Многие наши современники даже не предполагают, что имя одного из выдающихся художников эпохи барокко, после его смерти было предано забвению на протяжении нескольких сотен лет. Неоправданно суровое суждение о непростом и противоречивом жизненном пути вскоре было использовано многочисленными хулителями, чтобы картины Караваджо считались ремесленными поделками, не имеющими никакого отношения к изобразительному искусству. Так, например, знаменитый французский живописец XVII века Николас Пуссен (Nicolas Poussin, 1594-1665), перебравшийся в Рим спустя четырнадцать лет после кончины художника, говорил, что «Караваджо пришел, чтобы уничтожить живопись».
Длительный период забвения был прерван лишь в 20-х годах XX века. Работы художника получили широкое признание благодаря вкладу некоторых искусствоведов того времени, в частности итальянского историка Роберто Лонги (Roberto Longhi, 1890-1970). Указывая, что картины Караваджо оказали сильнейшее влияние на развитие техники живописи последующих столетий, исследователь, в частности отмечал: «Джузеппе Рибера, Ян Вермеер и Рембрант никогда бы не существовали без него, а искусство Делакруа, Корбе или Моне было бы совершенно иным».
Советуем прочитать:
Караваджо: великий гений и бунтарьСегодня у многочисленных исследователей творчества художника нет единого мнения относительно точного числа написанных Караваджо картин – по разным оценкам их количество колеблется от 40 до 80. Авторитетный коллекционер и писатель книг по барочному искусству Альфред Мойр (Alfred Moir, 1924-2010) в написанной им биографии Караваджо подтверждает подлинность лишь 48 полотен, принадлежащих кисти мастера, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира. Самое большое собрание произведений художника находится в Италии – порядка 28 картин Караваджо в Риме, а единичные экземпляры можно найти во Флоренции и Милане, Палермо и Неаполе, Генуе и Мессине.
Где бесплатно можно увидеть картины Караваджо в Риме
Знаете ли вы, что некоторые произведения Караваджо в Риме можно увидеть совершенно бесплатно без сутолоки и очередей. Несколько церквей являются местами, для которых они были предназначены изначально, предоставляя сегодня уникальную возможность поклонникам его таланта лицезреть полотна в той же среде и испытать несравненные эмоции своей причастности к многовековой истории Вечного города.
Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези
Piazza di S. Luigi dei Francesi
Недалеко от Пьяцца Навона в Риме находится церковь Сан Луиджи деи Фрачези, посвященная королю Франции Людовику IX (1214-1270), причисленного к лику святых папой Бонифацием VIII в 1297 году. Здесь, в часовне Контарелли (Capella Contarelli), находятся сразу три картины Караваджо, написанные им в период 1599-1602гг. на тему жития святого Матфея Евангелиста.
Французский кардинал Маттео Контарелли (Matteo Contarelli, 1519-1585) еще при жизни пожелал упокоить его после своей кончины в церкви Сан Луиджи деи Франчези, которой он выделял значительные средства для строительства. В частности, на деньги кардинала был выстроен фасад здания, окончательно завершенного в 1589 году. Также, он оставил значительную сумму для возведения в церкви часовни, завещав украсить ее сценами из жизни Матфея Евангелиста, так как сам Контарелли носил имя этого святого.
Цикл картин в капелле Контарелли начинается с одной из самых известных работ Караваджо «Призвание Святого Матфея», расположенной на левой стороне часовни. Написанная сцена повествует об известном сюжете, описанном в Евангелие от Матфея, где Спаситель указывает на избранного им сборщика податей, призывая его в свои ученики.
Сюжет центрального полотна «Святой Матфей и Ангел», размещенного над алтарем часовни, был оговорен самим Маттео Контарелли еще при жизни. Он пожелал изобразить Святого занятым за написанием глав Евангелия, прислушивающегося и внимающего голосу Ангела, витающего над ним.
На правой стороне часовни – картина Караваджо «Мученичество Святого Матфея», являющаяся одной из первых многофигурных композиций мастера. В ней описан эпизод нанесения убийцей последнего, рокового удара будущему мученику. Полотно особенно интересно тем что, согласно утверждениям экспертов, в представленной на заднем плане сцене в одной из фигур угадывается автопортрет самого художника.
Работы Караваджо в базилике Санта Мария дель Пополо
Piazza del Popolo,12
В находящейся на одноименной площади базилике можно увидеть еще две картины Караваджо. Успех работ, написанных для капеллы Контарелли, обеспечили художнику новый заказ, сделанный монсеньором Тиберио Черази (Tiberio Cerasi, 1544-1601), служившим генеральным казначеем Апостольской палаты при понтификате Климента VIII. Незадолго до своей смерти, а точнее 8 июля 1600 года, Черази купил часовню у монахов-августинцев в базилике Санта Мария дель Пополо с условием ее восстановления. Уже в сентябре, для росписи капеллы, он пригласил двух молодых художников – Аннибале Карраччи, создавшего в ней надалтарное полотно «Успение Пресвятой Богородицы», и Микеланджело Меризи, написавшего две картины расположенные по обеим сторонам внутренних стен часовни.
