В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.
История создания скульптуры Пьета
Пьета Микеладжело была создана во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Якопо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жан де Бильер де ла Грослей, служившим в качестве посла короля Франции Карла VIII при Святом Престоле во времена понтификата папы Александра VI Борджиа. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
В марте 1497 года, получив в качестве аванса треть из пятисот дукатов, Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для ваяния деликатных скульптурных произведений. Однако контракт был подписан только 27 августа 1498 года в присутствии Галли, а срок изготовления предполагался через год.
Пьета Микеланджело была завершена в 1499 г., т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Скульптура изображает скорбящий образ Девы Марии, удерживающей на своих коленях только что снятое с креста безжизненное тело Иисуса. Подобный сюжет, кстати не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, тем не менее использовался довольно часто в христианской иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Скульптурная интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына представляла собой религиозное видение смерти, и впервые в истории искусства уравновешивала натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентной новацией в итальянской скульптуре.

Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и высек на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы, надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал»,. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.
Советуем прочитать:
Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотретьИзначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В 1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра, а после завершения всех работ, в ноябре 1626-го переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение, в первой капелле от входа в правом нефе, Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время одного из перемещений, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначное мнение у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никакой критической уязвимости. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.
В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличье Мадонны.

Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.
Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».
Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.
Отели рядом с Ватиканом
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана - тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Где находится Пьета Микеланджело
Знаменитая скульптура находится в Соборе Святого Петра в Ватикане и расположена недалеко от входа в первой капелле правого нефа.
Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano, Ватикан
Как добраться до Собора Святого Петра
Доехать до Собора святого Петра можно разными способами.
- Метро: линия А, остановка Ottaviano или San Pietro.
- Трамвай: маршрут №19, остановка San Pietro.
- Автобус: маршруты № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento; от вокзала Термини: экспресс-маршруты №64 и 40.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway