Главная История Рима Эпоха Возрождения Джованни Лоренцо Бернини в Риме
Дата последнего обновления: 29.09.2023

Бернини: биография и творчество, скульптуры и архитектура в Риме и Ватикане

Его часто называют создателем барокко, хотя, наверное, сам великий мастер об этом даже не догадывался. Превознесенный как наследник Микеланджело и универсальный художник, Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) был одинаково виртуозен во многих сферах изобразительного искусства – скульптуре, живописи и архитектуре. И хотя сам Бернини считал, что всего лишь следит за ходом мысли и творчеством классических мастеров, тем не менее, его произведения стали новой вехой в истории и имели далеко идущие последствия.

Несмотря на то, что даже при ближайшем рассмотрении трудно понять различия между классическим искусством и искусством барокко, в работах Бернини всегда видны отличительные черты его непревзойденного стиля. Используя в своих произведениях драматические сюжеты, взятые из истории и мифологии, его творения получали явно выраженный эффект драматического натурализма. И именно это отличает работы Бернини, ставшего главным символом итальянского барокко в скульптуре и архитектуре.

Джованни Лоренцо Бернини: биография

Очевидно, что судьба одного из самых многогранных в истории искусства мастеров была предопределена с момента его появления на свет. Джованни Лоренцо родился 7 декабря 1598 года в семье знаменитого скульптора Пьетро Бернини (1562-1629), прославившегося своими шедеврами во Флоренции и Неаполе. После переезда в 1605 году в Рим, где Пьетро была предоставлена выгодная работа по восстановлению античной скульптуры, отец начал приобщать своего первенца к ремеслу обработки мрамора.

берниниПьетро и Джованни Лоренцо Бернини

Скульптуры Бернини

Джованни оказался весьма способным учеником: по свидетельствам историков, он изваял свои первые скульптуры из мрамора в возрасте примерно 10 лет. Его единственная сохранившаяся до наших дней работа «Коза Амалфея с младенцами Юпитером и Фавном», датируемая по разным сведениям 1609-1615 гг., сегодня представлена в галерее Боргезе.

бернини скульптурыКоза Амалфея с младенцами Юпитером и Фавном

В Риме глава семейства был максимально загружен заказами. Под руководством архитектора Фламинио Понцо, вместе с большим количеством художников и скульпторов, Пьетро Бернини принимал участие в обустройстве интерьера базилики Санта Мария Маджоре. Здесь до сих пор можно видеть его работы: изготовленный для новой ризницы мраморный барельеф «Успение Богородицы» и Кариатиды для фунерального памятника Климента VIII в капелле Паолины Боргезе.
Помогая отцу в окружении именитых мастеров, Джан Лоренцо проявил отнюдь незаурядные способности: в возрасте 16 лет талантливый юноша изваял одну из своих первых известных скульптур «Мученичество Сан Лоренцо» (1614).

бернини скульптурыМученичество Сан Лоренцо (1614)
Это интересно!

По некоторым свидетельствам, приступая к работе над скульптурой «Мученичество Сан Лоренцо», молодой мастер поджег в мастерской отца собственную ногу, чтобы увидеть в зеркале ту гримасу нестерпимой боли на своем лице, которую он попытался передать в своем произведении. Сегодня эта скульптура храниться в коллекции графа Алессандро Контини Бонакосси (1878-1955) во Флоренции.

Это раннее произведение Джан Лоренцо Бернини, по мнению историков, стало поворотным моментом в его творческой биографии и положило начало собственному, отличному от творчества отца, стилю в скульптуре. Начинающий мастер подтвердил это еще одной своей работой, сделанной по заказу флорентийского кардинала Маффео Барберини. Статуя Святого Себастьяна предназначалась для личной часовни Барберини в базилике Сант Андреа делла Валле в Риме и была установлена в том месте, где, по легенде, обнаружили вынесенное Клоакой Массимо тело этого христианского мученика. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.

скульптуры БерниниСвятой Себастьян. Скульптура Бернини © Xcia0069 / Wikimedia commons

Великолепно сделанная для Маффео Барберини работа привлекла внимание кардинала Шипионе Каффарелли-Боргезе. Приходившийся племянником папе Павлу V, он заказал Джан Лоренцо Бернини изготовить небольшой бюст своего дяди. Работа была выполнена безупречно – скульптурное изображение Папы имело поразительное сходство с понтификом. В дальнейшем, создавая необычайно яркие небольшие скульптурные копии современников, начинающий мастер добился замечательных результатов в жанре портретного бюста, превратив его в новаторскую форму искусства.
Для примера ниже представлены несколько скульптурных портретов.

бернини скульптуры, работы берниниСлева направо: Понтифики Павел V и Иннокентий X, монсиньор Франческо Барберини и Диана де Паола Рошоли

Кардинал Шипионе Боргезе, большой почитатель произведений искусства и ярый коллекционер, по достоинству оценил талант Джан Лоренцо Бернини и, став его восторженным покровителем, заказал четыре монументальные скульптурные группы из мрамора для своей загородной римской виллы. Результатом почти восьмилетнего периода работ, продолжавшегося с 1618 по 1625 годы, стали всемирно известные шедевры Бернини:

  • Эней, Анхиз и Асканио из Трои, скрывающиеся от правосудия (1618-1619);
  • Похищение Прозерпины (1621-1622);
  • Аполлон и Дафна (1622-1625);
  • Давид (1623-1624).
Джованни Лоренцо Бернини в РимеСкульптуры Бернини

Натурализм и высочайшее мастерство, проявившееся в этих работах, навсегда закрепили за Джан Лоренцо репутацию гениального мастера-резчика, который мог превратить мрамор в людскую плоть. Представленные Шипионе Боргезе скульптуры кардинал называл «объектом удивления» и «еще одним из чудес света». Наградой за них стало посвящение Бернини в кавалеры Папского рыцарства и избрание его директором Академии художников Рима.

Сегодня эти и некоторые другие шедевры можно увидеть в Галерее Боргезе в Риме. Однако чтобы посетить ее, билеты придется заказывать заранее.

Знаменательным событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу и творческую биографию Джан Лоренцо Бернини, было восхождение к папскому трону его самого первого покровителя Маффео Барберини, который в 1623 году стал Папой под именем Урбан VIII. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на площади Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод».

Тематические экскурсии:

Тарквиния — крылатые кони этрусков и морские купания

Обзорная экскурсия по историческому наследию древней коммуны Северного Лацио

€156 за экскурсию

Подробнее
Государство Ватикан — от императора Константина до Муссолини (в группе)

Пройти с искусствоведом по знаковым местам Ватикана и главным эпохам в его прошлом

€80 за человека

Подробнее
Вилла Фарнезина: фрески Рафаэля без людных музеев!

Проникнуться духом греческой мифологии и античной классики, изучив шедевры мастеров Возрождения

€120 за экскурсию

Подробнее

Признав в Бернини универсального художественного мастера, Урбан VIII доверил молодому гению украсить интерьер Собора Святого Петра, строительство которого было недавно закончено. Одним из первых и наиболее значимых реализованных им здесь проектов, является так называемый Baldacchino (1624-1633) – монументальный позолоченный киворий из бронзы над местом захоронения Святого Петра, первого понтифика католической церкви.

скульптуры берниниКиворий в соборе Святого Петра © Mister No / Wikimedia Commons

Кроме этого, Джан Лоренцо перепроектировал внутреннее центральное пространство базилики, создав ниши для четырех громадных статуй и изваяв одну из них собственноручно – статую Святого Лонгина, работа над которой заняла почти десять лет (1628-1638).

Бернини скульптурыСвятой Лонгин в Соборе Святого Петра © Wikimedia Commons

5 февраля 1629 года, через шесть дней после смерти Карло Мадерно, являвшимся главным руководителем всех производившихся в базилике работ, Джан Лоренцо Бернини возглавил обширную команду инженеров, каменщиков, скульпторов и художников, став ведущим архитектором собора Святого Петра. Несмотря на свою занятность, он продолжал создавать художественные произведения в жанре портретной живописи и скульптуры. Исполненные, по мнению многих искусствоведов, в совершенной портретной технике, они досконально передавали личностные характеристики позировавших ему натурщиков. Среди работ этого периода – великолепные мраморные бюсты Шипионе Боргезе, папы Урбана VIII, монсеньора Франческо Барберини и, конечно же, портретный бюст Констанцы Бонарелли.

Это интересно!

БонареллиКонстанцию Бонарелли и Джан Лоренцо Бернини связывали не только любовные отношения – за ними стоит целая история, случившаяся в 1636 году, и чуть было не окончившаяся трагедией. В мастерской художника в качестве помощника и ученика мастера работал скульптор Маттео Бонарелли. Его жена изредка наведывалась сюда, забирая произведенные им поделки для продажи в их собственной лавке. Согласно биографии, написанной Доменико Бернини – сыном Джан Лоренцо, Констанца была любовницей его отца. Однажды утром, перед рассветом, Бернини отправился в район базилики Святого Петра, где он работал, и где неподалеку находился дом, в котором проживала женщина. Заметив, что из дверей дома вышел его брат Луиджи в сопровождении Констанции, ослепленный ревностью Джан Лоренцо бросился за ним и, настигнув у входа в базилику Святого Петра, жестоко избил. Луиджи спасли прохожие – у него оказались сломанными два ребра, а отправившийся домой в пылу необузданной ярости художник приказал своему слуге наказать изменившую ему возлюбленную. Тот исполосовал лицо Констанцы ножом, за что попал в заключение и впоследствии был сослан. Констанца попала в тюрьму за совершенное прелюбодеяние, брат Луиджи отправился в Болонью, а Бернини, благодаря прямому вмешательству папы Урбана VIII, отделался лишь денежным штрафом. После всей случившейся истории, получившей громкую огласку, понтифик настоятельно рекомендовал скульптору жениться. Заключенный 15 мая 1639 года брак с Катериной Теццио положил конец бурному периоду личной жизни Джан Лоренцо Бернини.


После смерти в 1644 году папы Урбана VIII, главного почитателя и покровителя скульптора, папские заказы более не были адресованы исключительно именитому мастеру, и по пришествии нового понтифика были доверены Алессандро Альгарди, Карло Рейнальди и вечному сопернику Бернини – Франческо Борромини.
В 1646 году Джан Лоренцо окончательно впал в немилость папы Иннокентия X, когда были обнаружены трещины у подножия южной колокольни базилики Святого Петра. Недоброжелатели тут же воспользовались возможностью обвинить Бернини в том, что реализованная им структура была неправильно спроектирована. В этой связи была создана комиссия по расследованию, которая установила, что начавшееся разрушение связано с недостаточно прочным фундаментом, рассчитанным и возведенным еще Карло Мадерно. Тем не менее, несмотря на бездоказательность обвинений, папа Иннокентий X приказал снести обе боковые церковные колокольни за счет Бернини, предварительно взяв с него денежный залог.

Собор Святого ПетраСобор Святого Петра. Картина Вивиано Кодацци (ок.1630)

Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verità svelata dal Tempo, 1646-1652). По замыслу мастера, мраморная скульптурная группа должна была означать некий намек на несправедливость обвинений, выдвинутых против него, которые исчезли бы только с течением времени и позволили бы восторжествовать истине. Скульптор представил Истину девушкой, сидящей на обломке скалы с Солнцем в руке, и наступающей левой ногой на земной шар. Однако скульптура не была завершена – Бернини так и не приступил к работе над аллегорической фигурой Времени. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследниками.

бернини скульптурыИстина открытая Временем. Бернини

В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Несмотря на поверженную репутацию, кардинал Федерико Коронаро доверил скульптору сооружение семейной часовни в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме. Выполняя заказ, мастер собрал воедино всю свою изобретательность скульптора, художника и опыт архитектора: он как бы хотел профессиональной мести за обрушившуюся на него хулу.

бернини скульптурыЭкстаз Святой Терезы в часовне Коронаро в базилике Санта Мария делла Виттория в Риме

Бернини представил разных членов семьи Коронаро в боковых театральных ложах, которые горячо обсуждают открывшееся перед ними мистическое событие, изображающее херувима с направленной в сердце Святой Терезы стрелой, получившей от этого действа поистине божественный экстаз. Сцена, исполненная скульптором в ослепительно белом мраморе и позолоченной бронзе, в буквальном смысле превратила пространство капеллы Коронаро в театр.


Несмотря на разногласия с папой Иннокентием X, испытывавшим к скульптору явную неприязнь, Бернини все-таки удалось получить от него крупный заказ в 1651 году. Возведение фонтана на одной из центральных площадей Рима – Пьяцца Навона, первоначально было поручено его давнему недругу и сопернику Франческо Борромини. Прознав об этом, Джан Лоренцо изготовил из серебра свою небольшую действующую модель и через своих друзей тайно переправил ее в папский дворец. Иннокентий X настолько был очарован увиденным, что тут же перепоручил строительство фонтана Бернини. Таким образом, с понтификом были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера.

бернини архитектураФонтан Четырех Рек. Деталь © Carlo V. Mori / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Фонтан Четырех рек

Архитектура Бернини

В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Фабио Киджи, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами.

Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Швеции Кристины, отрекшейся от королевского престола у себя на родине, и возжелавшей принять католичество. В этой связи, по распоряжению понтифика, Джан Лоренцо Бернини переделал контр-фасад северных городских ворот, обращенному к площади Пьяцца дель Пополо, украсив их словами: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Высеченная на плите мрамора надпись «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначавшаяся шведской королеве, и сегодня приветствует всех гостей Вечного города.

Пьяцца дель ПополоСторона ворот, обращенная к Пьяцца дель Пополо

Помимо этого, Бернини изменил фасад расположенной рядом базилики Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы. Он вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII.
Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы, исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga, используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики.

Джованни Лоренцо Бернини в РимеPalazzina del Fuga

В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей: Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). Но наиболее масштабным проектом Бернини, реализованным при Александре VII, стала внушительная круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, символизирующая собой объятия церкви, собирающей в своем лоне христиан со всего мира.

бернини архитектураКруговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане © Diliff / Wikimedia Commons

Помимо строительства колоннады, в апсиде главного нефа Ватиканского собора гениальный мастер возвел один из главных своих шедевров – скульптурную композицию Кафедры Святого Петра. Выполненная из позолоченной бронзы, внутри она содержит деревянный трон Святого Апостола – древнехристианскую реликвию, подаренную в 875г. папе Иоанну VIII первым королем западно-франкского королевства Карлом II Лысым.

бернини скульптурыКафедра Святого Петра

Не менее известной работой Бернини этого периода стал обелиск Минервы (1667), установленный у базилики Санта Мария сопра Минерва, недалеко от Пантеона. Эту скульптуру маленького слоника с водруженной на его спину гранитной стелой, видели многие, но не все знают, почему она называется «Цыпленок Минервы» и какая история связана с ней. Узнать об этом можно в этой статье.

бернини скульптурыОбелиск Минервы Бернини

В свои зрелые годы Джан Лоренцо Бернини стал наиболее известным архитектором и скульптором в Европе. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра, и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.

