Ежегодно сотни тысяч туристов, проходя от Колизея к Римским Форумам, надолго останавливаются перед одним из наиболее значимых памятников императорской эпохи. Арка Тита, находящаяся в конце античной Священной дороги (via Sacra) – самая древняя арка Вечного города. Для одних она является просто прекрасным произведением искусства, для других – свидетельством могущества императорского Рима, для третьих – это еще и монументальная эпитафия в память о падении Иерусалима и разорении священного храма.
Возможно, кто-то не знает, что барельефы, высеченные на панелях арки Тита, повествуют об апофеозе одного из известных исторических событий, которое с невероятной точностью было предсказано в Библии и явилось одним из библейских пророчеств.

Факты об Арке Тита
В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?
После смерти Спасителя Иудея находилась еще 33 года под правлением римлян. В 66 году прокуратор Рима Джессио Флоро (Gessio Floro) конфисковал ценности Иерусалимского храма, после чего евреи подняли восстание, расправились с солдатами римского гарнизона в городе и объявили свою независимость от Римской империи. Спустя три месяца более 30 000 римских легионеров во главе с Гай Цестием Галлом (Gaio Cestio Gallo) пришли в Иерусалим и подавили восстание, однако удержаться там не смогли.
В следующем году Рим возобновил кампанию против Иудеи, на этот раз во главе с Веспасианом (9-79гг.н.э.) и его старшим сыном Титом (39-81гг.н.э.). Однако сразу после смерти Нерона в 68 году Веспасиан вернулся в Рим, оставив военную кампанию против Иудеи в руках своего сына с 60-ти тысячной армией. Провозглашенный легионами Египта, Иудеи, Сирии и Дуная императором, римский Сенат был вынужден признать полномочия Веспасиана даже несмотря на то, что таким образом была прервана династическая преемственность линии Юлиев-Клавдиев.

В июне 70 года Тит со своим войском стал лагерем у Иерусалима, взяв его в осаду, и уже в сентябре римляне уничтожили храм и разрушили город, как и предсказывал Иисус.
После победоносной военной кампании, в 71 году Тит вернулся в Рим, где его встретили с триумфом – толпы народа ликовали, восторженно взирая на трофеи, добытые из храма в Иерусалиме.

Рельефы арки Тита и посвящение
Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.
В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.

Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.

На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.

На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.
Тематические экскурсии:
Зеленое сердце Рима: прогулка по средневековым паркам Целия и Авентина
Откройте для себя два самых тихих и нетуристических холма Рима
€150 за экскурсию
По местам притяжения путешественников и неизвестным тропам
Визитные карточки Рима, а также его самые нетуристические, но не менее прекрасные места
от €180 за экскурсию
Рим без людей
Утренняя прогулка по Вечному городу без суеты и толпы вездесущих туристов
€300 за экскурсию