Главная История Рима Эпоха Возрождения Архитектура Борромини в Риме
Дата последнего обновления: 03.02.2021

Здания и прочие сооружения архитектора Франческо Борромини в Риме: описание, где находятся, подробная карта

 

Монументальное наследие знаменитого итальянского архитектора восхищает каждого посещающего Вечный город даже спустя три с половиной века после его смерти. Имя Франческо Борромини (Francesco Castelli, 1599-1667) навсегда связано с его великим современником и главным соперником Джованни Лоренцо Бернини: многие историки соглашаются, что именно это ожесточенное соперничество проложило путь римского барокко. Архитектура Борромини, являясь новаторской и более скромной, чем торжествующие шедевры Бернини, представляла собой явную противоположность универсалистской поэтике оппонента, который преуспел во многих областях искусства – от скульптуры до городского планирования. Считается, что карьера зодчего в Риме была менее удачной, однако стоит помнить, что его новации оказали значительное влияние на архитектуру немецкого и австрийского барокко, а также прослеживаются при строительстве некоторых зданий в Испании и Португалии.

Городская архитектура Борромини

Архитектура Борромини Рим

Среди собственных работ Борромини в Риме – искусно построенный на углу улицы Четыре Фонтана церковь Сан-Карло (1634-1641 гг., фасад начат в 1665 г.), церковь Сант’Иво-алла-Сапиенца (1642-1660 гг.) со знаменитым спиральным, словно ввинчивающимся в небо шпилем, и базилика Сант-Аньезе на площади Пьяцца Навона (1653-1657) начатая Райнальди. Из наиболее важных светских сооружений – Collegio de Propaganda Fide (1652-1667) и Палаццо Фальконьери (1646-1656). В своих работах он выступил как выдающийся представитель антиклассического направления в архитектуре итальянского барокко, создавая изогнутыми и ломаными линиями каменной кладки игру между вогнутыми и выпуклыми поверхностями. Сайт 39rim.ru предлагает ознакомиться с некоторыми архитектурными шедеврами Борромини в Риме, которые обязательно стоит увидеть при посещении города.

Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане

Via del Quirinale, 23

Построенная между 1634 и 1644 гг. церковь на Виа дель Квиринале, являющаяся первым самостоятельным проектом Борромини, считается одним из шедевров архитектуры барокко в Риме. Возведенная на месте небольшой часовни, сооруженной испанскими отшельниками Ордена Тринитариев в 1611 году с посвящением Святой Троице, она была освящена в 1646 году в честь причисленного к лику святых миланского архиепископа Карло Борромео. В этой работе архитектор впервые получил уникальную возможность выразить свою художественную индивидуальность, которая затем отразились во всех его последующих проектах. Играя вогнутыми и выпуклыми поверхностями, Борромини создал полный движения динамичный фасад, завершающийся огромным, поддерживаемый летающими ангелами, овальным медальоном с вогнутой поверхностью, на котором когда-то был размещен барельеф с изображением Сан Карло.

Архитектура Борромини РимЦерковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане © Miguel Hermoso Cuesta / Wikimedia Commons

Фасад был начат Борромини в 1664 году – за три года до своей смерти, и завершен лишь после его кончины. Расположенная на оживленном перекрестке церковь получила свое официальное наименование от примыкающей к ней улицы Четырех фонтанов, однако из-за своих миниатюрных размеров римляне дали ей уменьшительно-ласковое название Сан Карлино. В нише над входным порталом находится статуя Сан Карло Борромео, созданная швейцарско-итальянским скульптором Антонио Раджи в 1675-1680 гг. Скромный интерьер впечатляет овальным, словно светящимся белым куполом, завершающимся плафоном латерны с декорированной эмблемой тринитарианцев, изображающей заключенного в треугольник голубя на фоне сияющего золотом солнца.

Ораторий Филиппини

Piazza della Chiesa Nuova 18 .

Около 1636 года Борромини был назначен для проектирования здания оратория для Конгрегации ораторианцев, основанной в Риме по инициативе священника Филиппо Нери (1515-1596). Община, получившая официальное признание папой Григорием XIII в 1575 г., базировалась в монастыре при базилике Санта Мария ин Валличелла, являвшейся одним из главных пасторальных и культурных центров города.

Архитектура Борромини РимОраторий Филиппини и церковь Санта Мария ин Валличела © trolvag / Wikimedia Commons

Поразительный кирпичный фасад молельни, контрастирующий со светлым травертином базилики, представляет собой череду вогнутых и выпуклых плоскостей, которые, по заявлению Борромини, образно выражали распростертые объятия Церкви, готовой принять любого уверовавшего. Сложный ритм пилястр отчетливо виден в библиотеке Валличеллианы, где хранится 130 000 книг и рукописей, включая документы, относящиеся к эпохе Реформации. В нынешнее время в здании находится, также Капитолийский исторический архив и резиденция Римского исторического общества.

Возможно Вас заинтересует:

Церковь Сант’Иво-алла-Сапиенца

Corso Rinascimento, 40

Редко открытая для посещений церковь Сант’Иво-алла-Сапиенца была спроектирована и построена Борромини между 1643 и 1660 годами как часовня римского университета Ла Сапиенца, посвященная защитнику бедных и сирот священнику Ордена францисканцев святому Иво Хелори (Ivo Hélory, 1253-1303). Применяя в своей работе ставшие уже традиционными приемы использования вогнутых и выпуклых поверхностей, архитектор мастерски вписал в ограниченное узкое пространство меж двумя зданиями великолепный фасад, заменивший построенную Джакомо делла Порта в XVI веке экседру университетского дворика.

Архитектура Борромини РимЦерковь Сант’Иво-алла-Сапиенца © Vlad Lesnov / Wikimedia Commons

Верхнюю часть купола церкви украшает латерна со знаменитым спиралевидным венцом, образно представляющим стремление к бесконечности, и огненной короной с застывшими в камне языками пламени, освещающими путь к знаниям. Выстроенная Борромини композиция по задумке архитектора символизировала древний Александрийский маяк на острове Фарос, считающийся одним из семи чудес света древнего мира, как если бы церковь служила маяком для верующих. Сегодня в древней резиденции Сапиенцы размещаются Государственный архив и некоторые офисы Сената Республики.

Палаццо Фальконьери

Via Giulia, 1

В 1645 году Борромини получил заказ на перестройку двух соседних зданий на улице Виа Джулия, приобретенных знатным флорентийским дворянином Орацио Фальконьери. Архитектор соединил обе постройки новым зданием с трехарочной галереей, увенчанной балюстрадой, а также украсил фасады великолепной лепниной с изображениями сокола – геральдическим символом семьи Фальконьери.

Архитектура Борромини РимПалаццо Фальконьери © Lalupa / Wikimedia Commons

Однако в XIX веке, во время строительства набережной Лунготевере, некоторые скульптурные элементы фасада, выходящие на реку, были утеряны. До наших дней сохранившиеся работы, принадлежащие Борромини, включают фасад обращенный на Виа Джулия, бельведер с видом на Тибр и декоративную лепнину в нескольких комнатах. Сегодня в здании располагается Венгерская академия, основанная здесь в 1927 году после покупки собственности венгерским государством.

Тематические экскурсии:

Как зарождалось христианство

О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима

от €120 за экскурсию

Подробнее
Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее
Трагедии собора Сан Джованни ин Латерано

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне

Piazza Navona

Пожалуй, самая известная работа Борромини в Риме – церковь на площади Пьяцца Навона. Согласно преданию, она стоит на месте древнего стадиона Домициана, где в 304 году, во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане, была замучена двенадцатилетняя девушка из знатного римского рода. Первый проект церкви Святой Агнесы был разработан в 1652 году Джироламо и Карло Райнальди по заказу Иннокетия X Памфили, однако через год понтифик перепоручил работы Франческо Борромини. Архитектор принял идеи своих предшественников относительно планировки интерьера, но кардинально изменил оформление фасада, сделав его вогнутым. Огромный купол, обрамленный элегантными башенками двух колоколен, представляет собой одну из его лучших архитектурных композиций.

Архитектура Борромини РимЦерковь Сант-Аньезе-ин-Агоне © Lalupa / Wikimedia Commons

Палаццо Пропаганды Фиде

Via di Propaganda,1

Первоначальное ядро здания, обращенного своим главным фасадом на южную оконечность площади Испании, восходит к концу XVI века, когда кардинал Бартоломео Ферратини объединил несколько стоящих рядом домов в единое целое. После его смерти резиденцию кардинала купил испанский священник Хуан Батист Вивес, который в 1626 году пожертвовал здание папе Урбану VIII Барберини для размещения в нем Священной Конгрегации распространения веры (Propaganda Fide), являвшимся учебным заведением и осуществлявшего подготовку миссионеров-католиков разных национальностей. Главный фасад палаццо был создан в 1634 году Джованни Лоренцо Бернини, а лицевая сторона здания по виа ди Пропаганда – Борромини, окончательно завершенная им в 1667 г.

Архитектура Борромини в РимеФасад Бернини, выходящий на Площадь Испании © JoJan / Wikimedia Commons

Фасад Борромини, состоящий из прямолинейных пилястр с чередующимся вогнутым оформлением окон, является одним из самых интересных образцов в итальянской архитектуре барокко. Он был создан для церкви Часовня Волхвов, спроектированной и построенной Бернини, но позже частично снесенной и кардинально перестроенной Борромини в 1662-1664 гг., что вызвало очередной конфликт соперничающих между собой архитекторов.

Архитектура Борромини РимФасад Борромини по виа ди Пропаганда © Miguel Hermoso Cuesta / Wikimedia Commons

В первой часовне справа от входа находится один из шедевров Карло Пеллегрини «Обращение Святого Павла» (1635), а также надалтарная картина итальянского художника Джачинто Джаминьяни «Поклонение Волхвов» (1634). Кроме того, в нынешнее время в Палаццо Пропаганды Фиде, являющимся экстерриториальным владением от Святого Престола, находится миссионерский музей. В его экспозиции особо выделяются три коллекции: собрание кардинала Стефано Борджиа, включающее привезенные из миссий древние культовые предметы; коллекция рукописей миссионера Карлоса Куартерона с описанием исследованных им мест; и Японская коллекция, принадлежащая Collegio San Pietro, в которой представлены произведения искусства и предметы с изображением сцен из реальной жизни японцев.

Отели в Риме

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от исторического центра - тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Прочие работы Борромини в Риме

Галерея Перспективы в Палаццо Спада

Piazza Capo di Ferro, 13

Здание, построенное в середине XVI века архитектором Бартоломео Баронино по заказу кардинала Джироламо Каподиферро и выкупленное в 1632 году кардиналом Бернардино Спада, было преобразовано в резиденцию прелата по проекту Борромини, который несколько изменил дворец в соответствии с новыми вкусами того времени.
Однако самой важной работой архитектора в Палаццо Спада стала знаменитая Галерея Перспективы, построенная всего за один год в сотрудничестве с августинским математиком Джованни Марией да Битонто и являющаяся одной из самых известных оптических иллюзий в стиле барокко. При реальной длине коридора, составляющей всего 8,82 м., его виртуальная глубина оценивается не менее, чем 35 метров. В конце туннеля, украшенного колоннадой, на задней стене находится небольшая статуя римского воина, помещенная здесь в середине XIX века.

Архитектура Борромини в РимеГалерея Перспективы в Палаццо Спада © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

С 1926 года Палаццо Спада является резиденцией Государственного совета Италии, а в его исторических залах находится великолепная коллекция произведений искусства, в которую входят работы Артемизии Джентилески, Тициана, Гвидо Рени, Рубенса, Альбрехта Дюрера, Караваджо, Пармиджанино и некоторых других знаменитых художников.

Часовня Сан-Джованни-ин-Олео

Via di Porta Latina, 77

Небольшая часовня, расположенная рядом с церковью Сан-Джованни-а-Порта-Латина, увековечивает место, где, согласно легенде, во времена преследования первых христиан императором Домицианом, в 92 г. н.э. апостол Иоанн был погружен в чан с кипящим маслом, из которого он вышел целым и невредимым.

Это интересно

Предание гласит, что, не сумев казнить апостола, Домициан сослал его на остров Патмос, где тот написал библейскую Книгу Откровения. Предполагается, что Иоанн умер естественной смертью и был похоронен в Эфесе в специально построенной для этого большой базилике. Он считается единственным из Двенадцати учеников, спасшимся от мученической смерти.

Современная восьмиугольная часовня построена на этом месте примерно в 1509 году. Ее дизайн традиционно приписывали архитектору Донато Браманте, однако современные историки предполагают, что это работа Антонио да Сангалло Младшего или Бальдассаре Перуцци.

Архитектура Борромини РимЧасовня Сан-Джованни-ин-Олео © Lalupa / Wikimedia Commons

Сооружение было восстановлено Франческо Борромини в 1657 году по заказу кардинала Франческо Паолуччи, который намеревался превратить его в семейную часовню. Архитектор модифицировал конический купол, добавив высокий круговой фронтон с изысканным лепным фризом, оригинал которого сегодня хранится в портике расположенной неподалеку церкви. В это же время стены маленькой часовни были украшены фресками итальянского художника Ладзаро Бальди с изображениями рассказов евангелиста, включая Видение Святого Иоанна и принятия мученичества.

Церковь Санта-Мария-дей-Сетте-Долори

Via Garibaldi, 27

Расположенная на склонах Яникула церковь и прилегающий к ней монастырь представляют собой незавершенный проект Борромини, заказанный в 1643 году основательницей Ордена Августинских облатов герцогиней Камиллой Вирджинией Савелли Фарнезе (1602-1668). Первый этап работ проводился под непосредственным руководством архитектора до 1649 года, однако из-за большой загруженности на других строительных площадках, на которых он был занят, дальнейшее строительство было поручено Антонио дель Гранде.

Архитектура Борромини РимЦерковь Санта-Мария-дей-Сетте-Долори

Структура базилики настолько своеобразна из-за ее почти прямоугольной формы, напоминающей высокую башню, что приводит в замешательство любого, кто привык видеть более традиционные формы церковных зданий. Тем не менее, архитектурный стиль Борромини прослеживается в длинном, изогнутом в центре прямоугольном фасаде, как во дворце Пропаганды Фиде или церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, а главный портал помещен меж двух колонн, украшенных двойным рядом ниш.

Архитектура Борромини на карте Рима

Все описанные выше сооружения представлены на карте, с помощью которой легко составить пеший маршрут по городу и воочию ознакомиться с архитектурой Борромини в Риме.

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Наталья

0

6 ч.

Магия детства и мир моды

Путешествие в парк аттракционов для взрослых и детей, с заездом в аутлет дизайнерских брендов

€183 за экскурсию

Подробнее

Анна

0

3 ч.

Как зарождалось христианство

О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима

от €120 за экскурсию

Подробнее

Елена

0

2.5 ч.

Губбио — путешествие во времени

Разобраться в истории и самобытных традициях одного из красивейших городов Умбрии

€130 за экскурсию

Подробнее

Вероника

0

7 ч.

Из Рима в Нарни. Хроники волшебной Умбрии

Путешествие в загадочный и чудесный средневековый город-крепость на вершине зеленого холма

€150 за экскурсию

Подробнее

Дмитрий

0

2 ч.

По Риму на мотоцикле!

С ветерком пронестись по итальянской столице и за один раз увидеть все самое-самое

€130 за человека

Подробнее

Федерико

0

3 ч.

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2020
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .