Экстерьер огромного здания, фасад которого занимает целый квартал вдоль Виа дель Корсо, обычно не привлекает особого внимания туристов. Несмотря на то, что на его стенах нет какой-либо мемориальной плиты или памятной надписи, расположенный на одной из главных улиц Рима Палаццо Русполи скрывает настоящие сокровища.

Потомки семьи Русполи создали в этой исторической жемчужине Вечного города роскошный бутик-отель Residenza Ruspoli Bonaparte, состоящий из нескольких эксклюзивных люксов. Не лишенные всех современных удобств, они передают захватывающее ощущение погружения в княжеское прошлое аристократической семьи. Расписанные фресками потолки и позолоченная лепнина, картины, гобелены и старинная мебель, присутствующая даже в местах общего пользования, оставляют незабываемые впечатления от пребывания во дворце Палаццо Русполи. Чтобы увидеть всю роскошь дворца римских аристократов XVIII века, достаточно всего лишь переночевать в нем.
Палаццо Русполи фото





Отель Residenza Ruspoli Bonaparte на Виа дель Корсо. Узнать цены
Кто построил палаццо Русполи
Первоначальное ядро дворца было возведено в 1556 году флорентийским архитектором Нанни ди Баччо Биджи для семьи папского казначея в Умбрии Франческо Якобилли, который скончался еще до окончания строительства, предоставив своим наследникам право продать римскую собственность.
Палаццо Руччеллаи
В 1583 году незавершенное сооружение приобрел Орацио Ручеллаи, член знатной флорентийской семьи, сделавшей Рим центром своей финансовой политики в свите кардинала Пьеро Ручеллаи благодаря двум понтификам из клана Медичи – Льву X и Клименту VII.
Орацио поручил своему другу, флорентийскому скульптору и архитектору Бартоломео Амманнати (1511-1592) закончить работу над новым Палаццо, что он и сделал к 1586 году, расширив левое крыло здания вдоль сегодняшней Виа дель Корсо и создав торжественный фасад с высоким архитравным порталом из тесаного камня.

Амманнати также изменил внутреннюю конфигурацию комнат, создал в мезонине элегантную лоджию, выходящую в сад, и нашел место для обустройства на первом этаже здания просторной галереи, которая между 1589 и 1592 годами была украшена росписью флорентийского художника Якопо Дзукки (Jacopo Zucchi, 1542-1596).

Фрески свода галереи с аллегорическими фигурам языческих богов и изображениями семи царей Рима на стенах, чередующиеся с установленными промеж окон бюстами императоров из коллекции древних скульптур принцев Ручеллаи, стали фоном для многих банкетов и дипломатических встреч.
Орацио Ручеллаи, будучи полномочным министром Великого герцога Тосканы Фердинандо I Медичи, выполнял деликатные поручения в Риме, включая тайные переговоры между королевой Франции Марией Медичи и Великим герцогом о передаче ему Палаццо Мадама.
Когда Орацио умер и дворец перешел к его сыновьям Луиджи и Фердинандо, состоявшими на службе Марии Медичи, связи с Францией еще более укрепились, а оказание гостеприимства стало социальным долгом братьев. Таким образом:
- в 1605-1609 гг. большая часть Палаццо стала квартирой французского представителя при римском дворе;
- с 1605 года здесь жил кардинал Жак Дави дю Перрон, а несколько позже послы Франции Шарль де Невиль д’Аленкур, маркиз Виллеруа и их преемники де Брев и герцог Невер;
- в 1611 году здесь жил кардинал Франсуа де Жуайез как «защитник» Франции.
Последним выдающимся человеком, которому братья Ручеллаи оказали гостеприимство, был испанский посол кардинал Гаспаре Борджиа, проживавший во дворце на Via del Corso с 1618 года, и имевший свиту из 92-х человек и восьми священников. Его присутствие придавало дворцу определенный религиозный оттенок, несколько затмивший его дипломатический тон.
Палаццо Каэтани и одно из чудес Рима
В 1627 году, через два года после смерти своего брата Луиджи, Фердинандо Ручеллаи продал огромный особняк семье кардинала Луиджи Каэтани из Сермонеты. Этот старинный род, среди членов которого были прелаты, воины и дипломаты, возжелал поставить на римском дворце личную печать достоинства своей семьи. Таким образом, под руководством архитектора Бартоломео Бреччоли, являвшимся помощником и последователем знаменитого архитектора Карло Мадерно, в 1633-1635 гг. палаццо был украшен величественным карнизом, а со стороны нынешней небольшой площади Ларго Гольдони возведен новый фасад здания, который сохранил архитектурные элементы уже имевшихся на Виа дель Корсо, в частности, высокий портал в обрамлении тесаного камня.

Последние работы во дворце были выполнены одним из самых оригинальных архитекторов римского барокко Мартино Лонги-младшим (1602-1656). В 1640 году он спроектировал и построил величественную парадную лестницу, которая прославила Палаццо Каэтани и стала легендой городской архитектуры.

Лестница считалась одним из четырех чудес Рима наряду с Палаццо Фарнезе, Палаццо Боргезе и центральным порталом Палаццо Колонна ди Шарра. В описании XVIII века отмечалось, что она была уникальной по своим размерам, представляя собой четыре лестничных пролета по 30 ступенек длиной 3 м., каждая из которых была сделана из цельного куска белого мрамора. Она и сегодня соединяет портик Палаццо Русполи с лоджией, выходящей на внутренний двор, а посетителей дворца до сих пор приветствуют расположенные в нишах старинные бюсты императоров Адриана и Клавдия, сатиров Вакха и Силена, языческих богов Асклепия, Аполлона, Меркурия и прочих легендарных образов греческой и римской мифологи.

Тем не менее, несмотря на всю работу по обновлению палаццо, семья Каэтани предпочитала жить в Сермонете и в конечном итоге рассматривала свой римский дворец скорее как официальную резиденцию в Риме. Поэтому их случайное присутствие в Вечном городе никоим образом не повысило престиж здания, пока Каэтани владели им в течение почти восьмидесяти лет.
Палаццо Русполи

Триумфальный период истории палаццо связан именно с семьей Русполи, которая до сих пор частично им владеет.
В 1713 году Микеланджело Каэтани, сильно задолжавший маркизу Франческо Марии Русполи (1672-1731), был вынужден сдать дворец в аренду. Финансово обеспеченная древняя семья аристократов, истоки которой восходят к Флоренции XIII века, выкупила Палаццо в собственность, совершив сделку в 1776 году.
Франческо Мария Русполи намеревался превратить свой особняк во дворец для вечеринок, литературных встреч и музыкальных представлений, которые смогли бы приумножить полезные связи семьи. Для этого, в 1780-1783 гг., было проведено дальнейшее расширение Палаццо Русполи между улицами Фонтанелла Боргезе и улицей дель Леончино, после чего дворец стал одним из важнейших социальных центров города, известный проводимыми в нем роскошными приемами.
Русполи, участвовавшие в дипломатической поддержке политики Папы в войне за испанское наследство, сделали свой дом ориентиром в посредничестве отношений между Францией и Испанией, увеличив свой престиж благодаря светским собраниям, литературным салонам, вечеринкам и концертам, за кулисами которых скрывались политические интриги. Они проходили в десяти залах мезонина, расписанных эфемерными декорациями, а также в великолепно украшенной росписью Якопо Дзукки галерее, где оркестр давал концерты, и в саду – среди красивых фонтанов и буйства вечнозеленых насаждений.
В 1812 году Русполи сдали первый этаж палаццо и сад римскому предпринимателю Антонио Баньоли, и легендарные бальные залы XVIII века превратились в общественную кофейню «Caffè di Bagnoli», более известную как Caffè Nuovo, посещаемую самыми аристократическими семьями Рима. Это было первое общественное место, освещенное газом в июле 1847 года, привлекшее так много людей, что для поддержания общественного порядка требовалось вмешательство жандармов.
В 1855 году на втором этаже здания художник Шипионе Ваннутелли (1831-1894) открыл художественный салон, который часто посещали такие всемирно известные композиторы, как Ференц Лист, Жорж Бизе и Шарль Франсуа Гуно. Кроме того, во дворце проживали высокие гости князей Русполи: немецкий композитор Георг Фридрих Гендель, сочинивший здесь ораторию «Воскрешение», а также королева-консорт Голландии Ортензия Богарне, падчерица Наполеона Бонапарта, со своим сыном Луи Наполеоном (племянником Наполеона I), который провел здесь свою юность и стал впоследствии императором Второй Французской империи Наполеоном III.

Семья Бонапартов была настолько впечатлена Римом и Палаццо Русполи, что в 1859 году двоюродный брат Наполеона III, Шарль Бонапарт, женился здесь на принцессе Кристине Русполи, окончательно установив глубокую связь между семьями Русполи и Бонапартов.
В саду дворца, который простирался до площади Сан Лоренцо ин Лучина, в 1907 году был построен театр Lux et Umbra, полностью перестроенный в 1917 году архитектором Марчелло Пьячентини и после 1927 года переоборудованный в кинотеатр Cinema Etoile. В 2012 году здесь открылся первый в мире магазин с особым культурным пространством, посвященным кино «Maison Roma Etoile» под управлением люксового бренда Louis Vuitton.

В нынешнее время, помимо эксклюзивного бутик-отеля Residenza Ruspoli Bonaparte, в здании Палаццо Русполи находится штаб-квартира художественного фонда «Fondazione Memmo», который организует и проводит выставки различной направленности. В части дворца до сих пор проживает семья Русполи.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway