Дата последнего обновления: 04.09.2024

Арка Константина: история, подробное описание барельефов и тондо, где находится Арка Константина в Риме и как до нее добраться

 

Древнее сооружение возле Колизея является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.

Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю.

арка константина, триумфальная арка константинаАрка Константина в Риме

История древнего памятника

Триумфальная арка Константина была возведена по решению Сената в память о его победе над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.

В 306г. н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций (278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму.

Арка Константина в Риме

Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребив под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.

В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода.

Особенности Арки Константина

Триумфальная арка Константина состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.

арка константина, триумфальная арка константинаАрка Константина

С обеих сторон арки Константина, в ее центральной верхней части, установлены мемориальные плиты с одним и тем же текстом на латыни: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».

Арка Константина - надписи

Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию.

Возможно Вас заинтересует:

По обеим сторонам от прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума.

Арка Константина - центральный фасад

В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.

Арка Константина - боковой фасад

На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами.

Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «константиновские» выглядят значительно проще.

Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.

Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Тематические экскурсии:

Истории кладбища Тестаччо — последний приют иностранцев в Риме

Прогулка по старейшему из сохранившихся в Риме и одному из самых красивых кладбищ мира

€60 за экскурсию

Подробнее
Предания Античного Рима

Легкое и увлекательное знакомство с ключевыми памятниками древнеримской цивилизации

от €160 за экскурсию

Подробнее
Как жил античный Рим: прогулка по древним локациям в мини-группе

Узнайте, могли ли гладиаторы влюбляться и почему Колизей — это семейный проект

€30 за человека

Подробнее

Тондо Адриана на Арке Константина

Оба фасада триумфальной арки Константина украшают восемь рельефов в виде круглых мраморных медальонов. Они помещены над малыми пролетами попарно. Диаметр каждого составляет чуть более двух метров. На барельефах изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений.

Сюжеты тондо южного фасада арки

Арка Константина - южный фасад

Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки

Арка Константина - детали северного фасада

Барельефы Марка Аврелия

В аттике и на фасадах строения установлено восемь барельефов, относящихся к эпохе правления Марка Аврелия. Их расположение – попарно по обеим сторонам от надписи. Прямоугольные мраморные плиты, высотой около трех метров, содержат сцены битв Марка Аврелия, состоявшихся во второй половине II века против германских народов – Квадов и Маркоманнов.

Барельефы южного фасада арки Константина

Арка Константина - барельефы южного фасада

Барельефы северного фасада арки Константина

Арка Константина - барельефы северного фасада

Барельефы и скульптуры периода Траяна

На триумфальной арке Константина присутствуют четыре крупных прямоугольных барельефа периода правления Траяна. Все они изображают сцены битвы Траяна против даков.

Арка Константина - барельефы Траяна

Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четыре мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в Галерее Боргезе. Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии.

Арка Константина - плиты с барельефами

Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на колонне Траяна, становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.

Арка Константина: где находится, как добраться

Триумфальная арка расположена на Via di San Gregorio, буквально напротив Колизея, поэтому найти ее не составит труда. Ближайшая станция метро — Colosseo (линии В и В1). В пешей доступности находятся автобусные остановки Colosseo и Celio Vibenna, а также остановка трамваев № 3 и 8 — Piazza del Colosseo.

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Полезные подборки:

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Светлана

32

4 ч.

Витербо — очарование Средневековья

Архитектурные и исторические памятники города на обзорной экскурсии

€150 за экскурсию

Подробнее

Светлана

9

8 ч.

Термальные воды этрусков

Сопровождение в оздоровительные «Terme dei Papi» в Витербо

от €59 за экскурсию

Подробнее

Светлана

3

8 ч.

Тарквиния — крылатые кони этрусков и морские купания

Обзорная экскурсия по историческому наследию древней коммуны Северного Лацио

€156 за экскурсию

Подробнее

Светлана

11

3 ч.

Чивита ди Баньореджо. «Город, который умирает»

Путешествие в место, не похожее ни на какое другое в мире

€156 за экскурсию

Подробнее

Светлана

2

8 ч.

Прогулка по Витербо и Папские термы за один день

Погрузиться в средневековую историю города и отдохнуть в оздоровительных термах

€85 за человека

Подробнее

Светлана

0

2 ч.

Собор Сан-Пьетро: объятия колоннады и бронзовая бахрома

Оценить невероятную архитектуру базилики и узнать, почему у Девы Марии Микеланджело молодое лицо

от €50 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .