Церковь Сан Пьетро ин Винколи в Риме хранит цепи Святого Петра и шедевр эпохи Возрождения Моисей Микеланджело. Где находится, как добраться, официальный сайт
Базилика, расположенная на краю Эсквилинского холма — подлинное сокровище Рима, жемчужина, которой нужно наслаждаться, поскольку она является истинным вместилищем художественных шедевров эпохи Возрождения. В Сан Пьетро ин Винколи находится один из самых известных скульптурных памятников Микеланджело Буонарроти — гробница Папы Юлия II, а также множество древних фресок и прекрасных полотен со сценами историй из жизни святых.
Большинство туристов приходят в церковь, чтобы полюбоваться средневековыми произведениями искусства, забывая при этом, что посещают древнейший храм, где хранится важнейшая христианская реликвия — цепи Святого Петра.
Цепи Святого Петра в базилике Сан Пьетро ин Винколи
Христианская легенда гласит, что апостола Петра заковывали в цепи как минимум два раза. Согласно исторической хроники, изложенной Святым Лукой в «Деяниях апостолов», апостол был арестован Иродом Агриппой в Иерусалиме и впоследствии освобожден ниспосланным на Землю ангелом («и цепи спали с его рук»; Деяния 12:7). Совершенно апокрифическая, но явно авторитетная версия затем добавляет, что Петр отправился в Рим, где стал первым Папой. В Риме он был вновь арестован, закован в цепи и заточен в Мамертинской тюрьме, а затем распят вверх ногами на перевернутом кресте. Место его распятия ошибочно указывается во дворе с монастырского комплекса Сан Пьетро ин Монторио, где расположена отдельно стоящая часовня, известная как Темпьето Браманте. Какие же цепи хранит реликварий под главным алтарем церкви Сан Пьетро ин Винколи: из Рима или из Иерусалима?
Согласно преданию, византийская императрица Элия Евдоксия (401-460) во время поездки в Палестину получила в подарок от Ювенального Патриарха Иерусалима цепи, которыми был скован апостол Петр во время его заточения в Иерусалиме. Она поручила своей дочери Лицинии Евдоксии отвезти их в Рим и передать реликвию Папе. Когда понтифик поместил привезенные оковы рядом с теми, что использовались в Риме, обе цепи чудесным образом слились воедино.
Высеченная в мраморе надпись на алтаре MISIT DOMINVS ANGELVM SVVM ET ERIPVIT ME DE MANV HERODIS («Господь послал Ангела Своего и освободил меня от рук Ирода», Деяния Святых Апостолов, глава 12:11) определенно указывает, что это иерусалимские цепи.
С раннего средневековья древняя базилика являлась важным местом паломничества христиан, однако, несмотря на свою популярность, к XV веку церковь пришла в упадок и отчаянно нуждалась в реставрации. К счастью, ее титульный кардинал германского происхождения Никколо Кузано (Nikolaus Krebs von Kues или Niccoló Cusano (ит.), 1401-1464), был не только человеком церкви, но также известным ученым, философом и гуманистом. Начав реставрацию в 1449 году, он оставил после своей смерти значительную денежную сумму, завещав продолжить начатый им проект. Гробница Никколо Кузано в церкви Сан Пьетро ин Винколи, представляющая собой великолепное произведение искусства, находится в начале левого прохода.
На горельефе надгробной плиты, созданной в 1465 году скульптором Андреа Бреньо (1418–1503), представлен кардинал Кузано, припавший на колени перед восседающим по центру Святым Петром, справа от которого — ангел, держащий цепи апостола.
Это интересно!
Многие посещающие базилику Сан Пьетро ин Винколи задаются вопросом: почему под надгробием кардинала размещен полихромный барельеф с изображением лобстера. Никколо Кузано имел немецкое происхождение, а его настоящее имя было Николаус Кребс. В переводе с немецкого «krebs» означает лобстер. Таким оригинальным образом была увековечена память о его происхождении, даже несмотря на то, что его имя итальянизировано.
Моисей Микеланджело
Главным объектом внимания большинства туристов, посещающих церковь Сан Пьетро ин Винколи, без сомнения является величественный надгробный памятник Папы Юлия II, созданный Микеланджело Буонарроти, и более известный как «Моисей». Его предполагалось разместить в новой базилике Святого Петра, строительство которой начал сам понтифик в 1506 г.
В 1505 году Микеланджело спроектировал отдельно стоящую гробницу площадью около 70 кв. м., которую он предполагал украсить сорока статуями. Но вскоре Папа поручил мастеру расписать потолок Сикстинской капеллы. Великий флорентийский художник работал над этим проектом с 1508 по 1512 год, а затем вернулся к ваянию статуй для гробницы. Когда Папа Юлий II умер в 1513 году, новая базилика была еще далека от завершения, как и его гробница. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Прочие достопримечательности базилики Сан Пьетро ин Винколи
Несмотря на то, что внешний вид церкви более ассоциируется со зданием какого-то палаццо эпохи раннего Возрождения, базилика Сан Пьетро ин Винколи имеет очень древнее происхождение. Предположительно, она была построена в 442 году на месте предыдущего христианского культа Titulus Apostolorum императрицей Западной римской империи Лицинией Евдоксией — женой императора Валентиниана III (425-455). Поэтому, в ее честь, церковь часто называют Базиликой Евдоксиана.
Нынешний фасад здания восходит ко временам понтификата папы Сикста IV (1471-1484), когда в 1475 году архитектором Баччо Понтелли (1450-1492) был спроектирован и возведен нынешний портик базилики. Первоначально возведенная верхняя часть фасада V века все еще была видна, но второй этаж, построенный в 1578 году, полностью его закрыл. Именно портик и второй этаж делают Сан Пьетро ин Винколи больше похожим на палаццо, чем на церковь.
Дальнейшие реставрации, проведенные в конце XVII и начале XVIII веков архитектором Франческо Фонтана (1668–1708), сыном более известного Карло Фонтана (1634 −1714), позволили приподнять потолочный свод над центральным нефом, который в 1706 году был украшен огромной фреской генуэзского художника Джованни Баттиста Пароди (1674-1730).
Внутреннее пространство Сан Пьетро ин Винколи разделено на три нефа двадцатью оригинальными дорическими колоннами из иметиусского мрамора, привезенными из Греции и использовавшимися при возведении первой базилики в V веке — им более 1500 лет.
Сразу за входным порталом, на левой стене контрфасада базилики, находится небольшая ниша с фресками, на которых безошибочно узнаваем лик Христа. Датируемая V веком роспись представляет одно из первых графических изображений Иисуса.
Третий алтарь в левом нефе церкви украшает еще одно древнее произведение — мозаичная икона VII века с изображением Святого Себастьяна, считающимся покровителем больных чумой. Ее создание связано со вспышкой смертельной болезни в Павии: чтобы остановить вспышку чумы 680 года туда были доставлены мощи святого, поскольку Себастьян являлся уроженцем Ломбардии. Для хранения его останков в павианской церкви Сан Пьетро ин Винколи был сооружен алтарь. Позже, как символ упрочнившихся отношений между Римом и Павией, такой же алтарь Святому Себастьяну был сооружен в одноименной римской церкви. Украшающая его византийская мозаичная икона особенная, так как изображает святого в образе бородатого мужчины средних лет. Более поздние произведения церковного искусства обычно изображают Себастьяна значительно моложе и показывают его обнаженное тело, пронизанное стрелами.
Алтарь Св. Себастьяна
Особое впечатление производит роспись купола центральной апсиды со сценой распятия и ее стен, покрытых тремя большими фресками, написанными в 1577 г. флорентийским художником Якопо Коппи (1546-1591). На них изображены эпизоды из жизни Святого Петра: слева «Освобождение апостола Петра из тюрьмы в Иерусалиме ангелом», в центре Евдоксия получает цепи от Ювенального Патриарха Иерусалима, справа Евдоксия показывает их Папе Римскому Льву I Великому.
В боковых нефах базилики Сан Пьетро ин Винколи расположены алтари и погребальные памятники кардиналов, художественное оформление которых представляет значительный интерес.
При посещении базилики стоит обратить внимание на два полотна Гверчино (Джованни Франческо Барбьери, 1591-1666) «Святая Маргарита» и «Святой Августин» (1621), надгробный памятник кардинала Girolamo Agucchi (1555-1605), разработанный Доменикино, который также является автором фрески в ризнице «Освобождение святого Петра» (1604), а также великолепное надгробие кардинала Чинцио Альдобрандини, возведенное в 1705-07 гг. по проекту архитектора Карло Франческо Бицзаккери.
Рим смело можно назвать одним из самых религиозных городов в мире. Количество культовых сооружений Вечного города просто поражает, не говоря уже о числе сохранившихся древних храмов и святилищ....
Недалеко от Цирка Массимо, в одном из самых тихих уголков Рима, расположена базилика Сан Грегорио Маньо. Мало кто знает о ее существовании, однако она непременно заслуживает внимания. Ее история...
В Риме можно встретить много интересных и необычных вещей, дошедших к нам из глубокой античности. Остатки городских стен, руины древних храмов, триумфальные арки и многое другое. Некоторые из них...
Где находится базилика Сан Пьетро ин Винколи в Риме
Ближайшие к церкви станции метро: Cavour и Colosseo, Линия В. Официальный сайт
Завидное расположение церкви, находящейся в двух шагах от Колизея и Римского форума, делает ее посещение практически неизбежным. Чтобы найти древнейший храм, следует пройтись по улице Виа Кавур до подножия лестницы, известной как Скалината деи Борджиа. Поднявшись по ней и пройдя через сводчатую арку, вы окажетесь прямо на одноименной площади перед базиликой Сан Пьетро ин Винколи.
Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.