Отели в центре Рима

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от главных достопримечательностей - тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Последние годы жизни и творчества Бернини

Несмотря на то, что представленные в Париже архитектурные проекты были отвергнуты, шестимесячное пребывание Джан Лоренцо Бернини во Франции явилось переломным моментом во франко-итальянских культурных отношениях. Результатом этой поездки стали несколько работ мастера – он изваял портретный бюст короля Людовика XIV, представленный в Версальском дворце, и переделал конную статую Франко Жирардона «Марк Курций (в образе Людовика XIV), бросающийся в пропасть» (1669-1671), которая сегодня находится в Версальском парке дворца.

бернини архитектураМарк Курций, бросающийся в пропасть © Public domain / Wikimedia Commons

Одним из последних масштабных проектов Бернини была работа над десятью статуями ангелов Страсти, которые впоследствии были помещены на разработанный им новый парапет моста Святого Ангела в Риме. Заказ, полученный от папы Климента IX в 1669 году, должен был превратить мост в путь созерцания для шествующих по нему христиан во время проведения церковных литургий Великого поста.

бернини скульптурыМост Святого Ангела в Риме

Советуем прочитать:

Мост Святого Ангела в Риме

Среди наиболее известных работ Бернини последних лет – алтарь часовни Святого причастия (1673-1674) с двумя коленопреклоненными ангелами в базилике Святого Петра, бюст Габриэле Фонсека в церкви Сан Лоренцо в Лусине и, конечно же, «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674) в базилике Сан Франческо а Рипа в Трастевере.

бернини скульптурыЭкстаз Блаженной Людовики Альбертони. Базилика Сан Франческо а Рипа © Public domain / Wikimedia Commons

В возрасте 80-ти лет, почти исчерпавший творческие силы, Бернини изваял великолепную скульптурную группу из разноцветного мрамора – надгробный памятник, посвященный своему другу и покровителю папе Александру VII, находящийся в Соборе Святого Петра в Ватикане. Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. Этот монументальный памятник, являющийся, по мнению многих искусствоведов, венцом погребального искусства, превзойти более не смог никто в мире.

бернини скульптурыНадгробный памятник Александру VII в Соборе Святого Петра в Ватикане © Mariordo (Mario Roberto Durán Ortiz) / Wikimedia Commons

В 1680 году здоровье Бернини значительно ухудшилось – у него отнялась правая рука. Тем не менее, он иронично говорил об этом, замечая что «рука отдыхает после стольких лет работы». Джан Лоренцо Бернини скончался 28 ноября 1680 года и был захоронен в базилике Санта Мария Маджоре.

берниниНадгробная плита в базилике Санта Мария Маджоре

Надгробие человека, сотворившего Рим, украшает всего лишь скромная мраморная плита в полу, расположенная недалеко от главного алтаря. Многие, проходя мимо, ее даже не замечают…

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Полезные подборки:

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Светлана

22

1.5 ч.

Фотопрогулка по утреннему Риму

Запечатлеть себя на фоне античного города в часы, когда весь Рим принадлежит только вам

€130 за экскурсию

Подробнее

Ирина и Татьяна

47

5 ч.

Весь Рим за день — для пассажиров круизных лайнеров

Встречаемся в порту Чивитавеккья!

€130 за экскурсию

Подробнее

Ирина

1

8 ч.

Мраморный каскад и озеро Пьедилуко

Увидеть и ощутить самый высокий водопад в Европе, прокатиться на пароме и открыть тайны озера

€380 за экскурсию

Подробнее

Ирина

14

5 ч.

Тиволи за один день

Заглянуть на роскошные виллы и насладиться каскадом фонтанов, осмотреть город и найти храм Сивиллы

€380 за экскурсию

Подробнее

Ирина

30

5 ч.

Завораживающие окрестности Рима

Озера Альбано и Неми, волшебный городок Кастель-Гандольфо и «земляничное царство» за один день

€370 за экскурсию

Подробнее

Ирина

6

3 ч.

Многоликий Рим

Живописный Трастевере, еврейский квартал, античные храмы и остров Тиберина за один день

€160 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .