Гениальный зодчий был одним из трех главных создателей римского барокко, которые изменили облик Рима XVII века. В отличие от Джованни Лоренцо Бернини, в основном известного как скульптора, и знаменитого художника своего времени Пьетро да Кортона, Франческо Борромини (1599-1667) посвятил себя только архитектуре. Имея репутацию честного и мало заинтересованного в материальном благополучии человека, он, как и любой художник, чувствовал огромную потребность своего признания, что выразилось в его ортодоксальной одержимости находить новые архитектурно-пространственные формы. Несмотря на то, что работы и стиль Борромини, считавшийся эксцентричным его римскими современниками, не оставили большого следа в Вечном городе, они оказали огромное влияние, которое в течение следующего столетия распространились по всей Европе.
Барокко, как образная культура, утвердилось в Риме в первые десятилетия семнадцатого века, а затем развилось во всех крупных европейских городах. Стиль, долгое время считавшийся упадочным по сравнению с классицизмом эпохи Возрождения, в последующие века был значительно переоценен с признанием его великолепия и зрелищности. Считается, что Франческо Борромини, неразрывно связанный с Римом, стал отцом архитектуры барокко в ее самых смелых формах, а его выдающиеся работы придали особый облик Вечному городу.
Жизнь и творчество Франческо Борромини
Знаменитый архитектор родился 25 сентября 1599 года в швейцарской деревушке Биссоне в семье скромного каменщика-строителя Джованни Доменико Кастелли, находившегося на службе миланской династии графов Висконти. Его мать – Анастасия Гарове, приходилась дальней родственницей Доменико Фонтана, считавшимся в те времена самым престижным архитектором в Риме и Неаполе. Являясь старшим из четырех детей, Франческо Кастелли с малых лет помогал своему отцу, который научил его добывать и обрабатывать камень. В 1608 году родители отправили подростка в Милан, где скульптор Джан Андреа Биффи, выполнявший заказы для возводившегося Миланского собора, помог приобрести Франческо необходимые профессиональные навыки. Более того, опыт работы в Фаббрике дель Дуомо в Милане оказал сильное влияние на будущие архитектурные творения знаменитого зодчего.
В двадцатилетнем возрасте начинающий мастер отправился в Рим к близкому родственнику по материнской линии Леоне Гарове, имевшему в городе репутацию отличного каменщика, которая возросла после его женитьбы на племяннице знаменитого архитектора Карло Мадерно. Однако ученичество у Леоне продлилось недолго – упав со строительных лесов базилики Святого Петра, Гарове скоропостижно скончался 12 августа 1620 года. Тем не менее, Франческо продолжил работать в мастерской Карло Мадерно, который взял юношу в качестве помощника для выполнения работ в Палаццо Барберини. Здесь, работая вместе с уже известным скульптором Джованни Лоренцо Бернини, Борромини отвечал за некоторые ремонтные работы на заднем фасаде дворца, отделку окон и дверей холла, а также создал свою знаменитую винтовую лестницу.
После смерти Мадерно (1629 г.), Франческо Борромини продолжил свою деятельность под руководством Джованни Лоренцо Бернини, который в то время взял на себя руководство строительством собора Святого Петра в Ватикане. С этого момента началось острое соперничество между двумя великими мастерами с чрезвычайно сложными и конфликтными отношениями, объяснявшимися, с одной стороны, значительными различиями темперамента их характеров, а с другой – приоритетной ролью Бернини, в том числе в плане причитающегося вознаграждения. Однако с точки зрения художественного искусства, сотрудничество с Бернини было очень плодотворным: их творческий союз породил уникальный надалтарный навес в соборе Святого Петра (Baldacchino di San Pietro), участие Борромини в котором проявилось в проектировании конструкции и, возможно, в создании некоторых декоративных элементов величественного сооружения.
25 сентября 1632 года, по протекции Бернини, Франческо Борромини получил от папы Урбана VIII Барберини должность архитектора при папском университете La Sapienza. Возможно, таким образом, этим своим проявлением доброжелательности именитый скульптор намеревался избавиться от своенравного помощника. Освободившись от оков зависимости, в своей новой роли архитектора (а не мастера-строителя) Борромини наконец-то смог проявить личную художественную индивидуальность: в 1634 году он получил заказ на разработку проекта церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане и прилегающего монастыря для Ордена тринитариев.
Далее последовал ряд успешно реализованных проектов:
- строительство Оратория деи Филиппини (1637) при базилике Санта Мария ин Валличелла;
- украшение часовни Святой Троицы в церкви Санта Лючия ин Сельчи (1638-39);
- преобразование Палаццо Спада со знаменитой Галереей перспективы (около 1640);
- создание внутреннего входного портала и дворика в Палаццо Карпенья (ныне академия Сан Лука) с великолепной лестницей-«улиткой» (1635-50);
- возведение церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642), получившей всеобщее мировое признание как величайшее произведение архитектурного искусства;
- гробница Мерлини в Санта Мария Маджоре (около 1644 г.).
Советуем прочитать:
Архитектура Борромини в РимеВ 1644 году, после избрания папы Иннокентия X Памфили (1644-1655), для Франческо Борромини начался период еще большого успеха. Новый понтифик намеревался очистить Рим от все еще очень живой власти своего предшественника Барберини. Именно по этой причине он решил отдать предпочтение Борромини в ущерб Бернини, который в первые годы понтификата Иннокентия X испытал заметное снижение заказов, в том числе из-за скандала с возведенными им колокольнями собора Святого Петра в Ватикане. В преддверии юбилея 1650 года Франческо Борромини получил от Папы заказ на восстановление и реконструкцию древней церкви Сан Джованни ин Латерано, находившейся в довольно плачевном состоянии из-за возникших проблем статического характера. Взвешенный подход архитектора при реставрации здания позволил не только сохранить постройку XIV века, но и придать ее внутреннему убранству нынешнее великолепие.
Мастер искусно объединил существовавшие ранее пары колонн главного нефа в большие арочные колонны с двенадцатью эдикулами, украшенными в тимпане папским голубем, внутри которых в XVIII веке были помещены колоссальные статуи. В боковых проходах архитектор совершенно оригинально расположил присутствующие в базилике фрагментарные гробницы прежней эпохи, вставив их в вырезанные в стене эдикулы и обогатив декоративными элементами собственного изобретения.
Тематические экскурсии:
Государство Ватикан — от императора Константина до Муссолини (в группе)
Пройти с искусствоведом по знаковым местам Ватикана и главным эпохам в его прошлом
€80 за человека
Рим подземный. Рим мистерий
Оказаться в удивительном храме, спуститься на глубину 19 метров и перенестись на 2000 лет назад
€180 за экскурсию
Храмы Святого Рима
Познакомиться с историей и ценнейшими реликвиями главных христианских церквей города
от €134 за экскурсию