В республиканскую эпоху римское право запрещало возведение монументальных театров, поскольку цензоры подразумевали, что устраиваемые на их сценах представления могли нанести определенный ущерб нравственности граждан. При этом допускалось строительство временных деревянных театров возле культовых сооружений для празднования тех или иных религиозных дат. Лишь в конце республиканского периода римскому консулу Гнею Помпею Великому между 61 и 55 гг. до н.э. удалось построить первый в Риме театр в каменной кладке. Театр Помпео (не существующий сегодня), располагался за пределами городских стен в районе Кампо Марцио и, возведенный по греческим традициям, мог вмещать более 10 тыс. зрителей. Десятилетие спустя Гай Юлий Цезарь задумал строительство не менее грандиозного сооружения, известного как Театр Марцелла.
История возведения театра
Для строительства нового театра Юлий Цезарь в 46 году до н.э. экспроприировал огромную территорию, снес древний Храм Пьетаса на форуме Holitorium, некоторые священные здания языческих богов, а также многочисленные частные домусы. Выбор места для строительства был продиктован близостью Храма Созиана, впервые основанного в 433 г. до н.э. как Храм Аполлона Медикуса (Apollo Medicus), когда в Риме ввели культ этого божества-целителя согласно клятве, данной во время серьезной эпидемии чумы. Это культовое сооружение находилось в нескольких метрах от возведенного позже Театра, о чем сегодня свидетельствуют сохранившееся основание и три мраморные колонны, найденные в конце 1920-х гг. при археологических раскопках.

Однако до убийства Юлия Цезаря в 44 году до н.э., был заложен только фундамент будущего сооружения. Спустя более 20 лет строительство продолжил его приемный сын Октавиан Август, который выкупил дополнительные земли у частных владельцев за свой счет, чтобы возвести еще более крупное, чем планировалось изначально, здание. Сооружение заняло часть изогнутой стороны Цирка Фламинио (Circo Flaminio), построенного в 221 г. до н.э. консулом Фламинием Непосом и простиравшегося между возведенным Театром и берегом Тибра. Позже, в течение первого столетия нашей эры, цирк был засыпан и преобразован в большую мощеную площадь.
Известно, что в 17 г. до н.э. в недостроенном здании уже проводились первые светские Игры (Ludi Saeculares), а официальное открытие театра состоялось только четыре года спустя с посвящением Марку Клавдию Марцеллу, сыну Оттавии, сестры императора Августа, который должен был стать приемником императора, но скончался в возрасте 19 лет.
Возможно Вас заинтересует:
Театр Марцелла в Средневековье
Построенный более чем на 80 лет ранее знаменитого амфитеатра Флавиев, известного как Колизей, Театр Марцелла является одним из старейших сохранившихся древнеримских зданий. Он имел типичную структуру римских театров с полукруглой кавеей диаметром около 130 метров, заключенную в стены, высота которых, возможно, достигала 32 метров. Они имели три уровня арок, украшенных тосканскими полуколоннами на первом, ионическими на втором и коринфскими пилястрами на третьем, позже утерянном этаже.
Разрушение Театра Марцелла началось еще в 370 году нашей эры: сами римляне демонтировали некоторые блоки травертина, чтобы восстановить старый мост Честио, однако представления в нем продолжались до середины V века. Вероятно, сооружение было заброшено после разграбления Рима 455 года, а неоднократные разливы Тибра окончательно поглотили нижний уровень театра наносными отложениями, приносимыми водами реки.
В XII веке остатки Театра Марцелла заселили знатные римские семьи Фабио и Пьерлеони. В конфликтах и противостояниях с понтификами и императорами они превратили древнее сооружение в настоящую укрепленную цитадель, известную под названием Монте Фаффо, (искаженную от Фабио), принадлежавшую им на протяжении многих лет.
Тематические экскурсии:
Шопотерапия в Риме
Города бутиков и магазинов на любой вкус — поездка в один из самых больших аутлетов в Европе
€150 за экскурсию
Архитектура итальянского модерна
Красота и особенности римских построек в так называемом стиле «Liberty»
€105 за экскурсию