logo_page_palazzo2.jpg

Галерея в палаццо Спада – художественная коллекция римских кардиналов

Последние изменения: Август 4, 2018

В одном из самых красивых зданий Рима, расположенном на Пьяцца Капо ди Ферро, можно увидеть великолепное собрание художественных произведений, являющееся семейной коллекцией нескольких римских кардиналов. Галерея в палаццо Спада содержит картины Тициана, Гвидо Рени, Артемисии Джентилески и многих других художников римской, болонской и фламандской школ. Многие из них были приобретены у посредников и коллекционеров, а некоторые – заказаны непосредственно у художников или переданы ими сильным мира сего вместо оплаты своих долгов.

Палаццо Спада, художественная гарелея спада
Помимо бесценных полотен, коллекция, собранная кардиналами Бернардино и Фабрицио Спада на протяжении XVII-XVIII веков, содержит античные скульптуры, старинные изделия из муранского стекла и мебель прошлых эпох, сохранившаяся практически в первозданном виде, которой обставлены интерьеры залов галереи Спада.
 


 
Однако, не только это привлекает многочисленных туристов. Во внутреннем дворике палаццо Спада находится уникальный архитектурный шедевр, созданный на основе обмана зрения итальянским зодчим Франческо Борромини в 1652-53гг. Поэтому, прежде чем посетить галерею, стоит более подробно познакомиться со всеми достопримечательностями дворца.

Палаццо Спада

Великолепный дворец был построен в 1540 году итальянским архитектором Бартоломео Баронино по заказу кардинала Джироламо Реканати Каподиферро (1501-1559).

Палаццо Спада гравюра
Скульптуры в нишах фасада здания и в его внутреннем дворике, обрамленные лепниной гирлянд цветов и фруктов, гротескные и символические сцены на барельефах, промеж небольших окон, сделали дворец самым привлекательным зданием в Риме.

дворец Палаццо Спада

Палаццо Спада на фотографии 1923г.


Богатый экстерьер разработал и изваял Джулио Маццони (1518-1590) – ученик и последователь знаменитого художника и архитектора Джорджио Вазари, почерпнувшего в свое время мастерство у Микеланджело и Рафаэля. Скульптор украсил фасад статуями римских царей и императоров, среди которых находятся узнаваемые фигуры Ромула, Траяна, Помпея, Марка Клавдия Марчелло, Гая Юлия Цезаря, Нума Помпилия и некоторых других видных политиков и полководцев.


 
Центральная часть фасада была украшена гербом папы Павла III. Дело в том, что кардинал Каподиферро, являясь приближенным лицом Папы и обладая уникальными дипломатическими наклонностями, в достаточной мере посодействовал браку между Орацио Фарнезе, приходившемуся племянником Папе, и Дианой ди Валуа-Ангуле, единственной дочерью короля Франции Генриха II, фамильный герб которого кардинал даже разместил на стене во внутреннем дворике дворца.

фасад Палаццо Спада

Герб папы Павла III (слева) и короля Франции Генриха II (справа) на стене во внутреннем дворике Палаццо Спада


В то время Римско-католическая церковь находилась в процессе реформирования и прекрасная эпоха Возрождения все еще охватывала многие слои римского общества. Кардинал Каподиферро не видел противоречий между его приближенным положением к церкви и украшением своего дворца обнаженными статуями языческих богов. Изваяниями Геракла, Марса, Венеры, Юноны, Минервы, Прозерпины, Нептуна, Меркурия и других Джулио Мацонни украсил внутренний дворик здания.

Палаццо Спада внутренний двор

Статуи языческих богов во внутреннем дворике Палаццо Спада


После смерти Джилорамо Каподиферро в 1559г., дворец унаследовал Пьетро Миньянелли, приходившийся племянником кардиналу. В 1632 году он продал здание за 32 тыс. эскудо Бернардино Спада (1594-1661) – кардиналу и священнику титулярной церкви Санто Стефоно Ротонда на Целии. Намереваясь превратить дворец в свою резиденцию, новый владелец через своего старшего брата Вирджилио Спада, хорошо знавшего Франческо Борромини, обратился к известному архитектору с просьбой о некоторой реконструкции здания.


 
Перестройка не особо затронула фасад дворца и украшавшие его внутренний дворик скульптуры. Тем не менее, кардинал Бернардино Спада заменил папский герб, водрузив на прежнее место герб своей семьи.

Дворец галерея Палаццо Спада

Фамильный герб Спада над главным входом во дворец


Это интересно!

Над огромным центральным входом в Палаццо находится герб семьи Спада, окруженный двумя женскими фигурами, представляющими Добродетели. Существует более одной версии этого герба, но большинство из них включает в себя либо скрещенные мечи, либо три меча, расположенные бок о бок. Итальянское слово «spada» означает «меч».
Фамильный герб Спада, дворец спада рим
От предыдущего владельца на фасаде здания остались круговые барельефы с изображением собаки, сидящей рядом с пылающей колонной и надписью по-латыни «Utroque Tempore», что означает «Каждый раз…». Кардинал Каподиферро выбрал в свое время этот девиз и символ пса, чтобы провозгласить свою преданность католической церкви и лично Папе во времена великих религиозных конфликтов.


Помимо пристройки дополнительного крыла здания, в его внутреннем дворике Франческо Борромини создал свою знаменитую Перспективную Галерею, до сих пор являющуюся одним из самых удивительных архитектурных сооружений.

Перспективная Галерея Франческо Борромини

Проходя через двор Палаццо Спада, слева от главного входа можно увидеть фантастическую колоннаду Борромини, известную как Galleria Prospettica. Оптическая иллюзия, вызванная последовательно уменьшающейся высотой колонн и восходящего мозаичного пола, создает впечатление, что протяженность галереи не менее 35 метров, хотя на самом деле ее натуральная длина составляет немного более восьми. Реалистичности добавляет находящаяся в противоположном от наблюдателя конце колоннады скульптура воина древнеримской эпохи, высотой всего лишь 60 см, кажущаяся издалека ростом с человека.

Галерея Борромини, Палаццо Спада, Galleria Prospettica

Galleria Prospettica


Галерея была построена Франческо Борромини в 1652-53гг., а сделать правильные расчеты помог математик Джованни Мария да Битонто – святой отец Ордена Сант Августина. Заказывая архитектору подобную, казалось бы, никчемную постройку, кардинал Спада, вероятнее всего, хотел донести до обывателя смысл обмана его чувственного восприятия окружающей действительности и иллюзорность земного величия.


 

Коллекция Галереи Спада

После кончины в 1902г. Марии Спада – последней представительницы знатного рода, здание перешло в собственность государства. В 1927 году в Палаццо Спада разместился Государственный совет Италии, являющийся основным конституционным органом страны. Часть первого этажа здания сделали общедоступным, предоставив на обозрение широкой публике многочисленные произведения художественного искусства, собранные кардиналом Бернардино и его наследниками. Целостность дошедшей до наших дней коллекции стала возможной, благодаря особой оговорке, оставленной ее основателем в своем завещании, не позволявшей потомкам кардинала продавать ее по частям.

Это интересно!

В Палаццо Спада находится один из самых интересных экспонатов, увидеть который доводилось немногим. Колоссальная статуя Gneo Pompeo Magno находится в закрытой части здания, где проходят заседания Государственного Совета. Помпей Великий (106-48гг.до н.э.) был великим полководцем и римским консулом, организовавший вместе с Гай Юлием Цезарем и Марком Лицинием Крассом Первый триумвират.
Статуя Помпея, Палаццо Спада
Статую обнаружили в 1552 году в районе современной via dei Leutari, где в античные времена располагался Театр Помпея. Курьез состоял в том, что найдена она была под разделительной стеной двух домов – голова находилась под одним домом, а остальная часть скульптуры под другим. Оба владельца предъявили друг другу иск – чьей же собственностью является находка, и дело было передано в суд. Судья постановил, что голова будет отделена от тела, а каждая из частей статуи останется у того хозяина, под чьим домом она была найдена. Эта история взбудоражила город, став известной кардиналу Каподиферро. Он ходатайствовал перед папой Юлием III (1550-1555), умоляя понтифика запретить расчленение античной находки. Папа поступил мудро – он купил изваяние, отправив большую сумму денег двум владельцам, а саму статую отдал кардиналу. Каподиферро поместил ее в своем палаццо, где она и остается по сей день.


Галерея Спада воссоздана сегодня в аспекте XVII века. Выставленные в ней экспонаты и художественные полотна расположены во временно́й исторической последовательности и занимают четыре зала.

Галерея Спада интерьер

Галерея Спада


Галерея Спада экспонаты

Фрагмент экспозиции галереи Спада


Первый зал, иначе называемый Папской комнатой, содержит более пятидесяти полотен, иллюстрировавших жизнь понтификов. Одно из центральных мест занимает большой портрет самого Бернардино Спада, написанный Гвидо Рени, который был большим другом кардинала.

Бернардино Спада, Гвидо Рени, Палаццо спада, художественная галерея спада

Портрет кардинала Бернардино Спада, Гвидо Рени, 1631 г.


Второй зал, оформленный в 1636-37гг. архитектором Паоло Марусцелли (1594-1649), в своем первоначальном виде был инкрустирован буйзерами – резными стеновыми панелями из дерева. Ими были искусно замаскированы оба входа в комнату, являющейся проходной, однако после реконструкции 1759 года уникальное стеновое покрытие было удалено. Третий зал, называемый Галереей Кардинала, также был разработан Марусцелли и предназначался для размещения коллекции Бернардино Спада. Сегодня здесь представлены полотна художников XVII-XVIII вв. болонской, римской и фламандской школ.

интерьер Галереи Спада

Один из залов галереи Спада


Последний, четвертый зал, был построен в 1653 году на месте деревянной террасы, выходившей в сад Палаццо. С 1951 года здесь находится та часть полотен коллекции кардинала, которая представлена художниками школы Караваджо.


 
В настоящее время коллекция галереи Спада, состоящая в основном из собрания кардинала Бернардино, представляет собой богатый набор картин, предметов мебели, старинных и современных скульптур, включая, в том числе, две карты XVII века – земного шара и карту неба работы голландца В. Блау.

Галерея Спада, голова Лаокоона,

Голова Лаокоона


Наиболее значимые – работы Гвидо Рени «Портрет кардинала Бернардино Спада», Герцино «Смерть Дидоны», Тициана «Портрет музыканта», Брейгель Старшего «Пейзаж с ветряными мельницами» и многие другие.

Никколо Торниоли, Картина, Романская благотворительность, Romanskaya_blagotvoritelnost, Tornioli

Романская Благотворительность, Никколо Торниоли, 1645-1650гг


Франческо Тревизани, Банкет Марка Антонио и Клеопатры

Банкет Марка Антонио и Клеопатры, Франческо Тревизани, 1702г.


Артемисия Джентилески, картина, Мадонна с ребенком, Madonna-and-child, Gentileschi

Мадонна с ребенком, Артемисия Джентилески, 1611-1612гг


Джованни Франческо Романелли, Борейс похищающий Орейтию

Борейс, похищающий Орейтию, Джованни Франческо Романелли, ок.XVII века


 Николас Ренье, Давид с головой Голиафа, галерея спада

Давид с головой Голиафа, Николас Ренье, 1615-1620 гг.

Галерея Спада: информация для туристов

Адрес

Режим работы

Каждый день с 8.30 до 19.30 Выходной: понедельник, 1 января, Пасха, 1 мая, 25 декабря
 

Стоимость билета

Галерея: полный – 6,00 евро, льготный – 3,50 (граждане ЕС от 18 до 25 лет)

Бесплатное посещение

— Лица до 18 лет
— Первое воскресенье месяца

 

Где купить билет

ticketone

Галерея в палаццо Спада – художественная коллекция римских кардиналов
Средняя оценка 5 Проголосовало 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

двенадцать + восемь =

Рейтинг@Mail.ru