Построенный по инициативе предпринимателя Доменико Костанци и принявший своих первых зрителей в 1880 году, Римский оперный театр вписал важные страницы в мировую историю оперы и балета. С момента своего основания его сцена помнит многие зна́чимые события, такие как мировые премьеры «Деревенской кавалерии» (Cavalleria Rusticana) Пьетро Масканьи (1890) или «Тоска» Джакомо Пуччини в 1900 г. Здесь выступали многие всемирно известные исполнители — от Энрико Карузо и Федора Шаляпина до Плачидо Доминго и Лучано Паваротти. Но самым беспрецедентным стало выступление оперной дивы Марии Каллас.
Скандал, потрясший Римский театр оперы
В четверг, 2 января 1958 года, роскошно одетые и сверкающие бриллиантами сливки итальянского общества, включая легендарных актрис тогдашнего кинематографа Анну Маньяни и Джину Лоллобриджиду, художника Джорджо де Кирико и президента Итальянской Республики Джованни Гронки собрались в Римском театре оперы на открытие очередного театрального сезона. Поводом к этому послужило посещение Рима Марией Каллас (Maria Callas, 1923-1977). Одна из величайших оперных певиц XX века исполняла главную (и свою лучшую) роль Нормы в опере Винченцо Беллини «Норма, или Детоубийство», написанной композитором в конце 1830 года и считающейся мировой оперной классикой.
После первого акта, когда зрители были заняты распитием вина и общением уже почти 45 минут, было объявлено об отмене продолжения спектакля. Каллас решила не выходить на сцену Римского оперного театра, аргументируя это состоянием своего здоровья. Переубедить ее не помогли ни угрозы, ни мольба директора продолжить действо. Как оказалось, никакой замены предусмотрено не было, но даже если бы она была, это не имело бы значения — ведь римская публика пришла только для того, чтобы увидеть Марию Каллас.
Разразился небывалый скандал: газеты по всему миру только и писали о беспрецедентном происшествии. Тем не менее, Каллас больше никогда не появлялась на сцене Римской оперы — Рим остался в ее памяти как место, где ни ее голос, ни ее артистические амбиции петь на пределе своих возможностей не были оценены по достоинству…
Оперный театр Костанци
История второго после миланского Ла Скала «храма» итальянской оперы навсегда связана с предпринимателем Доменико Костанци (Domenico Costanzi, 1819-1898). Работавший строительным подрядчиком в Милане и привлеченный перспективами экономического развития, которые новая столица Италии обещала бизнесменам того времени, он прибыл в Рим в 1870 году. Доменико выкупил большой земельный участок, где с 1867 года семья Гуеррини (Guerrini) начала возводить вдоль новой улицы Виа Национале огромное 5-ти этажное здание по проекту Джузеппе Партини (Giuseppe Partini, 1842-1895). В 1874 году предприниматель открыл в нем великолепный отель Квиринале, являющийся сегодня одним из исторических мест Рима.
На противоположной стороне участка Доменико Костанци предложил инвесторам построить оперный театр, которого в новой столице все еще не было. Его местонахождение в новом буржуазном районе Кастро Преторио, недалеко от вокзала Термини, обещало успех и гарантировало финансовую результативность. Работы по проекту архитектора Акилле Сфондрини (Achille Sfondrini, 1836-1900) начались в 1878 году, и были завершены уже через 2 года. Помимо великолепной акустики, которую обеспечивала накрытая куполом подковообразная структура зрительного зала, театр Костанци сообщался с отелем Квиринале подземным переходом, что гарантировало артистам максимальную конфиденциальность: достаточно было пересечь его, чтобы попасть на сцену.
Декор интерьера построенного в стиле неоренессанс здания был поручен итальянскому художнику Аннибале Бруньоли (Annibale Brugnoli, 1843-1915), также расписавшему купол зрительного зала.
Торжественное открытие первого сезона состоялось 27 ноября 1880 года оперой Россини «Семирамида» в присутствии королевы Маргариты Савойской и короля Умберто I, который присвоил Костанци звание кавалера Ордена Короны Италии.
Тем не менее, первые театральные сезоны были не очень удачными и часто прерывались из-за нехватки публики, поскольку римляне считали новый театр в Кастро Преторио «большим отдаленным театром» и предпочитали продолжать посещать исторические театры Рима: «Аргентина», «Аполлон» и «Валле».
Театр Костанци оказался в крайне затруднительном положении. Чтобы увеличить приток зрителей, жанр спектаклей был расширен — наряду с операми и опереттами, в театре показывали комедии, варьете и даже устраивали балы и цирковые представления.
Вложивший почти все свои средства и оставшись один на один нести финансовое бремя (более 2 миллионов лир), предприниматель тщетно пытался передать право собственности на театр муниципалитету, безуспешно добиваясь финансирования от банков и частных лиц. В конце концов, Доменико был вынужден взять ипотеку и продать всю свою недвижимость. Он умер в Риме 13 октября 1898, а управление театром Костанци взял на себя его сын Энрико.
Королевский театр оперы в Риме
В 1907 году, под эгидой Международного и Национального театрального общества (STIN), театр Костанци купил импресарио Вальтер Мокки (1870-1955), а директором и руководителем новой «Impresa Costanzi» стала Эмма Корелли, жена Мокки.
В 1926 году Оперный театр перешел в собственность муниципалитета Рима, который решил реконструировать и расширить здание.
Работы были поручены доверенному архитектору Бенито Муссолини Марчелло Пьячентини (Marcello Piacentini, 1880-1960). Реструктуризация привела к заметным и существенным изменениям: вход, расположенный на «античной» улице Виа дель Театро, где сегодня находится сад отеля Квиринале, был перенесен на диаметрально противоположную сторону. Для этого был приобретен участок на Виа дель Виминале и построена площадь Бениамино Джильи, а также новый фасад в стиле неоренессанса, состоящий из двух боковых авангардных корпусов, увенчанных фронтонами люнета, и центрального корпуса, перемежающегося двумя ордерами портиков, подобных тем, которые украшали другие ранее существовавшие фасады театра Костанци.
Мастер прикладного искусства и венецианский декоратор Гвидо Кадорин (Guido Cadorin, 1892-1975) оформил фойе первого этажа великолепным кессонным потолком, а в концертном зале оперного театра компания Buccolini установила небольшой орган.
Интерьер был дополнительно украшен позолоченной лепниной, выполненной Джованни Ремуцци, гобеленами и величественной люстрой диаметром около 6 и высотой 3,5 метра, составленной из 27000 кристаллов богемского хрусталя, подвешенных на 17 концентрических кольцах.
27 февраля 1928 года оперой Арриго Бойто «Нерон» в постановке Джино Маринуцци театр открылся под новым названием — Королевский театр оперы (Teatro Reale dell’Opera).
Римский театр оперы сегодня
После Второй мировой войны, в результате референдума 1948 года и последующего провозглашения Республики, от наименования «Королевский» в названии Римского оперного театра пришлось отказаться.
В период с 1958 по 1960 год, в преддверии проведения XVII Олимпийских игр в Риме, театр вновь подвергся реконструкции, а курировать новый проект было поручено тому же Марчелло Пьячентини.
Отстранившись от неостилей прошедших эпох в пользу модного в то время модернизма, он создал максимально непривлекательное своей внешней архитектурной структурой здание.
Тем не менее, посещение здания, сегодня известного как Римский оперный театр (Teatro dell’Opera), оставляет незабываемое впечатление, а интерьер зрительного зала поражает роскошью.
На его сцене в 1900 году состоялась мировая премьера одного из самых выдающихся произведений Джакомо Пуччини — оперы «Тоска», действие которой происходит в Риме, перенося зрителя в столь характерные для города пейзажи, такие как, Капеллу Барберини в церкви Сант Андреа делла Валле или Замок Святого Ангела.
На сцене театра оперы в Риме выступали величайшие певцы всех времен: Энрико Карузо и Федор Шаляпин, Рената Тебальди и Монсеррат Кабалье, Плачидо Доминго и Лучано Паваротти. Сегодня, находясь в зрительном зале в волнительном ожидании следующего акта спектакля нельзя не чувствовать их присутствия. И хотя во время инаугурационных представлений, традиционно открывающих каждый новый театральный сезон, женщины уже не привлекают внимания бриллиантами и мехами, посещение такого мероприятия по-прежнему престижно и не может быть проигнорировано теми, кто хочет «быть замеченным» в городе.
Возможно Вас заинтересует:
Где находится театр оперы в Риме
Адрес: Piazza Beniamino Gigli, 7
Как добраться: метро Линия А, станция Repubblica
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway