Работы Караваджо, Бернини, Пинтуриккио, Рафаэля Санти в часовнях церкви Санта Мария дель Пополо: фото, описание, где посмотреть, часы работы
Базилика, примыкающая к древним городским воротам Порта дель Пополо, привлекает внимание туристов не грандиозными масштабами здания или роскошью отделки его экстерьера. За скромным фасадом церкви Санта Мария дель Пополо хранятся шедевры величайших мастеров эпохи Возрождения, когда-либо работавших в Риме. Анибале Карраччи, Пинтуриккио и Рафаэль, Караваджо и Бернини превратили древнее культовое сооружение в настоящую сокровищницу искусства.
Основание базилики восходит к началу XII века, когда по указу Папы Пасхалия II на склонах холма Пинчо был разрушен древний мавзолей Домиции Энобарби и на его месте построена небольшая часовня.
Это интересно!
Согласно свидетельствам древнеримского историка Светония Транквилла гробница содержала урну с прахом императора Нерона, обвинившего христианскую общину города в поджоге Рима в 64 г. На протяжении более тысячи лет среди римлян бытовало распространенное мнение, что когда-нибудь Нерон может вернуться из потустороннего мира в образе Антихриста. Подобное утверждение основывалось на причудливом силлогизме некоторых христианских авторов, которые связывали текстовый отрывок «Апокалипсиса» (из откровения 13-15 Иоанна) с тем фактом, что числовое значение букв, составляющих на иврите слова «Nerone Cesare», давало в сумме число 666 – число зверя. Папа Пасхалий II приказал построить молельню в знак окончательного изгнания дьявольского духа императора, а его прах развеять над Тибром. Однако по официальной исторической версии решение о строительстве часовни было принято понтификом 13 августа 1099 года, когда Рима достигла весть о победе Первого крестового похода и захвате Иерусалима.
Первоначально возведенная часовня была расширена папой Григорием IX, и в 1235 году, после переноса из Латеранской базилики образа Святой Марии, преобразована в церковь. Поскольку самая первая часовня была построена на пожертвования римского народа (populus romanus), церковь с тех пор обрела название «Санта Мария- или Мадонна дель Пополо», которая, в последующем, дала название Народной площади — Пьяцца дель Пополо.
В середине XIII века к церкви Санта Мария дель Пополо был присоединен женский монастырь, вверенный монахам-августинцам. Настоятели Ордена, по воле Папы Сикста IV делла Ровере, между 1472-1477 гг. предприняли кардинальную реконструкцию древнего здания, придавшую ему монументальные формы.
Санта Мария дель Пополо. Гравюра. (Израиль Сильвестр, 1640)
Однако свой нынешний внешний вид церковь Санта Мария дель Пополо обрела в 1650-е годы. По случаю триумфального приезда в Рим шведской королевы Кристины, отрекшейся от престола, по указанию Папы Александра VII Киджи скульптором Джованни Лоренцо Бернини были восстановлены северные городские ворота Порта дель Пополо и реконструирован примыкавший к ним церковный фасад.
Интерьер Санта Мария дель Пополо
Кажущаяся простота внутреннего убранства церкви Санта Мария дель Пополо лишь подчеркивает всю значимость присутствующих в ней ценнейших произведений искусства, рожденных талантом выдающихся мастеров прошлых столетий.
Пространство церкви разделено на три прохода двумя рядами широких арок, украшенных вдоль центрального нефа парами скульптурных образов святых дев и мучениц. Выполненные учениками Бернини, в том числе скульпторами Эрколе Феррата (Ercole Ferrata, 1610-1686) и Антонио Раджи (Antonio Raggi, 1624-1686), они сопровождают каждого посетителя к главному алтарю с чудотворным образом Мадонны дель Пополо. Византийская икона, традиционно приписываемая евангелисту святому Луке, была перенесена в церковь Санта Мария дель Пополо папой Григорием IX в 1235 году из Sancta Sanctorum – частной часовни понтифика в Сан Джованни ин Латерано.
За главным алтарем находится один из самых престижных архитектурных элементов церкви – хор, перестроенный в начале XVI века Донато Браманте во время понтификата Папы Юлия II делла Ровере.
Вход в него предваряет хранилище с двумя погребальными памятниками кардиналов Асканио Сфорца и Джироламо Бассо делла Ровере, представляющие собой пару монументальных гробниц работы скульптора Андреа Сансовино (Andrea Sansovino, 1467-1529), и датируемые 1505 и 1507 гг.
Купол апсиды хранилища расписана фресками Пинтуриккио (Bernardino di Betto Betti, 1454-1513). В центре изображена коронация Мадонны, окруженная медальонами с портретами четырех отцов Церкви: евангелистов св. Иеронима, св. Амвросия, св. Григория Великого и св. Августина.
Украшение хранилища с фресками Пинтуриккио
Особого внимания заслуживают часовни, расположенные в трансепте и боковых нефах церкви Санта Мария дель Пополо. Являясь настоящими сокровищницами произведений искусства, в небольших капеллах находятся погребальные памятники выдающихся личностей XV-XIX вв. В коротком обзоре сайт 39rim.ru предлагает ознакомиться с некоторыми из них.
В трансепте церкви, слева от главного алтаря, расположена часовня Успения Пресвятой Богородицы, более известная как часовня Черази. Небольшая капелла знаменита двумя находящимися в ней шедеврами Караваджо: «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра», написанные художником в 1601-1602 гг. Алтарь часовни украшает не менее великолепное полотно Аннибале Карраччи «Вознесение Богородицы», также датируемое 1601 годом.
Часовня Черази в церкви Санта Мария дель Пополо была основана венецианским кардиналом Пьетро Фоскари, чей мраморный саркофаг с его останками оставался там до конца XVI века. В 1600 году монсеньор Тиберио Черази, главный казначей Апостольской палаты при понтификате Климента VIII, купил часовню, чтобы сделать ее местом семейного захоронения. Для строительства новой часовни он призвал трех великих художников: Карло Мадерно для проектирования архитектурной части, Аннибале Карраччи и Микеланджело да Меризи да Караваджо для художественного оформления. К сожалению, Черази не успел увидеть завершенную работу – он скончался в 1601 году, за 4 года до завершения строительства часовни. Тем не менее, бюст заказчика был установлен таким образом, как если бы он сам созерцал прекрасные полотна.
Часовни Феоли и Чикада
Справа от главного алтаря церкви Санта Мария дель Пополо находятся две небольшие часовни-близнецы Феоли и Чикада, ранее составлявшие единую капеллу, принадлежавшую семье Борджиа. Несмотря на то, что касательно художественной ценности они относительно невелики по сравнению с другими боковыми приделами церкви, тем не менее, создание часовни имеет довольно интересную историю.
Погребальная часовня была куплена Ванноцци деи Каттанеи, бывшей возлюбленной Папы Александра VI (Родриго Борджиа, 1431-1503). Право на ее приобретение было обеспечено вторым мужем Ванноцци, апостольским секретарем Джорджио делла Кроче в 1484 году. Богатой содержанке, являвшейся к тому же покровительницей августинского монастыря при церкви Санта Мария дель Пополо, разрешили обставить часовню на собственное усмотрение. 4 марта 1501 года Ванноцца поручила скульптору Андреа Бреньо спроектировать скинию и алтарь. Также, она заказала надалтарную картину с образом Святой Лючии, изображавшей саму Ванноццу. Капелла у главного алтаря стала местом захоронения двух сыновей папы Александра VI – Пьера Луиджи де Борджиа (†1488) и убитого в 1497 году Джованни Борджиа, а также самой Ванноцци деи Катанеи (†1518). Во время разграбления Рима 1527 года гробницы были осквернены, а часовня Борджиа разрушена. Позже могильный камень был утерян и вновь обнаружен лишь в 1947 году в базилике Сан Марко, где он использовался в качестве брусчатки.
В 1658 году скульптору Джованни Лоренцо Бернини было поручено создать две идентичные часовни за счет монастыря Ордена Августинцев.
Капелла дель Пресепио
Одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников сакрального искусства в Риме эпохи раннего Возрождения является первая боковая часовня в правом нефе церкви Санта Мария дель Пополо. Часовня Рождества была построена и оформлена кардиналом Доменико делла Ровере в 1477 году после реконструкции храма его родственником папой Сикстом IV. Живописный декор и роспись люнетов купола приписываются Пинтуриккио (1454-1513) и его школе, а главный алтарь, украшенный картиной «Поклонение младенцу со св. Иеронимом» является изысканной работой самого Пинтуриккио, о чем указывает оставленный автограф.
В часовне находится гробница кардинала Кристофоро делла Ровере, умершего в 1478 г. Считающаяся одним их лучших скульптурных надгробных памятников XV века, она была выполнена скульпторами Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле. Другая гробница в часовне кардинала Хуана де Кастро († 1506), работы Франческо да Сангалло.
Капелла Кибо
Вторая часовня в правом нефе, содержащая гробницы кардиналов Альдерано и Лоренцо Кибо, благодаря красоте полихромного мрамора ее стен и значимости художников, участвовавших в ее строительстве и оформлении, считается одним из самых великолепных сакральных памятников в Риме.
Усыпальница, построенная племянником папы Иннокентия VIII кардиналом Лоренцо Кибо де Мари (1450-1503), изначально была украшена фресками Пинтуриккио и работами скульптора Андреа Бреньо. Кардинально перестроенная кардиналом Альдерано Кибо в 1682-1687 гг., нынешняя часовня содержит не менее значимые произведения художественного искусства. Огромная картина над алтарем «Спор о Непорочном Зачатии» (1686), с изображенными на нем четырьмя праотцами Церкви, является одной из главных работ художника Карло Маратти.
Небольшая урна под алтарем содержит мощи святой Фаустины Римской. Они были эксгумированы из катакомб святого Каллиста в 1686 г., переданы кардиналу Альдерано Кибо и захоронены в часовне 5 мая 1687 года.
Фреска купола, изображающая Вечного Отца во славе среди ангелов, выполнена Луиджи Гарци в 1684 году. На боковых стенах вестибюля расположены две картины венского художника Даниэля Сейтера «Мученичество св. Екатерины Александрийской» и «Мученичество св. Лаврентия» (1698).
Далее по правому проходу располагаются:
Капелла Бассо делла Ровере, построенная по заказу кардинала Джироламо Бассо делла Ровере в 1480-х гг., и расписанная учениками Пинтуриккио. Особый интерес в ней представляет керамическое напольное покрытие, сохранившееся в своем первозданном виде;
Часовня Коста, выкупленная и оформленная по заказу португальского кардинала Хорхе да Коста в 1488 году. Самыми важными произведениями искусства в ней являются росписи люнетов школы Пинтуриккьо с изображением четырех отцов церковь, мраморный алтарь работы Джан Кристофоро Романо (ок. 1505 г.) и надгробный памятник кардиналу Коста скульпторов школы Андреа Бреньо. В капелле также сохранился бронзово-мраморный надгробный памятник Пьетро Фоскари 1480 года.
Возможно Вас заинтересует:
Капелла Монтемирабиле
Первая часовня в левом нефе названа в честь доверенного лица Папы Сикста IV епископа Джованни Монтемирабиле. Это была первая из четырех оригинальных часовен левого прохода церкви, построенных в 1470-х гг. Посвященная св. Иоанну Крестителю, в 1561 году ее преобразовали в баптистерий базилики.
Самыми ценными произведениями искусства здесь являются эдикулы крестильной купели и купели священного масла (oleum sanctum), расположенные по обе стороны от главного алтаря. Они были собраны в 1657 году из оригинальных мраморных фрагментов XV века и дополнены изысканной скульптурной работой школы Андреа Бреньо (1418–1506).
Часовня Киджи
Вторая капелла в левом нефе церкви Санта Мария дель Пополо была построена в 1513-1514 гг. по проекту Рафаэля Санти для папского банкира Агостино Киджи в качестве семейной усыпальницы.
Фрески между окнами, написанные Франческо Сальвиати в 1550 г., и расположенная над алтарем великолепная картина «Рождение Христа» работы Себастьяно дель Пьомбо, прекрасно дополняют две пирамидальные гробницы Агостино Киджи и его брата Сигизмондо, построенные, также, по проекту Рафаэля Санти. В 1655-61 гг., по заказу папы Александра VII (Фабио Киджи), оформление часовни было завершено Джованни Лоренцо Бернини, изваявшего скульптуры «Аввакум и Ангел» и «Даниил и Лев», которые разместили в нишах капеллы по обеим сторонам от алтаря.
Часовня, посвященная Мадонне Лоретто и богато украшенная фресками и скульптурами, представляет собой восьмиугольное пространство под куполом, украшенным позолоченными мозаиками венецианского мастера Луиджи да Паче «Сотворение Мира», выполненными по эскизам Рафаэля.
Капелла Меллини, посвященная св. Николаю Толентино (1245-1305) и являющаяся погребальной часовней семьи Меллини на протяжении нескольких веков, она содержит несколько памятников, среди которых работы скульпторов Алессандро Альгарди (1595-1654) и Пьера-Этьена Монно (1657-1733);
Часовня Кибо-Содерини (Часовня Распятия), реконструированная в эпоху барокко фламандским художником Питер ван Линтом (1609-1690), написавшим цикл фресок на своде и люнетах, изображающих пророков и ангелов с символами страсти. Над главным алтарем коринфской эдикулы находится уникальное деревянное распятие XV века.
Погребальные памятники
При посещении церкви Санта Мария дель Пополо обращают на себя внимание несколько красивых погребальных памятников. Слева от входного портала базилики расположено захоронение итальянского архитектора и театрального сценографа Джованни Баттиста Джизлени, работавшего при польском королевском дворе в 1630-1668 гг., и скончавшегося в Риме в 1672 году. Являясь, вероятно, самым мрачным погребальным памятником, в его нижней части размещена надпись по-латыни «NEQUE ILLIC MORTUUS», значение которой можно интерпретировать как «Ни живым здесь, ни мертвым там».
Погребальные памятники Джованни Баттиста Джизлени и Марии Фламинии Одескальки-Киджи
Между часовней Киджи и следующей – капеллой Меллини, находится красивый погребальный памятник Марии Фламинии Одескальки-Киджи, выполненный по проекту архитектора Паоло Поси (1708-1776). Символизируя союз двух благородный семейств, он был построен в 1772 году и посвящен первой жене Сигизмондо Киджи делла Ровере, которая умерла в возрасте двадцати лет родив своего третьего ребенка.
Рекомендуем прочитать:
Самые красивые церкви Рима, от которых кружится голова
В Риме так много прекрасного, зачем же обращать внимание на скучную и никому не нужную посредственность? Совершенно верно главные достопримечательности Рима прекрасны и, безусловно, заслуживают...
Одна из лучших и необычных в Риме церквей - Иль Джезу - является соборной церковью иезуитского ордена, созданного Игнатием де Лойолой в 1534 г. За ее скромным фасадом скрывается богатое убранство,...
Миниатюрные христианские святыни, называемые итальянцами Мадоннеле (Madonnele), то есть маленькими Мадоннами – настоящие произведения искусства, размещенные на стенах или углах зданий. Называют их...
Церковь расположена на одноименной площади у древних городских ворот Порта дель Пополо. Добраться до нее проще всего по красной линии римского метрополитена. Ближайшая станция метро Flaminia.
Режим работы
Церковь Санта Мария дель Пополо открыта в будние дни и субботу с 07:30 до 12:30 и с 16:00 до 19:00. В праздники и воскресенья посещения возможны с 07:30 до 13:30 и с 16:30 до 19:00.
Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.