Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio, 1452-1513), наряду с Пьетро Перуджино и Рафаэлем, — один из ярких представителей когорты итальянских живописцев эпохи раннего Возрождения. Он родился в Перудже и обучался в мастерской Бартоломео Капорали, где в совершенстве овладел искусством создания миниатюры, панно и фрески. Выполняя заказы для некоторых важных личностей своего времени в умбрийских городах Сполето, Орвието, Спелло, а также в Риме, Бернардино подписывал свои картины Пинтуриккио (то есть «маленький художник») — прозвище которое он взял из-за своего небольшого роста. Сайт 39rim.ru предлагает познакомиться с некоторыми сохранившимися в Риме работами художника.
Фрески Пинтуриккио в базилике Санта Мария дель Пополо
Капелла дель Пресепио
Первой работой, созданной художником в Риме, была роспись часовни в базилике Санта Мария дель Пополо, посвященная Сан Джироламо и выполненная между 1477 и 1479 гг по заказу кардинала Доменико делла Ровере. Считается, что пять люнетов в основании куполообразного свода, содержащие изображения сцен из жизни Святого Иеронима, принадлежат Пинтуриккио и помощникам его мастерской.
Часовню, известную также как Капелла дель Пресепио, украшает алтарная картина Пинтуриккио «Богородица в поклонении Младенцу с пастухами и Сан-Джироламо». Датируемая 1479 годом фреска, обрамленная резной позолоченной мраморной аркой, является работой самого мастера, что подтверждается оставленным им автографом. В центре нижней рамы, между двумя гербами Делла Ровере, находится дарственная табличка часовни: «Кардинал Сан-Клементе Доменико делла Ровере посвятил часовню Деве Марии и Святому Иерониму».
На левой стене часовни находится погребальный памятник кардинала Кристофоро делла Ровере, епископа Тарантезского (умер в 1478 г.), работы скульптора Андреа Бреньо. Согласно надписи, гробница была приготовлена Доменико делла Ровере для своего брата и себя ок. 1479 г.
Капелла Бассо делла Ровере
Еще один цикл фресок Пинтуриккио, выполненный, как считается, между 1484 и 1492 гг., находится в третьей от контрфасада часовне в правом проходе базилики Санта Мария дель Пополо. В пяти расписных люнетах в основании купола часовня Бассо делла Ровере содержит изображения сцен из жизни Богородицы, а свод расписан гротесками на золотом фоне с изображениями пророков в медальонах.
На алтарной стене — фреска Пинтуриккио «Мадонна с Младенцем на троне со святыми Августином, Франциском, Антонием Падуанским и святым монахом», окруженная белой мраморной рамой с богатой золотой отделкой, которую венчает люнет «Вечное благословение».
Левую стену часовни украшает еще одна картина Пинтуриккио «Успение Богородицы», а правая покрыта надгробным памятником Джованни Бассо (ум. 1483 г.), который был создан около 1485 года мастерской Андреа Бреньо. Гробница увенчана люнетной фреской «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами», приписываемой Антонио да Витербо.
Вся нижняя часть капеллы расписана монохромными рельефами «Распятие Петра», «Спор святого Августина с язычниками», «Мученичество святой Екатерины Александрийской» и «Обезглавливание св. Павла».
Возможно Вас заинтересует:
Картина Пинтуриккио в Галерее Боргезе
«Распятие со святыми Джироламо и Кристофоро», хранящееся в римской Галерее Боргезе в зале «Три Грации», является одной из немногих ранних работ, написанных художником маслом на деревеняной доске. Картина Пинтуриккио датируется примерно 1475 годом и вполне возможно, что она являлась частью алтаря капеллы Сан Джироламо в базилике Санта Мария дель Пополо до того, как была создана нынешняя фреска с поклоняющейся Богородицей.
Святой Иероним изображен бьющим себя камнем в грудь в знак покаяния, а святой Христофор с пальмовой ветвью в руке несет на плечах Младенца Иисуса: согласно легенде, Святой помог ребенку перейти реку, перенеся его на плечах. Позже, как только они прибудут на противоположный берег реки, ребенок откроется как Иисус и предскажет Христофору его мученическую смерть. Следует также отметить, что само имя «Христофор» в переводе с греческого означает «носитель Христа». Этот вид иконографии был довольно распространен в картинах, связанных с путешествиями или паломничеством.
Фрески капеллы Буфалини
Первой наиболее значительной работой художника в Риме является роспись капеллы Буффалини в базилике Санта-Мария-ин-Ара-Коэли. В 1482 году, после завершения создания фресок Сикстинской капеллы, многие из известных художников (в том числе Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Лука Синьорелли и др.) покинули Рим. Пинтуриккио, оставшийся в городе и сформировавший мастерскую, смог получить заказ на свою первую большую работу от Никколо ди Манно Буфалини.
Цикл фресок с «Историями Сан-Бернардино-да-Сиена», датируемый примерно 1484-1486 гг., представлен на трех стенах первой от контрфасада часовни правого прохода. Центральную стену украшает фреска «Слава Святого Бернардино». В нижней части изображен Бернардино на скале с распростертыми объятиями, увенчанный двумя ангелами. Его окружают святые Августин и Антоний Падуанский, а на заднем плане пейзажи Умбрии. Вверху композиции — благословляющий Христос с ангелами и музыкантами.
Левая стена содержит изображения двух сцен, разделенных карнизом с расписным фризом. Картина в верхнем люнете показывает скит молодого Бернардино, ниже — сцена его похорон в узнаваемом городском пространстве Сиены и в окружении простых людей из всех слоев общества, среди которых выделяется богато одетый персонаж, предположительно один из членов семьи Буфалини.
На правой стене с окном, в верхней части Пинтуриккио изобразил два фальшивых симметричных проема: одно с благословением Вечного Отца, а другое с павлином — раннехристианским символом вечной жизни. Под реальным окном находится иллюзорный оконный проем с пятью служителями, среди которых выделяется пожилой монах, возможно, настоятель монастыря, и очень похожий на него мирянин, возможно, причастный к строительству базилики.
По обеим сторонам присутствуют сцены из жизни св. Бернардино Сиенского: «Отречение от Наследия», поставленная в дерзкой косой перспективе, и сцена стигматизации Святого Франциска Ассизского с видом на святилище Верны над скалистой вершиной на заднем плане.
Тематические экскурсии:
Государство Ватикан — от императора Константина до Муссолини (в группе)
Пройти с искусствоведом по знаковым местам Ватикана и главным эпохам в его прошлом
€80 за человека
Рим и его христианское наследие
Прикоснуться к реликвиям, увидеть главные храмы и узнать о жизни великих святых
от €85 за экскурсию
Храмы Святого Рима
Познакомиться с историей и ценнейшими реликвиями главных христианских церквей города
от €134 за экскурсию