Артемизия Джентилески (1593-1656), несомненно, является самой известной женщиной-художником эпохи Возрождения и, пожалуй, единственной последовательницей Караваджо. Однако прежде чем стать художником, получившим признание при королевских дворах Флоренции, Неаполя и Лондона, ей довелось пройти непростой и унизительный жизненный путь. Поэты писали уничижительные стихи об ее нравственности, в то время как коллеги-художники льстили Артемизии, и крали нарисованные ей эскизы. Она умерла известной и богатой, но ее имя было быстро забыто.
В подростковом возрасте Артемизия Джентилески пережила сексуальное насилие, и этот трагический эпизод оказал значительное влияние на все будущее творчество художницы-феминистки. Ее работы, изображающие по бо́льшей части библейских героинь как сильных и мстительно-жестоких женщин, получили всеобщее признание лишь в конце XX века.
Джентилески и Караваджо
Артемизия, единственная дочь художника Орацио Джентилески и Пруденции Монтоне, родилась 8 июля 1593 года в Риме. В двенадцатилетнем возрасте она потеряла мать, скончавшуюся при родах третьего ребенка. Взяв на себя хлопоты по хозяйству и опеку над младшими братьями, девушка вела довольно замкнутый образ жизни, ей редко позволяли выходить на улицу, кроме как посещать церковь. Именно в этот период, проводя долгие часы в мастерской своего отца и вдохновленная его талантом, она начала заниматься живописью.
Орацио Джентилески (1563-1639) содержал себя и четверых детей, выполняя довольно скромные заказы для некоторых церквей и часовен в Риме. Будучи горячим поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо, написавшего в 1601 году две картины для часовни Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези, Орацио один из первых откликнулся на новый эстетический взрыв художественного искусства в Риме начала 1600-х гг., открывшего для него новые перспективы. Дальнейшая дружба с Караваджо, значительно повлияла на все его творчество, однако продлилась недолго. В 1603 году, после того как один из коллег художников обвинил Орацио и Караваджо в написании на стенах городских зданий оскорбительных граффити, оба друга предстали перед судом. Вскоре скандального художника обвинили в убийстве, и в 1606 году Караваджо бежал из Рима в Неаполь.
Первоначально Орацио не питал никаких надежд в отношении художественных навыков своей единственной дочери – он представлял для нее жизнь монахини, но вскоре природный талант Артемизии заявил о себе. В обучении ремеслу под опекой отца она начала осваивать драматический стиль светотени Караваджо, и в 1608-1609 годах их отношения учителя и подмастерья переросли в эффективное сотрудничество: дочь, по сути, начала вмешиваться в некоторые отцовские полотна, чтобы затем самостоятельно создавать небольшие произведения. Примером этому является написанное в 16-летнем возрасте полотно «Мадонна с ребенком», а картина Артемизии Джентилески «Сусанна и старцы» (1610), по мнению некоторых критиков, отмечает ее официальное вступление в большой мир художественного искусства.
Картина Джентилески воспроизводит библейскую сцену истории Сусанны, в которой обнаженная девушка была замечена во время купания двумя престарелыми вуайеристами. Похотливые развратники, возжелавшие тело молодой матроны, шантажируют сладострастную деву ее связью с несуществующим любовником, однако Сусанна остается верной своим убеждениям и целомудрию. Эта наиболее известная ранняя работа стала пророческой в дальнейшей судьбе художницы.
Изнасилование и месть Джентилески
Примерно с 1610 года частым гостем семьи Джентилески стал талантливый художник Агостино Тасси (1580-1644), недавно вернувшийся в Рим из Флоренции и работавший с Орацио над украшением лоджии в Палаццо Паллавичини-Роспильози. Надеясь помочь 17-летней девушке в совершенствовании техники живописи, ее отец попросил своего делового партнера обучить Артемизию искусству перспективы. Во время одного из занятий художник изнасиловал юную Джентилески, что в корне изменило всю ее жизнь.
Чтоб избежать скандала, Тасси пообещал жениться. Надеясь на скорое заключение брака, девушка некоторое время продолжала поддерживать с ним отношения, однако в марте 1612 года, когда Артемизия обнаружила, что Агостино уже был женат, она сообщила отцу о факте сексуального насилия. Орацио Джентилески вскипел от негодования и отправил пламенную жалобу Папе Павлу V, обвинив своего коллегу, что тот лишил девственности его дочь.
В римском праве XVII века изнасилование или любое посягательство на женщину не считалось преступлением, а рассматривалось как оскорбление чести семьи.
Судебный процесс, длившийся семь месяцев и потрясший Рим, проходил по известной в те времена схеме: Артемизию Джентилески обвинили в том, что она не была девственницей во время изнасилования, и у нее было много любовников. В рамках скандального разбирательства девушке пришлось пройти унизительное гинекологическое обследование и пережить болезненное любопытство со стороны городского населения. Кроме того, для установления истины она подверглась специально подобранной для этого случая пытке – так называемой «della sibilla», заключавшейся в связывании больших пальцев рук веревками, которые затягивались, пока не ломались фаланги. Однако, несмотря на испытываемую боль и риск навсегда потерять пальцы, девушка не отказалась от своих показаний. 27 ноября 1612 г. судебные власти осудили Агостино Тасси и, помимо наложенного на него штрафа, приговорили к пяти годам тюремного заключения или, в качестве альтернативы, к бессрочному изгнанию из Рима. По ссылке можно ознакомиться с процессом и протоколами судебных заседаний, которые сохранились до сих пор.
Несмотря на то, что де-юре судебный процесс был выигран, репутация Артемизии Джентилески в Риме была подорвана: многие римляне верили наемным свидетелям Агостино Тасси и считали девушку «лживой шлюхой, которая ложится спать со всеми».
Артемизия Джентилески: Юдифь обезглавливающая Олоферна
29 ноября, через день после окончания длительного судебного процесса, Артемизия вышла замуж за флорентийского художника Пьерантонио ди Винченцо Стиаттеси. Заранее подготовленная свадьба была организована отцом, чтобы вернуть изнасилованной, обманутой и оклеветанной девушке честь и обеспечить достойный статус.
Вскоре молодожены переехали во Флоренцию, где Артемизия Джентилески написала Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1612–1613). Считается, что эта первая, наиболее известная версия картины с изображением ветхозаветной фигуры Юдифь, убивающей ассирийского правителя, может рассматриваться в контексте собственной жизни Джентилески как психологическая месть своему насильнику Агостино Тасси.
Впоследствии, глубоко травмированная сексуальным насилием художница-феминистка не раз обращалась к этому сюжету, написав еще одну версию в 1613-1614 гг., а позже продолжила эту тему в сюжетах со служанкой.
Артемизия Джентилески во Флоренции
Во Флоренции, благодаря поддержке Аурелио Ломи – брата отца Орацио Джентилески, Артемизия была представлена великому герцогу Козимо II Медичи. Выполняя для него многочисленные заказы, она начала общаться с некоторыми знаменитыми флорентийцами того времени, такими как астроном Галилео Галилей и Микеланджело Буонарроти-младший (1568-1646).
Внучатый племянник Микеланджело Буонарроти, глубоко погруженный в сферу художественного искусства, познакомил Джентилески со многими потенциальными клиентами. Она написала для его апартаментов в Casa Buonarroti панно «Аллегория склонности», где настолько реалистично изобразила женскую обнаженную натуру (по некоторым данным автопортрет), что позже некоторые части тела пришлось закрасить наброшенными на них одеждами.
Триумфальное признание ее таланта как художника состоялось 19 июля 1616 года, когда Артемизия была принята в престижную Академию рисования (Accademia delle arti del disegno) во Флоренции, став первой женщиной, получившей эту привилегию. Однако ее личная жизнь претерпевала фиаско – финансовые проблемы мужа, погрязшего в долгах, и страстный роман с флорентийским дворянином Франческо Мария ди Никколо Мариньи в конечном итоге разрушили брак.
Работа в Генуе, Венеции, Неаполе
Четыре беременности с единственно выжившей дочерью Пруденцией и разрушающийся брак периодически ввергали Артемизию в депрессию, что не могло не сказаться на ее творчестве. На полотне, написанном около 1620 года, Джентилески снова изображает одну из ужасных героинь Ветхого Завета – Иаиль, которая жестоко убивает спящего ханаанского полководца Сисару. Редко изображаемый в искусстве XVII века библейский эпизод, взятый из Книги Судей, делает картину Джентилески поистине уникальной.
В 1621 году, после десятилетнего пребывания в Тоскане, Артемизия Джентилески вернулась в Рим, сняв апартаменты на Виа дель Корсо. Однако добиться подобного успеха как во Флоренции у нее не получалось. Вскоре она последовала за своим отцом в Геную, которого туда пригласил генуэзский дворянин, где завершила работу над первым вариантом картины «Самоубийство Лукреции» (1621) и написала свою первую Клеопатру (1621–1622). Будучи художником-женщиной, она имела право рисовать с натуры обнаженных женщин-моделей, что давало ей преимущество перед художниками-мужчинами, которым в то время запрещалось использовать обнаженные женские модели.
В 1627 году, в поисках новых заказов, она переехала в Венецию, где написала несколько великолепных произведений, таких как «Аврора» и «Спящая Венера».
Два года спустя, спасаясь от страшной эпидемии чумы 1630 года, которая уничтожила треть населения Венеции, Артемизия Джентилески перебралась в Неаполь, находившийся тогда под властью Испании. Там она завершила первый в своей карьере церковный алтарь и получила крупный заказ для собора Поццуоли, написав три полотна: «Святые Прокул и Никей», «Сан Дженнаро в амфитеатре Поццуоли» и «Поклонение волхвов».
Прочно утвердившись в социальной и художественной среде Неаполя, она часто получала престижные заказы от испанского короля Филиппа IV и прочих именитых покровителей. К раннему неаполитанскому периоду относятся картины Джентилески «Рождение Святого Иоанна Крестителя» и «Корсика и Сатир».
Необходимость готовить приданое для своей дочери Пруденции, которая собиралась выйти замуж зимой 1637 года, вероятно, заставила Артемизию искать способ увеличить свои финансовые доходы. По этой причине, по приглашению короля Карла I, она решила поехать в Лондон и присоединиться к своему отцу Орацио, который к тому времени стал придворным художником и получил заказ украсить потолочный свод в Доме Земных наслаждений королевы Генриетты Марии в Гринвиче.
В 1642 году, при первых признаках назревающей гражданской войны, Артемизия покинула Англию, где ей уже не имело смысла оставаться после смерти отца, отошедшего в иной мир три года назад. Однако об ее последующей жизни известно мало. Считается, что Джентилески оставалась в Неаполе до конца своих дней. Единственным подтверждением этому являются датируемая 1649 годом переписка с коллекционером Антонио Руффо ди Сицилия, который был ее клиентом, и некоторые написанные полотна, такие как «Мадонна с младенцем и четками» и третья версия «Сусанна и Старцы».
Предполагается, что Артемизия Джантилески умерла в 1656 году во время поразившей Неаполь эпидемии чумы, которая уничтожила целое поколение великих художников, и была похоронена в церкви Сан Джованни Баттиста деи Фьорентини. На мемориальной плите были написаны два простых слова: «Heic Artemisia» и ничего более, без фамилии или каких-либо упоминаний о ее творчестве. Однако даже ее надгробие было утеряно в 1785 году во время реставрационных работ.
Артемизия Джентилески: картины в Риме
По разным оценкам количество произведений, созданных итальянской художницей, составляет более 80 полотен, которые сегодня находятся во многих музеях мира. Однако в Риме картины Артемизии Джентилески можно пересчитать буквально на пальцах одной руки. Две из них – «Madonna col Bambino» и «Santa Cecilia» находятся в Галерее палаццо Спада, а в Палаццо Барберини можно увидеть «Автопортрет», одну из многих картин, на которых Джентилески изображает себя.
Кроме того, картины Джентилески в Риме «Юдифь и ее служанка Абра с головой Олоферна», «Купание Вирсавии», «Аврора» и одна из версий «Клеопатры» находятся в частных собраниях.
Долгое время Артемизия Джентилески игнорировалось в мире искусства и рассматривалось только в связи с драматическим событием, разрушившим всю ее жизнь. Обреченная на забвение на протяжении нескольких веков художница была настолько мало известна, что ее имя даже не упоминалась в книгах по истории искусства. Интерес к ее творчеству возродился только в 1916 году, когда была опубликована статья итальянского искусствоведа Роберто Лонги, освободившая мастера от сексистских предрассудков и вернувшая ей художественный статус и внимание критиков в контексте произведений Караваджо.
«Единственная женщина в Италии, которая когда-либо знала, что такое живопись, цвет, импасто и тому подобное…» (Роберто Лонги).
После того, как в 1970-х гг. международная феминистская организация сделала ее символом своего движения, Артемизия Джентилески стала иконой феминисток, а ее имя — синонимом сильной духом женщины-борца, отстоявшей свое право в искусстве.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway
Популярные экскурсии
Светлана
2
Прогулка по Витербо и Папские термы за один день
Погрузиться в средневековую историю города и отдохнуть в оздоровительных термах
€85 за человека
Татьяна
1
Вечерняя прогулка по Риму в мини-группе
Услышать легенды Вечного города, полюбоваться архитектурой и узнать, что такое артишок «по-римски»
€65 за человека
Татьяна
16
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€280 за экскурсию
Ольга
17
Вкусный Рим: знакомство с итальянской кухней
Приобщиться к местной культуре питания в семейных тратториях и легендарных кафе и исследовать город
€130 за экскурсию
Дарья
0
Рим для местных
Окунуться в итальянский колорит и посмотреть на город глазами его жителей
€188 за экскурсию