Многовековое историческое наследие Вечного города можно видеть не только на переполненных туристами улицах и площадях Рима. Настоящей сокровищницей предметов искусства являются базилики, галереи живописи и многочисленные музеи. Основанный в 1889 году Национальный музей Рима (Museo Nazionale Romano) изначально и до сих пор предназначается для сбора и демонстрации археологических материалов, найденных при раскопках на территории города, а его главная выставочная площадка Палаццо Массимо алле Терме сегодня один из самых посещаемых музеев античного искусства.
Экспозиция Палаццо Массимо, занимающая четыре этажа здания, разделена на подразделы, которые иллюстрирует наиболее важные аспекты в историко-художественном развитии Древнего Рима. Вместе с музейным комплексом древнеримских Терм Диоклетиана, в котором размещается эпиграфический и протоисторический разделы, ренессансным дворцом Палаццо Альтемпс с коллекций древней скульптуры, и археологическим комплексом Крипта Бальби, занимающим целый квартал в историческом центре, Национальный римский музей хранит величайшее наследие многовековой истории Вечного города.
История основания музея в Палаццо Массимо
Нынешнее здание возведено на месте принадлежавшего папе Сиксту V (Феличе Перетти, 1521-1590) Палаццо Перетти – последнего монументального сооружения грандиозной виллы Перетти-Монтальто, которое в 1789 году стало собственностью знатной римской семьи Массимо. Однако уже в середине следующего века, в связи со строительством вокзала Термини, практически вся территория виллы подверглась экспроприации, и у Массимо, фактически, осталось всего 8000 кв. метров земельного надела на которых между 1883 и 1886 годами было построено новое здание по проекту архитектора Камилло Пиструччи. Несколько позже, иезуитский священник Массимилиано Массимо основал в нем общеобразовательное заведение, известное как Istituto Massimiliano Massimo, которое просуществовало в стенах дворца вплоть до 1960 года.

В 1981 году Палаццо Массимо был выкуплен итальянским государством для размещения археологической коллекции римских древностей. После многолетних ремонтно-восстановительных работ в нем обосновались офисы Специального управления археологии, изобразительных искусств и ландшафта Рима Министерства по культурному наследию, а также главная штаб-квартира Национального музея с крупнейшей экспозицией произведений античного искусства, открытой для публики в 1998 году.
Возможно Вас заинтересует:
Коллекция Палаццо Массимо
На четырех этажах музея представлена коллекция произведений древнеримского искусства позднего античного, республиканского и имперского периодов (со II века до н. э. по V век н. э.), включающая скульптуры, фрески и мозаики, присутствовавшие в императорских резиденциях, а также монеты, медали и ювелирные изделия нескольких эпох. Одним из самых представительных разделов музейной экспозиции является коллекция портретной скульптуры, воспроизводящей образы императоров, членов их семей и прочих представителей правящих сословий в многочисленных бюстах, статуях и барельефах.

Целый этаж Палаццо Массимо посвящен лучшим образцам живописных фресок и напольных мозаичных покрытий, украшавших некогда роскошные резиденции императоров и представителей высшего общества римского мира. Сайт 39rim.ru предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами мирового значения, которые нельзя пропустить при посещении музея.
Квиринальский боксер
Бронзовый «Отдыхающий боксер», известный также как «Боксер из Терм» или «Квиринальский Боксер», был найден при раскопках на склоне Квиринальского холма на территории монастыря Сан-Сильвестро в марте 1885 года. Как отмечал секретарь археографической муниципальной комиссии археолог Родольфо Ланчиани, присутствовавший при раскопках, статуя, обнаруженная на глубине 6 метров ниже уровня стен фундамента старинного здания, была не просто когда-то брошена. Предполагается, что вывезенная из Греции, она украшала термы Константина и была тщательно спрятана в период нашествия готов, так как фигура находилась в сидячем положении и, чтобы избежать поверхностного повреждения, была засыпана тщательно просеянной землей.

Скульптура является классическим примером эпохи эллинистического искусства. Ее создание специалисты причисляют к 330–50 гг. до н.э. Неизвестный автор изобразил сидящего на камне после жестокого боя обнаженного боксера с развитой мускулатурой, покрытого многочисленными шрамами. У него сломан нос и, очевидно, выбиты зубы. Инкрустированные красной медью разбитые губы отдыхающего боксера и раны на лице реалистично имитируют сочащуюся кровь, производя неизгладимое впечатление от созерцания бронзовой фигуры.

Руки мужчины защищены цестусом – особыми перчатками, используемыми в панкратионе (спортивной борьбе без правил). Являясь прототипом современной боксерской перчатки, они были сделаны из нескольких полосок сырой телячьей кожи, а иногда даже снабжалась железными пластинами, лезвиями или шипами.

Изначально хорошо сохранившаяся бронзовая скульптура, тем не менее, требовала некоторой реставрации. В ходе проведенных в 1984–1987 гг. исследований ученые установили, что статуя состоит из восьми отдельных сегментов. Была изучена техника древнего литья, на основании которой реализовали восстановление отдельных, наиболее изношенных элементов скульптуры. Предполагается, что голову фигуры украшал некий головной убор, а в глазницах присутствовали вставки из какого-то полихромного материала. Но все это со временем было безвозвратно утрачено.
Эллинический принц
Такое название получила еще одна статуя, найденная в то же время при раскопках Квиринала. В экспозиции палаццо Массимо она представлена рядом с фигурой Квиринальского боксера. Отлитая из бронзы по той же технологии, скульптура представляет собой обнаженного молодого человека, застывшего в позе героя, опирающегося на шест, являющийся имитацией копья, очевидно утраченного. Считается, что некоторые черты лица могут передавать портретное сходство с Атталусом II, царем Пергамы – античного поселения, руины которого сегодня можно видеть на окраине современного турецкого города Бергама, недалеко от побережья Эгейского моря.

Однако некоторые исследователи опровергают такое утверждение, аргументируя свои доводы отсутствием диадемы на голове бронзовой фигуры, указывающей на принадлежность к правящему клану. В этой связи историки склоняются к версии, приписывающей внешний облик изваяния к личности римского военачальника Quinto Cecilio Metello Macedonico (210–106 год до н.э.), блестяще сражавшегося в Македонских войнах. В пользу этой версии свидетельствуют, также, проведенные исследования возраста скульптуры, которая датируется 180–160гг. до н. э.
Спящий Гермафродит
Великолепная римская копия бронзовой статуи древнегреческого скульптора Поликла, которую он изваял предположительно около 155 г. до н. э., была обнаружена в 1608 году при строительстве церкви Санта Мария делла Виттория (в то время посвященной Сан Паоло) на нынешней улице Via XX Settembre. Мраморная скульптура обнаженной девы с мужскими гениталиями, сочетающая образы Афродиты и феминизированного Диониса, явно не подходила для будущего храма и была продана племяннику Папы Павла V кардиналу Шипионе Кафарелли-Боргезе, страстному коллекционеру произведений искусства.
Реставрацию античной статуи произвел Джованни Лоренцо Бернини, который поместил изваяние на мраморный матрас, а также добавил подушку под голову и отсутствующую левую ногу. По свидетельствам современников скульптурная композиция была размещена на деревянной кровати, украшенной гербом Боргезе и надписью по-латыни: «DUPLEX COR UNO IN PECTORE SAEPE INVENIES: CAVE INSIDIAS», т.е. «Вы часто можете найти два сердца в одной груди: остерегайтесь обманов».
Начиная с XVII века было изготовлено огромное количество копий знаменитого произведения, которые сегодня хранятся во многих музеях мира, в том числе в Галерее Уффицы во Флоренции, в Эрмитаже Санкт Петербурга, в мадридском музее Прадо, нью-йоркском музее Метрополитен и некоторых других.
В 1807 году «Спящий Гермафродит», как и значительная часть коллекции виллы Боргезе, был продан Камилло Боргезе своему шурину Наполеону Бонапарту. Сегодня оригинальная скульптура является одним из наиболее ценных экспонатов коллекции античного искусства Лувра, а в Палаццо Массимо алле Терме хранится только ее копия.
Саркофаг Портоначчо
Датируемый 180–190 гг. н. э римский саркофаг, обнаруженный в 1931 году в Портоначчо (недалеко от древнего этрусского города Вейи, находившегося к северу от Рима), является одним из самых впечатляющих памятников эпохи Антонинов. Считается, что украшенный сценой монументальной битвы между римскими солдатами и варварами, он использовался для захоронения одного из выдающихся римских полководцев, возможно, Авла Юлия Помпилия, участвовавшего в походах Марка Аврелия.

Фасад грандиозного саркофага представляет артикулированную в нескольких ярусах сцену кровавого сражения. Барельефы по бокам отображают события, последовавшие после битвы: с одной стороны плененные варвары в сопровождении римских солдат переходят реку по мосту из лодок, с другой – их вожди, подчиняющиеся римским полководцам. Фриз на крышке между двумя угловыми масками, возможно, изображает покойного и его невесту, или изображения двух супругов, пожимающих руки в знак верности и любви. Тем не менее, обличия главных героев остались незаконченными – очевидно, изображения их лиц были неизвестны скульптору.
Тематические экскурсии:
Зеленое сердце Рима: прогулка по средневековым паркам Целия и Авентина
Откройте для себя два самых тихих и нетуристических холма Рима
€150 за экскурсию
Alea jacta est, или Жребий Юлия Цезаря!
Обзорная прогулка по местам Юлия Цезаря в Риме
€150 за экскурсию