Расположенное в самом центре Вечного города огромное здание с внушительной башней и зубчатыми стенами карниза, считается одним из самых величественных сооружений, возведенных в 1400-х годах в Риме. Палаццо Венеция (в прошлом дворец Пьетро Барбо) является ярким примером архитектуры эпохи начала римского Ренессанса, авторство проекта которого приписывается сразу нескольким выдающимся архитекторам: Джулиано да Майано (Giuliano da Maiano, 1432-1490), Бернардо Росселлини (Bernardo Rossellini, 1409-1464) и Леону Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti, 1404-1472), которому авторство было приписано даже несколько раз. Сегодня здесь располагается Музей Палаццо Венеция в Риме с официальным названием Museo nazionale del Palazzo di Venezia. Как и во многих римских дворцах в его экспозиции представлены произведения художественного искусства: средневековые коллекции картин, деревянной скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства из керамики, бронзы и мрамора, а также мебель, гобелены и ювелирные изделия из серебра.
Как дворец Пьетро Барбо стал Палаццо Венеция
Богатый наследник из семьи венецианских торговцев Пьетро Барбо (1417-1471), приходившийся племянником папе Евгению IV и являвшийся правнуком папы Григория XII, по достижению совершеннолетия отказался от семейного дела и решил полностью посвятить себя церковной карьере. Учитывая именитое родство, продвижение по службе не заставило себя ждать: в 1440 г., когда ему было всего 23 года, Пьетро был назначен кардиналом церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, в 1451-м он стал главой епархии Виченцы, а в 1455-м уже был назначен епископом Виченцы и кардиналом базилики Сан Марко в Риме.

В Риме он поселился в одном из прилегающих к базилике Сан Марко домов, использовавшихся для проживания кардиналами и канонами церкви. Спустя некоторое время папа Каллист III(Альфонсо Борджиа, 1378-1458) отдал Барбо некоторые земельные участки вокруг римской базилики под строительство собственной резиденции для кардинала. Взойдя в 1464 году на папский престол с именем Павла II, Пьетро Барбо поручил продолжить работы своему любимому племяннику Марко Барбо, которого понтифик произвел в кардиналы и поставил во главе базилики Сан Марко. Под его руководством был возведен настоящий дворец-крепость с четырехугольной, окаймленной портиком башней, наверху которой размещался знаменитый сад, известный как виридарий, конюшнями и множеством подсобных помещений. Превратив его в апостольский дворец, Павел II прожил в нем большую часть своего понтификата.

После смерти в 1471 году Павла II работы продолжил Лоренцо Чибо – племянник папы Иннокентия VIII (Джанбаттитста Чибо, 1432-1492), который частично объединил предыдущие постройки, соединив их с церковью Сан-Марко, а также пристроил к основному ядру собственные апартаменты. Значительно расширенный комплекс зданий, ставший крупнейшим в Риме в эпоху Ренессанса, использовался до понтификата Климента VIII (Ипполито Альдобрандини, 1536 -1605) как главная папская резиденция.

Палаццо Барбо всегда был заселен титульными кардиналами базилики Сан Марко и использовался понтификами в качестве Апостольского дворца. В 1564 году папа Пий IV (Джованни Анджело Медичи, 1499-1565) передал часть дворца Венецианской республике, которая обосновала в нем свое посольство при Папском государстве. Таким образом, здание было разделено на две части: в апартаментах Барбо разместилась резиденция послов, а апартаменты Чибо предназначались для проживания кардиналов базилики Сан Марко, которые по традиции были выходцами из Венеции. С тех пор дворец Пьетро Барбо стали называть Палаццо Венеция.

Резиденция послов Венецианской республики находилась в здании Палаццо Венеция вплоть до французского вторжения. В 1797 году, по договору Campo Formio, подписанного между Наполеоном Бонапартом и представителем Австрийской монархии графом Филиппом фон Кобенцлем, здание перешло в собственность Австрии, сменившей несуществующую Венецианскую республику. С 1867 года здесь разместилось посольство Австро-Венгрии, а в 1916 году, по окончании Первой мировой войны, весь комплекс отошел Итальянскому государству.

После прихода к власти Бенито Муссолини, с 1929 по 1943 год Палаццо Венеция являлся резиденцией главы правительства и Большого Совета Фашизма (Gran Consiglio del Fascismo). Отсюда, с «исторического балкона», Муссолини произносил свои знаменитые речи. Сегодня во дворце находится одноименный музей.
Тематические экскурсии:
Понять и влюбиться в работы великого Караваджо
История жизни великого мастера и его культурной революции
от €155 за экскурсию
Оживший мрамор и застывшая красота в галерее Боргезе
Бернини, Канова, Караваджо, Тициан, Рафаэль и другие гении — в великолепной коллекции музея
€150 за экскурсию
Из Рима в Нарни. Хроники волшебной Умбрии
Путешествие в загадочный и чудесный средневековый город-крепость на вершине зеленого холма
€150 за экскурсию