Дата последнего обновления: 07.05.2021

Картины Караваджо в часовне Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчезе в Риме: интересные факты, где находится капелла Контарелли, время для посещений

 

Церковь Сан Луиджи деи Франчези, построенная по проекту архитекторов Доменико Фонтана и Плаутилья Бриччи в 1518-1589 гг., пользуется особой популярностью у туристов. Здесь можно увидеть многие шедевры знаменитых художников эпохи позднего Возрождения: украшающее главный алтарь полотно Франческо Боссано (1549-92) «Успение Богородицы», великолепный цикл фресок Доменикино (1581-1641) «Из жизни Св. Чечилии» в часовне Полет, работы Пеллегрино Тибальди (1527-1596), Якопино дель Конте (1510-1598) и некоторых других выдающихся мастеров. Однако главное внимание посетителей, как правило, привлекает капелла Контарелли с картинами Караваджо: «Призвание Матфея», «Мученичество святого Матфея» и «Святой Матфей и ангел». Три больших полотна, написанные им для украшения часовни, стали первой важной работой молодого художника, которую он сделал в Риме.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеКартины Караваджо в капелле Контарелли

Интересные факты о капелле Контарелли

Капелла Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези

Часовня была куплена в 1565 году в строящейся церкви Сан Луиджи деи Франчези французским кардиналом Матье Куантрель (1519-1585), чье имя позже было итальянизировано в Маттео Контарелли. В этот период времени он являлся главным распорядителем работ по возведению нового храма для французской общины города, назначенный туда Катериной Медичи – супругой короля Франции Генриха II. После смерти кардинала в ноябре 1585 года последовало замедление темпов строительства церкви и, как следствие, часовни, поскольку было начато разбирательство с управляемыми Контарелли фондами. Папа Сикст V, относясь подозрением к огромным суммам, которые кардинал тратил на свою деятельность, приказал провести расследование, выявившее поразительные случаи коррупции со стороны чиновников Апостольской Датарии.

Между тем, в 1587 году римский дворянин Вирджилио Крещенци (1540-1592), который, как считается, являлся художественным советником кардинала Контарелли, заключил контракт с фламандским скульптором Якобом Кобертом (Jacob Cornelisz Cobaert, 1535-1615) на изготовление скульптурной группы со святым Матфеем и ангелом для алтаря часовни. Тем не менее, работа не понравилась, прежде всего, самому Коберту, не пожелавшим показать ее публично. Со временем произведение заняло свое место в церкви Сантисантиссима Тринита деи Пеллегрини, где и находится до сих пор.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеСкульптурная группа Святой Матфей и ангел, украшающая один из алтарей в церкви Сантисантиссима Тринита деи Пеллегрини

После освящения церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1589 году, по заказу Верджилио Крещенци в капелле была установлена посвятительная доска в память о Контарелли и подписан контракт с живописцем Кавальеро д’Арпино (Джузеппе Чезаре, 1568-1640) на выполнение работ по украшению свода часовни росписью. Некоторые историки считают, что фрески были написаны в соавторстве с Караваджо, так как он уже присутствовал в Риме в 1591-1592 гг. и сотрудничал с именитым художником.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеРоспись свода капеллы Контарелли © Sailko / Wikimedia Commons

После смерти Верджилио в 1592 г., его наследники – сыновья Пьетро Паоло и Джакомо Крещенци, стали непосредственными распорядителями часовни. Однако с 1594 года французская община в Риме через Fabbrica di San Pietro, начала оказывать давление на Папу, чтобы тот оказал содействие в достойном посмертном чествовании кардинала Контарелли, которому они были благодарны за проделанную работу при возведении церкви Сан Луиджи. Это привело к тому, что в 1599 г. Фаббрика в лице кардинала Берлингеро Гесси взяла под свой контроль спорную ситуацию с наследниками знатной римской семьи и через кардинала Франческо Мария Бурбон дель Монте, служившего при Святом престоле, предложила Меризи да Караваджо написать два больших полотна для оформления боковых стен часовни. При этом было поставлено условие, что работа должна быть завершена к Юбилейному 1600-му году. Таким образом, назначение Караваджо и предоставление молодому художнику ответственного заказа, сделавшего его знаменитым, исходило непосредственно от папской курии.

Тематические экскурсии:

Храмы Святого Рима

Познакомиться с историей и ценнейшими реликвиями главных христианских церквей города

от €134 за экскурсию

Подробнее
Собор Святого Петра в Ватикане: история и тайны

Раскрыть секреты одного из самых значимых христианских храмов в мире с профессиональным гидом

€130 за экскурсию

Подробнее
Рим: когда главное уже посмотрели

Исследовать аутентичные кварталы Еврейское гетто и Трастевере в мини-группе

€27 за человека

Подробнее

Картины Караваджо в капелле Контарелли

Полотна, украшающие часовню, подчеркивают особенности художественного стиля Караваджо, который сделал его знаменитым тогда и делает узнаваемым сегодня. Отказавшись от многовековых традиций классицизма, художник любил погружать персонажи своих произведений в некую мрачную полутень, создававшую тревожную атмосферу. Стороннему наблюдателю кажется, что фигуры внезапно появляются из темноты, так как фон изображаемой сцены практически всегда остается невидимым. Известно, что для написания своих картин Караваджо освещал фонарями фигуры позирующих ему людей особым, как бы «скользящим светом». Этому свету, представленному в его произведениях как естественному, художник придавал богословско-мистическое значение.

Мученичество Святого Матфея

Расположенное на правой стене часовни полотно было первым, написанным Караваджо для капеллы Контарелли. Изображенная художником жестокая сцена мученичества Святого Матфея больше похожа на убийство, чем на страстотерпчество.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеМученичество Святого Матфея (1599-1600)

Согласно предания, Святой намеревался крестить неофитов (которые изображены полуобнаженными) в Эфиопии, куда его направил наказ Спасителя. Опрокинутое наземь тело в белом одеянии, с раскинутыми как на кресте руками, готово принять последний удар наемного убийцы, приготовившегося пронзить проповедника мечом. Казнь, представленная почти как уличное преступление, происходит в церкви, о чем свидетельствует наличие алтаря с крестом. Толпа вокруг с ужасом наблюдает за всем происходящим. Среди изображенных на холсте людей Караваджо поместил собственный автопортрет, представленный в образе человека с бородой, усами и с растрепанными волосами, который, задумчиво наморщив лоб, наблюдает за разворачивающейся драмой.

Возможно Вас заинтересует:

Призвание Матфея Караваджо

На левой стене капеллы Контарелли помещен холст «Призвание Матфея», описывающий момент, когда Иисус призывает римского сборщика налогов оставить все и следовать за ним, чтобы стать его апостолом. Двух старомодных незнакомцев, вторгшихся в таверну и указывающих на сидящего в центре человека, легко идентифицировать с Иисусом и Петром – они единственные персонажи на картине, одетые по старинке, так как все остальные сидящие за столом персонажи облачены в одежду, современную автору.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеПризвание Матфея (1599-1600)

Караваджо в своем произведении искусно акцентирует внимание на луч света, имеющий большое символическое значение и выразительную ценность. Свет, исходящий извне картины, подобен вторжению божественной благодати, сопровождающей призыв Христа. Луч направлен точно в изумленное лицо Матфея, который, не отпуская подсчет монет, изумленно подносит руку к груди, как бы спрашивая: «Неужели я?». Художник намеренно разместил картину на левой стене часовни, так как дневной свет, исходящий из единственного верхнего окна капеллы Контарелли, является как бы его естественным продолжением на полотне.

Святой Матфей и Ангел

Третья, последняя картина, расположенная над алтарем капеллы Контарелли, была написана художником в 1602 году. Изначально алтарную стену украшала скульптурная группа фламандского скульптора Якоба Коберта, созданная несколькими годами ранее, но через несколько месяцев ее решили удалить, так как она не нравилась самому автору. Чтобы завершить создание иконографического цикла, Караваджо предложили написать еще одно полотно, на котором он представил Святого Матфея с раскрытой книгой, покоящейся на его ногах, и рядом стоящим ангелом, направляющем его руку, пишущей Евангелие.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеПервая версия картины «Святой Матфей и Ангел»

Однако это полотно подверглось серьезной критике со стороны Церкви, посчитавшей недостойным подобное представление святого, изображенного полуодетым грубым стариком с выставленными на передний план грязными ногами. К сожалению, эта картина Караваджо, хранившаяся в музее кайзера Фридриха в Берлине, была безвозвратно утеряна во время Второй мировой войны при бомбардировке города. Таким образом, сегодня в капелле Контарелли находится вторая версия «Святого Матфея с Ангелом», где евангелист представлен уже в виде старого философа.

капелла контарелли, караваджо капелла контарелли, капелла контарелли рим, капелла контарелли где находится, капелла контарелли на картеСвятой Матфей и Ангел (Вдохновение Святого Матфея) (1602)

Караваджо изобразил апостола в преклонном возрасте, так как с того дня, когда он был призван прошло уже много лет. Художник представил его в процессе написания Евагелия, действии, которое доверил ему Христос, чтобы тот засвидетельствовал факты, слова и события, имевшие место в те памятные три года дружбы. Святой Матфей черпает вдохновение от кружащего над ним в темноте комнаты небесного посланника, который, загибая пальцы, перечисляет и диктует ему события жизни Иисуса.

Советуем прочитать:

Картины Караваджо в Риме: где увидеть работы художника

Где находится капелла Контарелли

Часовня находится в конце левого прохода церкви Сан Луиджи деи Франчези, которая расположена недалеко от знаменитой площади Пьяцца Навона.
Адрес: Piazza San Luigi dei Francesi.


Отели возле площади Пьяцца Навона

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от церкви Сан Луиджи деи Франчези - тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Время для посещений

Церковь открыта ежедневно:

Вход свободный. Во время торжеств посещение храма запрещено.

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Полезные подборки:

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Татьяна

16

3 ч.

Вечерняя прогулка по Ватикану

Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев

€235 за экскурсию

Подробнее

Natalia

15

2 ч.

Рим для кофеманов

Пройти по лучшим римским кофейням в компании профессионального бариста

€250 за экскурсию

Подробнее

Вероника

99

5 ч.

Рим для гурманов

История города и кулинарные традиции римлян на интеллектуально-гастрономической прогулке

€127 за экскурсию

Подробнее

Наталья

0

6 ч.

Магия детства и мир моды

Путешествие в парк аттракционов для взрослых и детей, с заездом в аутлет дизайнерских брендов

€207 за экскурсию

Подробнее

Светлана

3

8 ч.

Тарквиния — крылатые кони этрусков и морские купания

Обзорная экскурсия по историческому наследию древней коммуны Северного Лацио

€156 за экскурсию

Подробнее

Светлана

11

3 ч.

Чивита ди Баньореджо. «Город, который умирает»

Путешествие в место, не похожее ни на какое другое в мире

€156 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .