В историческом центре Вечного города находится одно из наиболее знаковых мест Рима. Площадь Торре Арджентина, известная большинству туристов как кошачий приют, содержит руины четырех древнеримских храмов, а также фрагменты здания Театра и Курии Помпея, где 15 марта 44 года до н.э. группой заговорщиков был убит Юлий Цезарь.
Древние храмы площади Торре Арджентина
Древнеримский комплекс сооружений в самом центре итальянской столицы был случайно обнаружен в 1926 году. Во время работ при подготовке строительной площадки для возведения новых зданий между улицами Виа Сан Никола де Чезарини, Корсо Витторио Эмануэле, Виа дель Театро Арджентина и Виа Флорида, была выявлена большая мощеная площадь с четырьмя языческими храмами. Исключительный характер находок вынудил городские власти приостановить строительство и начать исследования. Нынешний археологический комплекс, имеющий официальное название Священная область Ларго Арджентина (Area Sacra di Largo Argentina), был открыт 21 апреля 1929 года Бенито Муссолини и с тех пор не претерпел существенных изменений.

Видимые сегодня руины древних святилищ располагались вдоль мощенной камнем улицы Марсового поля и были возведены в разные временные периоды существования Римской республики. Поскольку первоначально точно не было установлено, кому они были посвящены, остатки зданий для удобства обозначили храмами A, B, C и D. Дальнейшие археологические изыскания с бо́льшей долей вероятности позволили определить их посвящение следующим языческим божествам.

Храм Ютурны (А)
Предполагается, что построенный консулом Гаем Лутацием Катулусом в 241 году до нашей эры, храм был посвящен водной нимфе Ютурне. В трактате «Энеида» римского поэта Вергилия сказано, что языческая богиня приходилась сестрой рутулийскому царю Турну – главному врагу и противнику троянского героя Энея. Возможно, Храм Ютурны был построен консулом по случаю его победы над карфагенским флотом на Эгадских островах, расположенных к западу от Сицилии. Однако почему Катул впоследствии посвятил храм Ютурне, не совсем понятно. Возможно, это связано с тем, что она была водной нимфой, а он только что выиграл морское сражение.

В восьмом или девятом веке Храм Ютурны был преобразован в христианскую церковь, которая в 1132 году была перестроена и посвящена Святому Николаю Барийскому. После двух реконструкций XVII века, располагавшаяся вблизи дворца знатной римской семьи Чезарини, она стала известна как церковь Сан Никола деи Чезарини. После ее сноса в 1926 году от нее сохранились лишь части центральной и левой апсиды, где все еще можно увидеть остатки средневековых фресок.
Храм Фортуны (В)
Круглый храм Fortuna Huiusce Diei с шестью оставшимися колонами – самый «молодой» из четырех храмов. Когда в 101 г. до н. э. римляне собирались вступить в решающую битву против германских захватчиков (кимвров), проконсул Квинт Лутаций Катул пообещал посвятить храм богине удачи. Римляне выиграли битву при Верчелли в Пьемонте с честью, и Катул сдержал свое обещание. Предположительно, консул был одним из потомков Гая Лутация Катулла, построившего соседний храм Ютурны.

Во время археологических раскопок на площади Ларго ди Торре Арджентина в 1925-1928 гг. была найдена огромная полутораметровая голова статуи богини, а также рука и две ступни, выполненные из паросского мрамора. Находками теперь можно полюбоваться в музее Centrale Montemartini.
Храм Феронии (С)
Самый древний из четырех храмов, датируемый III-IV вв. до н.э., был посвящен богине плодородия Феронии, которую, в частности, почитали сабиняне. В 290 году до н.э. консул Маний Курий Дентат одержал победу над этим народом и, возможно, в честь этого построил храм на Марсовом поле. Считается, что это святилище было разграблено Ганнибалом во время его похода на Рим в 211 г. до н.э.

Во II веке до нашей эры консулом Авлом Постумием Альбином перед храмом был возведен алтарь. Не совсем ясно, был ли это Авл Постумий Альбин, который был консулом в 180 г. до н. э., или его сын, полный тезка и консул Римской республики в 151 г. до н.э. С бо́льшей долей вероятности историки относят строительство сооружения отцу, поскольку именно он отвечал за различные общественные работы в качестве цензора.
Храм Лареса (D)
Построенный в 179 г. до н.э. цензором Марком Эмилием Лепидом, храм был посвящен Ларесу Пермарини – божеству, считавшимся хранителем жизней моряков. Ранее, один из родственников цензора из другой ветви семьи – претор Луций Эмилий Регилл, пообещал построить храм во имя победы в морском сражении при Мионнесе, когда объединенный римско-родосский флот под предводительством Регилла разгромил флот Селевкидов.
В настоящее время видна лишь небольшая часть древнего сооружения, так как остатки храма Лареса Пермарини частично находятся под Виа Флорида.
Театр и Курия Помпея
В археологической зоне Ларго ди Торре Арджентина также находится часть огромного театрального комплекса Помпея. В 61-55 гг. до нашей эры римский полководец Гней Помпей Магнус (106-48 гг. до н.э.) в ознаменование своих побед возвел первый в Риме театр из камня, который на протяжении многих лет оставался единственным главным местом в городе для устройства зрелищ. За круглым храмом Фортуны сегодня виден лишь его небольшой фрагмент – ничем не примечательная стена из туфа, которая принадлежит основанию Курии Помпея, где собирался для заседаний Римский Сенат.

Именно здесь, в Курии Помпея, когда Сенат собрался в этом здании 15 марта 44 года до н.э. на иды месяца Марса, группой заговорщиков был убит Гай Юлий Цезарь – римский полководец, который сыграл решающую роль в создании Римской империи. Сегодня место его убийства находится где-то под Виа ди Торре Арджентина. Тот факт, что когда-то здесь стоял огромный театр, становится очевидным, если пройти по улице Via di Grotta Pinta, которая по-прежнему следует изгибу огромной экседры Театра Помпея. Кроме того, на площади Пьяцца дель Бисчоне, к западу от улицы Виа ди Гротта Пинта, была найдена статуя Геракла, предположительно украшавшая в свое время театральный комплекс. В конце второго начале третьего века изваяние было поражено молнией и, в соответствии с римским обычаем, ритуально захоронено. Сегодня статуя находится в музеях Ватикана.
Наименование площади Ларго ди Торре Арджентина связано с именем эльзасского епископа Иоганнеса Буркардта (ок. 1445-1506). В Риме он был известен как Burcardo Argentinensis. Последняя часть его имени – старинное латинское название его родного города Аргенторатум (Argentoratum), где недалеко от Страсбурга добывали серебро. Служивший церемониймейстером при пяти понтификах (Сикст IV, Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, Пий III и Юлий II) он, безусловно, занимал высокое положение в обществе и проживал в самом центре города в своей резиденции по Виа дель Сударио, частью которой являлась высокая башня (ит. «torre»). Сегодня в оставшейся ее нижней части, расположенной на руинах портика Помпея, находится музей Театро Арджентина и библиотека.
Театро Арджентина
Расположенный на Ларго ди Торре Арджентина, он является одним из главных театров города. Его строительство началось в 1730 году с реконструкции Casa del Burcardo и башни Торре Арджентина семей Сфорца Чезарини, которым ранее принадлежал этот комплекс сооружений, возведенный на руинах Театра Помпея. Часть палацетто была снесена, чтобы освободить место для сцены, а помещения башни использовались как службы театра и в качестве гримерных комнат. Изначально здание театра, спроектированное архитектором маркизом Джероламо Теодоли в форме подковы, было построено полностью из дерева, за исключением стен и мраморных лестниц, и лишь в 1826 году по проекту архитектора Пьетро Холле был возведен его фасад.

Театро Арджентина, получивший свое историческое название по наименованию площади, был открыт 31 января 1732 года постановкой оперы Доменико Сарро «Berenice». Сегодня он является штаб-квартирой Римской Театральной Ассоциации, в которую входят Театро Индиа, Театр Торлония и Театро Валле – старейший из современных театров Рима, расположенный в районе Сант Эустахио.
Тематические экскурсии:
По местам притяжения путешественников и неизвестным тропам
Визитные карточки Рима, а также его самые нетуристические, но не менее прекрасные места
от €155 за экскурсию
Сквозь эпохи к началу основания Рима
Окунуться в разные времена становления Италии на обзорной экскурсия в самом сердце столицы
€160 за экскурсию
Рим в эпоху барокко: Бернини и Борромини
О стиле, его становлении в архитектуре итальянской столицы и главных творцах XVII века
€102 за экскурсию