Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.
Кто изображен на фреске Микеланджело
«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», Микеланджело в своей работе передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.
На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Немецкий историк-искусствовед Генрих Вильгельм Пфайффер в своей знаменитой книге «Сикстинская капелла: новый взгляд» писал:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.
Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.
Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы. В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.
Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

В нижнем правом углу «Страшного суда» Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.
Тематические экскурсии:
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€157 за экскурсию
Билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу без очереди
Посетить мировые сокровищницы, увидеть гениальные работы Микеланджело и другие шедевры искусства
€30 за билет
Вечерняя экскурсия по музеям Ватикана
Творения мастеров Возрождения, интриги римских пап и совершенная красота Сикстинской капеллы
€259 за экскурсию