнее

Natalia

3

4 ч.

Бомарцо — парк монстров

Путешествие в сказочный лес у подножия замка с фантастическими статуями и замшелыми деревьями

от €130 за экскурсию

Подробнее

Natalia

9

3 ч.

Мир поркетты

Дегустационная экскурсия в пригород Рима — место летней резиденции Папы и знатоков нежнейшей свинины

от €118 за экскурсию

Подробнее

Natalia

24

3 ч.

Лингвотур — поговорим по-итальянски!

Основы итальянского по ассоциативной методике на неспешной прогулке по романтическим местам города

от €105 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2020
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .