Недалеко от старых городских ворот Рима, известных как Порта Маджоре, располагается вход в одно из самых любопытных мест столицы – базилику периода ранней Империи, находящуюся на глубине более 13 метров. Обнаруженное в 1917г. религиозное сооружение представляет собой археологический памятник, обладающий высокой культурно-исторической ценностью и уникальной архитектоникой.
Несмотря на ярко выраженный культовый характер древнего памятника, и учитывая тот факт, что его помещения изначально располагались под поверхностью земли, современные исследователи не могут с уверенностью говорить о его подлинном предназначении: это могла быть гробница, погребальная камера, нимфей или же неопифагореизмический храм. Так давайте разберемся, что же на самом деле представляет собой подземная базилика у Порта Маджоре и какие секреты она хранит.
Структура подземного храма и его загадки
Подземная базилика Порта Маджоре (Basilica sotterranea di Porta Maggiore) обладает структурой типичной католической базилики с тремя нефами и центральной абсидой, что дает повод историкам рассматривать необычное религиозное сооружение как предшественника христианской храмовой архитектуры. Для ее строительства использовалась особая техника – сначала на земной поверхности определялись очертания будущего сооружения и в туфе вырубались колодцы глубиной 7-8 метров, которые затем заливались цементным раствором. А формирование внутреннего пространства помещений производилось путем удаления горной породы.
Входу в подземную базилику предшествовал багато декорированный барельефами и напольными мозаиками вестибюль, перекрытый сомкнутым сводом и освещаемый через световой колодец – луценарий. К нему вел спускающийся вниз широкий коридор.
Внутреннее пространство храма разделено пилястрами на три нефа, перекрытыми сводами полуцилиндрической формы. Главный неф заканчивается полукруглой абсидой, в центральной части которой, очевидно, располагалась кафедра.
Здесь же можно увидеть углубление в полу, охарактеризованное исследователями как «локул» (т.е. «погребальная ниша»), где были обнаружены останки собак и свиней. Животных, по всей вероятности, приносили в жертву во время ритуальных действий.
Декоративное оформление подземной базилики с самого начала ее обнаружения привлекает внимание исследователей. Дошедшие до наших дней барельефы содержат богатейший коммуникативный комплекс, расшифровать который в полной мере до сих пор так и не удалось. Изображенные сцены представляют персонажей греко-римской мифологии и расположенные рядом с ними предметы религиозных обрядов, сочетания которых весьма загадочны и не всегда объяснимы. Этот факт вызывает неподдельный интерес у исследователей древнеримской истории и способствует рождению множества гипотез относительно истинного предназначения сооружения.
Другой сюжет рассказывает о похищении Ганимеда Зевсом. Не менее интересным является барельеф, посвященный волшебнице Медее, где она преподносит магический напиток дракону, хранящему золотое руно.
В первой половине XX века, после тщательного изучения декоративных элементов базилики, знаменитый французский историк Жером Каркопино сделал вывод, что она использовалось представителями неопифагореизмического движения.
Это интересно!
Неопифагореизм – философское направление, соединившее в себе религиозно-нравственные учения Пифагора, Платона, Аристотеля и представителей Афинской философской школы. Возникший в I веке до нашей эры в Древней Греции неопифагореизм получил широкое распространение в Риме в конце республиканского – начале императорского периода.
Тайны подземной базилики и магические шалости ее владельцев
Доскональные исследования античного памятника позволили установить его основные строительные фазы, а исследование близлежащей территории – предполагаемых владельцев. Подземный храм, согласно заключениям археологов, относится к I веку. Его строительство было произведено в два этапа: при императоре Августе и при Нероне.
Что же касается владельцев территории, на которой был обнаружен загадочный храм, то установить их помогло располагающееся рядом древнее захоронение рабов и вольноотпущенников, принадлежавшее довольно известному в античные времена роду Статилиев (лат. gens Statilia). Дело в том, что подобные погребальные сооружения в Древнем Риме было принято размещать непосредственно на территории семьи рабовладельцев. Именно поэтому не сложно предположить, что и земельный участок, где была обнаружена подземная базилика, принадлежала именно роду Статилиев. Наиболее известными представителями данной фамилии были Тит Статилий Тавр – влиятельнейший римский полководец в 11 года н.э., и его полный тезка, живший во времена Нерона и прославившийся своими увлечениями магией.
Если внимательно отнестись к декоративному оформлению базилики, а точней к выбранным для барельефов сюжетам, становится очевидным мистический характер помещения. Практически все мифологические сцены тем или иным образом затрагивают темы предназначения душ, а также секреты магических ритуалов.

Интересным фактом является то, что базилика уже в скором времени после ее строительства была заброшена. Подтверждением тому служит отсутствие следов реставрации помещения. Это могло произойти по причине внезапного запрета культа, для которого она была сооружена. Тем не менее, очевидным является наличие следов актов вандализма: уничтоженный алтарь, сорванные с колонн таблички и др.
[momondo]
Согласно заключениям исследователей, базилика была засыпана землей через световое окно вестибюля и в таком состоянии находилась вплоть до ее обнаружения в 1917 году.
Реставрация и посещение
Капитальные работы по реставрации ценнейшего археологического памятника начались в 1951 году. Тогда для предотвращения вибраций, исходящих от железнодорожных путей, была сооружена специальная железобетонная конструкция. Это позволило свести к минимуму риски возможных потерь от сотрясений, однако не уберегло фрески и барельефы подземной базилики от влияния других разрушающих факторов – инфильтрации воды сквозь почву и постоянной влажности. Только в 2008 году были приняты серьезные меры по гидроизоляции памятника архитектуры.
[sp-1]
На сегодняшний день, после продолжительного реставрационного периода, подземная базилика у Порта Маджоре открыта для посещений. Визиты строго регламентированы и возможны лишь в составе группы до 6 человек в сопровождении гида и исключительно по предварительному резервированию. Поскольку на территории археологического памятника до сих пор ведутся работы, посетить возможно лишь некоторые его помещения.
Подземная базилика: информация для туристов
Адрес
Piazzale LabicanoРежим работы
Второе и четвертое воскресенье месяца для групп максимум шесть человек в 10:00 и 12:00; индивидуальное посещение - в 11:00. Третий понедельник месяца в 17.00 (только для групп).Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая
Стоимость билета
5,50 евро + 2 евро за бронированиеГде купить билет
Бронирование билетов осуществляется по тел. +39 06 39967700КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ПОДЗЕМНОЙ БАЗИЛИКИ:
По муниципальной жд линии Roma-Giardinetti — до станции Порта Маджоре;
Трамвайным маршрутом №5,14 от жд вокзала Термини;
Трамвайным маршрутом № 19 от Площади Рисорджименто;
Трамвайным маршрутом № 3 от жд станции Трастевере.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway