Скульптуры Микеланджело в Риме: история создания, описание, где находятся и как посмотреть
Великий мастер эпохи итальянского Возрождения Микеладжело Буонарроти (1475–1564) считал себя в первую очередь скульптором, а не художником, архитектором или поэтом. На это указывают многие сохранившиеся письма и документы, подписанные главным образом как «Michelagniolo, scultore». На сегодняшний день известно около полусотни его работ, принадлежащих резцу талантливого ваятеля. Большая часть из них находится во Флоренции и Болонье, а скульптуры Микеланджело в Риме можно пересчитать, практически, на пальцах одной руки.
За свою жизнь гениальный художник разработал большое количество проектов, многие из которых так и остались незаконченными или реализованными не до конца. Наиболее ярким примером этого является гробница Юлия II, находящаяся в базилике Сан Пьетро ин Винколи в Риме.
Гробница Юлия Микеланджело
Своим самым амбициозным проектом – созданием монументальной гробницы Юлия II, Микеланджело Буонарроти занимался в течение 40 лет. В монументальном мавзолее, заказанном понтификом еще при жизни, в первоначальном варианте предусматривалась установка порядка сорока скульптур.
Отправившись в мае 1505 года в каменоломни Каррары за материалом для скульптур и возвратившись в Рим спустя восемь месяцев, мастер узнал, что его грандиозный проект гробницы для Папы более не являлся приоритетным. Архитектор Донато Браманте убедил понтифика в том, что лучше было бы начать реконструкцию базилики Константина и направить финансовые средства именно туда. Кроме этого, планировавшаяся новая военная кампания против Перуджи и Болоньи окончательно отодвинула сроки начала работ на неопределенное время.
После смерти Юлия II, упокоившегося 21 февраля 1513 года, по настоятельной просьбе наследников делла Ровере прежний проект был пересмотрен с внесением в него некоторых изменений, однако и его реализация не была осуществлена. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года.
Из семи мраморных скульптур, украшающих гробницу Юлия, Микеланджело принадлежат только три – статуи сестер Рахиль и Лии, и библейского пророка Моисея, являющегося центральной фигурой всей композиции. По этому поводу сам художник писал, что «одной только этой статуи достаточно, чтобы сделать честь гробнице папы Юлия II».
Это интересно!
Говорят что, если более внимательно присмотреться к бороде Моисея, то при достаточно хорошем воображении, под нижней губой, немного правее, на скульптуре Микеланджело можно увидеть вырезанный профиль лица папы Юлия II.
По замыслу Микеланджело скульптуры двух женских фигур олицетворяют собой два способа бытия – созерцательный и созидающий. Созерцательная жизнь аллегорически представлена молящейся во спасение библейской героиней Рахиль, приходившейся второй женой Иоакову.
Ее старшая сестра Лия, изображенная как римская матрона, является аллегорическим образом созидательной жизни. Историки интерпретируют общий замысел работы Микеланджело над гробницей как своего рода посредническую позицию папы Юлия II между устоявшимся католицизмом и его дальнейшим реформированием.
Довольно спорной считается скульптура самого папы Юлия II, возлежащего на саркофаге. Долгое время авторство приписывалось Томмазо Босколо, однако после ряда исследований, проведенных во время реставрационных работ, многие историки сходятся во мнении, что, по крайней мере, значительная часть скульптуры принадлежит именно руке Микеланджело Буонарроти.
Монументальное произведение, которое можно видеть сегодня в базилике Сан Пьетро ин Винколи, сильно отличается от первоначального замысла художника. Сам мастер признавал, что этот проект стал настоящей трагедией его жизни, о чем свидетельствуют строки в одном из писем, обращенные к анонимному получателю:
«Я потерял всю свою молодость, привязанный к этому погребению, которое непреднамеренно разрушило во мне все, а заплатил за это как вор и ростовщик».
Мраморная статуя Иисуса Христа, известная в Италии как «Cristo della Minerva», на самом деле имеет несколько названий: «Несение Креста», «Воскресение Христа», «Христос Спаситель». Скульптура Микеланджело была изготовлена им в 1519–1520 гг., и в настоящее время ее можно видеть в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме, слева от главного алтаря.
Изначально фигура, изображающая Христа, была полностью нагая. Художественный замысел работы Микеланджело показывал неповрежденное похотью тело, контролируемое волей воскресшего. Тем самым мастер подразумевал победу над грехом и смертью. Позже, после решения Тридентского Собора (Concilio di Trento), скульптура была задрапирована набедренной повязкой, выполненной из позолоченной бронзы.
В 1514 году, несмотря на то, что мастер был связан эксклюзивным контрактом с наследниками папы Юлия II, он взялся за очередной заказ, поступивший от Метелло Вари. Работая над обличием Христа почти законченной скульптуры Микеланджело обнаружил в белом мраморе проступившую черную прожилину, обезобразившую лик Спасителя.
Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покинул Рим и уехал во Флоренцию, где начал свою второю версию скульптуры Христа. В марте 1520 года, почти закончив ее новый вариант, Микеланджело отбыл в Рим, предоставив сделать последние штрихи на мраморе своему подмастерью Пьетро Урбано. Однако тот повредил работу, на которую ушло около четырех лет. Положение исправил более способный его ученик Федерико Фризи, и 27 декабря 1521 года скульптура была помещена в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме.
Любопытные факты
Интересна судьба первой версии скульптуры Микеланджело. После того, как Пьетро Урбано повредил второй вариант статуи, мастер предложил Метелло Вари вырезать из мрамора еще одну, третью фигуру, но заказчик отказался. В качестве материальной компенсации, в 1522 году художник отдал Вари незаконченную первую версию скульптуры, которую тот просил для небольшого сада во дворе своего Палачетто, вблизи базилики Санта Мария сопра Минерва. Она оставалась там до 1556 года и, судя по записям работавшего там ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди (Ulisse Aldovrandi), была продана на антикварном рынке ценителю искусства маркизу Винченцо Джустиниани в 1607 году для пополнения его коллекции древней скульптуры.
Об утраченном шедевре вновь напомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Паррончи. Он утверждал, что статуя была закончена в начале XVII века французским скульптором Николя Кордье, и сделал предположение, что надгробный памятник, украшавший некоторое время семейное захоронение семейства Джустиниани, и есть первый вариант скульптуры Микеланджело.
Лишь в 2000 году искусствовед и историк Irene Baldriga окончательно признала в статуе первую версию работы, утвердив авторство Микеланджело. В настоящее время эта скульптура находится в ризнице церкви Сан Винченцо Мартир в Бассано Романо близ Витербо.
Скульптура Микеланджело Пьета
Одной из самых известных скульптур Микеланджело в Риме является Пьета, хранящаяся в соборе Святого Петра в Ватикане. Скульптурная группа из каррарского мрамора была создана 24-летним художником в 1498–1499 гг. по заказу посла французского короля Карла VIII кардинала Jean de Bilheres, и предназначалась для установки в качестве надгробного памятника после смерти кардинала.
Пьета является единственной подписанной скульптурой Микеланджело. На плечевом ремне, лежащем поверх мантии Девы Марии, мастером высечены следующие слова: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Начертать эту надпись его побудил случайно услышанный спор об авторстве, который велся приехавшими в Рим ломбардийцами.
Скульптура, изображающая лежащее на коленях матери тело Иисуса, вызывала не только восхищение, но и критику современников. Интерпретация Микеланджело, где Мария выглядит молодой и красивой, а не престарелой пятидесятилетней женщиной с 33-летним сыном, сильно отличалась от ранее созданных работ других художников. Тем не менее, замысел мастера символизировал нетленную чистоту Божьей матери, о чем свидетельствуют его слова, записанные Асканио Кондиви:
«Разве вы не знаете, что целомудрие, святость и неподкупность сохраняют молодость гораздо дольше. Так что же может изменить тело Богородицы, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания».
Свое нынешнее местоположение скульптура Пьета Микеланджело заняла в 1749 году. За многие столетия она была несколько раз повреждена, однако наиболее существенный ущерб был нанесен 21 мая 1972 года. В этот воскресный день, на Пятидесятницу, 34-летний австралиец венгерского происхождения Ласло Тот с криком «Я Иисус Христос, воскресший из мертвых» кинулся на статую.
Ласло Тот после акта вандализма
Перед тем, как он был схвачен и обезврежен, душевнобольной успел несколько раз ударить по ней геологическим молотком, нанеся серьезный ущерб. У фигуры Девы Марии была отбита по локоть левая рука, нос и веки практически уничтожены, а всего от скульптуры под ударами молотка было отколото более пятидесяти фрагментов.
Пьета Микеланджело до и после акта вандализма
Оказавшиеся невольными свидетелями вандализма зрители принялись собирать отколотые кусочки мрамора, забирая их себе в качестве сувениров. Однако даже несмотря на то, что многие из обломков были впоследствии возвращены, нос статуи оказался безвозвратно потерян. Восстановление началось почти сразу же после досконального обследования поврежденной скульптуры Микеланджело. Благодаря существовавшему гипсовому слепку, сделанному в 1944 году Франческо Меркадали, реставрационные работы были произведены максимально точно, без произвольного изменения ее размеров.
С тех пор Пьета Микеланджело находится за защитным пуленепробиваемым стеклом. Сегодня ее можно видеть в первой капелле справа от входа в Собор Святого Петра.
Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской...
В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, являющееся выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. По силе эмоционального воздействия она до сих пор...
В первом десятилетии XVI века Микеланджело Буонарроти приступил к работе над проектом величественного мавзолея, заказанного Папой Римским Юлием II. В отличие от распространенных для того времени...
Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.