Эти два произведения Караваджо отличались исключительным реализмом и, в тоже время, искажением иконографии, что вызвало глубокие нарекания со стороны Церкви. Например в картине «Обращение Святого Павла», иллюстрирующей библейский сюжет начала служения Апостола Павла Спасителю, художник изобразил момент, когда Иисус Христос является Саулу на пути в Дамаск в ослепляющем свете, призывая стать его служителем. В этой сцене присутствуют старик и лошадь, которая, благодаря божественному вмешательству, поднимает копыто, чтобы не топтать Павла, но отсутствует сам Иисус. По мнению историков, Караваджо решил не писать Христа, так как не хотел, чтобы на его картинах присутствовали обожествленные фигуры — это пошло бы вразрез с реализмом, к которому стремился художник. Кроме того, круп лошади занял гораздо большее пространство на полотне художника, чем сам святой, за что некоторые критики иронично окрестили картину «Обращение коня».
На второй картине в капелле Черази изображено мученичество Святого Петра. Согласно древнему преданию, когда Петр был приговорен к смерти в Риме, он просил быть распятым вверх ногами, так как он не верил, что человек достоин такой же смерти, какую принял Иисус Христос. Темный фон написанного полотна подчеркивает драматическое напряжение экзекуторов, изображенных не как мучителей, которые действуют неоправданно жестоко, а как простых людей, которых заставляют выполнять тяжелую работу.
Картина Караваджо в базилике Сант Августино ин Кампо Марцио
Via della Scrofa, 80
В находящейся неподалеку от Пьяцца Навона базилике находится один из самых известных шедевров Караваджо «Мадонна ди Лорето», так же известная под названием «Мадонна деи Пеллегрини», являющаяся защитницей странствующих и паломников. В 1603 году, когда художник был на пике своего успеха и признания, Оринзия Каваллетти (Orinzia Cavalletti), вдова болонского нотариуса Эрмете Каваллетти, заказала Караваджо картину для семейной часовни в базилике Сант Августино в соответствии с завещанием, которое нотариус составил всего лишь за два дня до своей смерти.
Эрмете Кавалетти сам неоднократно отправлялся в паломничество по святым местам – последнее хождение было сделано незадолго до кончины. Именно поэтому Караваджо выбрал сюжет, где Мадонна предстает перед двумя бедными, в грязной и изношенной одежде, паломниками. По мнению некоторых искусствоведов, он изобразил на холсте самого Эрмете Каваллетти и его мать.
По утверждениям современников, Мадонну художник писал с известной в те времена высокопоставленной римской куртизанки Маддалены Антоньетти (Maddalena Antognietti). Являясь частью особой элиты, поделенной между кардиналами и богатыми торговцами, включая Филлида Меландрони и Доменику Кальви, Маддалена Антоньетти была в тесной связи с Караваджо. Из-за нее, в один их летних вечеров 1605 года, художник напал на нотариуса Мариано Паскулоне, нанеся ему довольно тяжелые увечья.
Воспроизведенное в образе Мадонны узнаваемое лицо, довольно известное в определенных кругах общества, вызвало негативное восприятие Церкви. Совет Трента, опасаясь скандала, пытался запретить публичную демонстрацию картины, утверждая, что работа художника «вопиюще оскверняет красоту священной фигуры» и наверняка будет отвергнута заказчиком. Однако этого не произошло. Например, кардинал Борромео, рассуждая в соответствии с контрреформаторскими диктатами, заметил, что «подобное нравится множеству людей, которые, к сожалению, приветствуют и более плохие вещи… А невежество и вульгарность художника лишь восхищает его ошибками – здесь невозможно понять, действительно ли это искусство или что-то просто красиво написанное».
Благодаря высокой реалистичности и тому факту, что главные герои – это два простых человека (не говоря уже о том, что Мадонна изображена так, как если бы она и сама была простолюдином того времени), работа Караваджо имела значительный успех в самых бедных слоях римского населения.
Отели в Риме
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от исторического центра - тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Произведения Караваджо в музеях Рима
Большинство работ художника находятся в музеях Вечного города. Их посещение, как правило, платное, однако не стоит забывать, что первое воскресенье каждого месяца они раскрывают свои двери для всех желающих. Ниже приведен наиболее полный, на наш взгляд, список музеев, где можно увидеть картины Караваджо в Риме.
Галерея Боргезе
Piazzale del Museo Borghese, 5
В галерее Боргезе в Риме находится самое большое собрание работ художника:
- «Святой Иоанн Креститель» (1610);
- «Давид с головой Голиафа» (1609-1610);
- «Мадонна с младенцем и Св. Анна» (1605);
- «Письмо Св. Иеронима» (1605);
- «Больной Вакх» (1593-94);
- «Мальчик с корзиной фруктов» (1593-94);
Национальная галерея древнего искусства
Палаццо Корсини – Via della Lungara, 10
- «Святой Франциск в молитве» (1605)
Палаццо Барберини – Via delle Quattro Fontane, 13
- «Юдиф и Олоферн» (1599);
- «Нарцисс» (1599)
Галерея Дориа Памфили
Via del Corso, 305
- «Святой Иоанн Креститель» (1602);
- «Отдых на пути в Египет» (1595-96);
- «Кающаяся Магдалина» (1594-95);
Музеи Ватикана
Città del Vaticano
- «Погребение Христа» (1602-1604)
Капитолийские музеи
Piazza del Campidoglio,1
- «Гадалка» (1593-1595)
Тематические экскурсии:
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€280 за экскурсию
Римский Пантеон с историком искусства (входные билеты включены)
Посетить важнейший памятник античной архитектуры и узнать о нём интересные факты
€134 за экскурсию
Собор Сан-Пьетро: объятия колоннады и бронзовая бахрома
Оценить невероятную архитектуру базилики и узнать, почему у Девы Марии Микеланджело молодое лицо
от €50 за экскурсию