Дата последнего обновления: 05.09.2023

Жизнь и творчество Франческо Борромини - представителя архитектуры барокко в ее самых смелых формах, которые изменили облик Рима 17 века

 

Гениальный зодчий был одним из трех главных создателей римского барокко, которые изменили облик Рима XVII века. В отличие от Джованни Лоренцо Бернини, в основном известного как скульптора, и знаменитого художника своего времени Пьетро да Кортона, Франческо Борромини (1599-1667) посвятил себя только архитектуре. Имея репутацию честного и мало заинтересованного в материальном благополучии человека, он, как и любой художник, чувствовал огромную потребность своего признания, что выразилось в его ортодоксальной одержимости находить новые архитектурно-пространственные формы. Несмотря на то, что работы и стиль Борромини, считавшийся эксцентричным его римскими современниками, не оставили большого следа в Вечном городе, они оказали огромное влияние, которое в течение следующего столетия распространились по всей Европе.

Барокко, как образная культура, утвердилось в Риме в первые десятилетия семнадцатого века, а затем развилось во всех крупных европейских городах. Стиль, долгое время считавшийся упадочным по сравнению с классицизмом эпохи Возрождения, в последующие века был значительно переоценен с признанием его великолепия и зрелищности. Считается, что Франческо Борромини, неразрывно связанный с Римом, стал отцом архитектуры барокко в ее самых смелых формах, а его выдающиеся работы придали особый облик Вечному городу.

Жизнь и творчество Франческо Борромини

Франческо Борромини

Знаменитый архитектор родился 25 сентября 1599 года в швейцарской деревушке Биссоне в семье скромного каменщика-строителя Джованни Доменико Кастелли, находившегося на службе миланской династии графов Висконти. Его мать – Анастасия Гарове, приходилась дальней родственницей Доменико Фонтана, считавшимся в те времена самым престижным архитектором в Риме и Неаполе. Являясь старшим из четырех детей, Франческо Кастелли с малых лет помогал своему отцу, который научил его добывать и обрабатывать камень. В 1608 году родители отправили подростка в Милан, где скульптор Джан Андреа Биффи, выполнявший заказы для возводившегося Миланского собора, помог приобрести Франческо необходимые профессиональные навыки. Более того, опыт работы в Фаббрике дель Дуомо в Милане оказал сильное влияние на будущие архитектурные творения знаменитого зодчего.

В двадцатилетнем возрасте начинающий мастер отправился в Рим к близкому родственнику по материнской линии Леоне Гарове, имевшему в городе репутацию отличного каменщика, которая возросла после его женитьбы на племяннице знаменитого архитектора Карло Мадерно. Однако ученичество у Леоне продлилось недолго – упав со строительных лесов базилики Святого Петра, Гарове скоропостижно скончался 12 августа 1620 года. Тем не менее, Франческо продолжил работать в мастерской Карло Мадерно, который взял юношу в качестве помощника для выполнения работ в Палаццо Барберини. Здесь, работая вместе с уже известным скульптором Джованни Лоренцо Бернини, Борромини отвечал за некоторые ремонтные работы на заднем фасаде дворца, отделку окон и дверей холла, а также создал свою знаменитую винтовую лестницу.

Франческо БорроминиЛестница Борромини в Палаццо Барберини © sailko / Wikimedia Commons

После смерти Мадерно (1629 г.), Франческо Борромини продолжил свою деятельность под руководством Джованни Лоренцо Бернини, который в то время взял на себя руководство строительством собора Святого Петра в Ватикане. С этого момента началось острое соперничество между двумя великими мастерами с чрезвычайно сложными и конфликтными отношениями, объяснявшимися, с одной стороны, значительными различиями темперамента их характеров, а с другой – приоритетной ролью Бернини, в том числе в плане причитающегося вознаграждения. Однако с точки зрения художественного искусства, сотрудничество с Бернини было очень плодотворным: их творческий союз породил уникальный надалтарный навес в соборе Святого Петра (Baldacchino di San Pietro), участие Борромини в котором проявилось в проектировании конструкции и, возможно, в создании некоторых декоративных элементов величественного сооружения.

Франческо БорроминиBaldacchino di San Pietro

25 сентября 1632 года, по протекции Бернини, Франческо Борромини получил от папы Урбана VIII Барберини должность архитектора при папском университете La Sapienza. Возможно, таким образом, этим своим проявлением доброжелательности именитый скульптор намеревался избавиться от своенравного помощника. Освободившись от оков зависимости, в своей новой роли архитектора (а не мастера-строителя) Борромини наконец-то смог проявить личную художественную индивидуальность: в 1634 году он получил заказ на разработку проекта церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане и прилегающего монастыря для Ордена тринитариев.

Далее последовал ряд успешно реализованных проектов:

  • строительство Оратория деи Филиппини (1637) при базилике Санта Мария ин Валличелла;
  • украшение часовни Святой Троицы в церкви Санта Лючия ин Сельчи (1638-39);
  • преобразование Палаццо Спада со знаменитой Галереей перспективы (около 1640);
  • создание внутреннего входного портала и дворика в Палаццо Карпенья (ныне академия Сан Лука) с великолепной лестницей-«улиткой» (1635-50);
  • возведение церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642), получившей всеобщее мировое признание как величайшее произведение архитектурного искусства;
  • гробница Мерлини в Санта Мария Маджоре (около 1644 г.).

Советуем прочитать:

Архитектура Борромини в Риме

В 1644 году, после избрания папы Иннокентия X Памфили (1644-1655), для Франческо Борромини начался период еще большого успеха. Новый понтифик намеревался очистить Рим от все еще очень живой власти своего предшественника Барберини. Именно по этой причине он решил отдать предпочтение Борромини в ущерб Бернини, который в первые годы понтификата Иннокентия X испытал заметное снижение заказов, в том числе из-за скандала с возведенными им колокольнями собора Святого Петра в Ватикане. В преддверии юбилея 1650 года Франческо Борромини получил от Папы заказ на восстановление и реконструкцию древней церкви Сан Джованни ин Латерано, находившейся в довольно плачевном состоянии из-за возникших проблем статического характера. Взвешенный подход архитектора при реставрации здания позволил не только сохранить постройку XIV века, но и придать ее внутреннему убранству нынешнее великолепие.

Франческо БорроминиИнтерьер базилики, результат радикальных работ Борромини © Antoine Taveneaux / Wikimedia Commons

Мастер искусно объединил существовавшие ранее пары колонн главного нефа в большие арочные колонны с двенадцатью эдикулами, украшенными в тимпане папским голубем, внутри которых в XVIII веке были помещены колоссальные статуи. В боковых проходах архитектор совершенно оригинально расположил присутствующие в базилике фрагментарные гробницы прежней эпохи, вставив их в вырезанные в стене эдикулы и обогатив декоративными элементами собственного изобретения.

Тематические экскурсии:

Государство Ватикан — от императора Константина до Муссолини (в группе)

Пройти с искусствоведом по знаковым местам Ватикана и главным эпохам в его прошлом

€80 за человека

Подробнее
Главные святыни Рима

Посетить самые значимые церкви итальянской столицы и узнать их историю

€130 за экскурсию

Подробнее
Храмы Святого Рима

Познакомиться с историей и ценнейшими реликвиями главных христианских церквей города

от €134 за экскурсию

Подробнее

В тот же период Франческо Борромини работал над проектом церкви и монастыря Санта Мария дей Сетте-Долори и строительством колокольни базилики Сант Андреа делле Фратте, а между 1645 и 1648 гг. участвовал в завершающих работах Палаццо ди Спанья. В 1646 году Конгрегацией пропаганды Фиде он был назначен архитектором улиц города, планировал строительство здания Коллегии пропаганды Фиде (1647–1662) и вскоре получил от Папы Памфили звание рыцаря Высшего Ордена Христа. Кроме того, после серьезных разногласий Иноккентия X с Карло и Джироламо Райнальди, которые работали над церковью Святой Агнесы на площади Пьяцца Навона, Борромини в 1653 году было поручено возглавить работы по ее дальнейшему строительству.

Франческо БорроминиЦерковь Святой Агнессы на площади Пьяцца Навона © Palickap / Wikimedia Commons

Однако после смерти понтифика в 1655 году начался период серьезного творческого кризиса. Преемник Иннокентия X папа Александр VII (1655-1657), решил освободить архитектора от его обязанностей из-за разногласий, возникших при строительстве церкви Сант Аньезе на Пьяцца Навона. С этого момента Борромини вступил в самый сложный период своей жизненной карьеры. Приход Александра VII привел, прежде всего, к великому возвращению Джованни Лоренцо Бернини, ставшего главным архитектором при папском дворе. Множество нереализованных проектов, оставшихся незавершенными из-за нехватки средств, а также безразличие очередного понтифика к новым работам архитектора и его постепенное отстранение, заставляли Борромини все больше и больше уходить в себя. Несмотря на почти маниакальное стремление к работе, он не смог приобрести новых клиентов, напротив, депрессия, в которую он впал, также отвлекла его от предыдущих начинаний, таких как строительство церкви и монастыря Санта Мария дей Сетте-Долори или Оратория Филиппини.

Тем не менее, в 1660 году он построил часовню Спада в церкви Сан Джироламо алла Карита, а в 1662 году ему было поручено завершить возведение тринитарного комплекса церкви Сан Карло на перекрестке Кватро Фонтане. Этой работой, закончившейся лишь после его смерти, Франческо Борромини символически завершил свою карьеру архитектора, которая началась тридцатью годами ранее.

борромини, франческо борромини, борромини архитектор, борромини архитектураЦерковь Сан Карло алле Кватро Фонтане

Профессиональная изоляция впавшего в глубокий психологический кризис архитектора проявились в трагической гибели великого мастера. Летом 1667 года его здоровье, подорванное тяжелыми нервными и депрессивными расстройствами, значительно ухудшилось из-за неоднократных приступов лихорадки и хронической бессонницы. Вечером 1 августа Борромини в приступе безумия бросился на опертый рукоятью в землю собственный меч и пронзил собственное тело. От полученного ранения он скончался на следующий день, успев, покаявшись, принять последние церковные таинства и написать завещание, в котором выразил желание быть похороненным в безымянной могиле рядом со своим учителем Карло Мадерно в церкви Сан Джованни деи Фьорентини.

Франческо БорроминиПлита над захоронением Борромини в церкви Сан Джованни деи Фьорентини © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Работы Борромини на карте Рима

На представленной ниже карте Рима отмечены некоторые места, где можно увидеть архитектурные работы великого зодчего.

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Полезные подборки:

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Татьяна

16

3 ч.

Вечерняя прогулка по Ватикану

Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев

€235 за экскурсию

Подробнее

Natalia

15

2 ч.

Рим для кофеманов

Пройти по лучшим римским кофейням в компании профессионального бариста

€250 за экскурсию

Подробнее

Елена

8

3 ч.

В лабиринте Вечного города

Познакомиться с аутентичными красотами Рима

€130 за экскурсию

Подробнее

Марина

11

3 ч.

Экскурсия-квест «Ангелы и демоны»: тайны Ватикана

Расшифровать символы Ватикана и узнать секреты римских пап, выполняя логические задания

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

5

3 ч.

Рим: 30 веков за 3 часа

Обойти самые культовые места города, понять его историю и услышать любопытные факты

€130 за экскурсию

Подробнее

Anna

0

3 ч.

Рим с двойным дном: квест-охота для эстетов и авантюристов

Изучить изнанку города, отыскать секретные шедевры и распутать клубок загадок с помощью логики

€180 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .