Первое еврейское поселение на Апеннинском полуострове, располагавшееся вдоль Виа Севериана в Остии Антика, восходит ко II веку до н. э., о чем свидетельствуют остатки синагоги, которая до сих пор считается самой древней из когда-либо обнаруженных в Западной Европе.
История Вечного города на протяжении более двух тысячелетий неразрывно связана с довольно большой по численности еврейской общиной, существующей до сих пор и считающейся старейшей в Европе.
Кто создал римское гетто
В Риме, как и везде, евреи также всегда жили общиной: в древние времена они обитали в Трастевере, а в XIII- XIV вв. перебрались на противоположный берег Тибра, создав новое поселение в районе Сант Анджело напротив острова Тиберина. Близость к реке и удобное месторасположение в ее излучине способствовали процветанию торговли. Вплоть до середины XVI века евреи не испытывали особых трудностей в сосуществовании с христианским населением, однако после протестантского раскола Церкви и последующей Контрреформации, понтифики изменили свое отношение к любому, кто не придерживался католической ортодоксии. Таким образом, новоизбранный папа Павел IV (Джованни Пьетро Карафа, 1476-1559) буллой «Cum nimis absurdum» от 12 июля 1555 года наложил ряд ограничений на права еврейских общин, присутствовавших в Папском государстве, и приказал основать римское гетто. Предполагается, что термин «гетто» произошел от названия венецианского района, куда свозились шлаковые отвалы из медеплавильных мастерских, и где были вынуждены проживать евреи этого города.
Жизнь евреев в гетто при понтификах
Для римского гетто папа Павел IV определил область, включавшую несколько улиц в районе Сант Анджело между площадью Пьяцца Джудеа (ныне исчезнувшей), остатками Портика Оттавии и берегом Тибра, что видно на знаменитой карте Рима Антонио Темпеста (1555-1630).
Жители могли покинуть отведенную для проживания территорию только в светлое время суток: от заката до следующего восхода солнца три входа в район запирались огромными дверьми и охранялись стражами, зарплату которым платила сама еврейская община. В дополнение к обязательству проживать в гетто, евреи, согласно папской булле, должны были носить отличительный знак, делавший их всегда узнаваемыми. Это был кусок серой ткани, которую мужчины прикрепляли к шляпе, а женщины носили как шаль.
Булла «Cum nimis absurdum» была не единственной репрессивной мерой Павла IV: в 1559 году он учредил Указатель запрещенных книг, длинный список названий которых, среди прочего, включал любой текст, написанный некатолическими авторами (независимо от предмета повествования), книги по астрологии и предсказаниям, а также любое издание Библии, считавшееся неортодоксальным. Более того, запрещалось читать официальную версию Библии любой женщине и всем, кто не знал латыни (для этого требовалось специальное разрешение).
Евреям запрещалось заниматься какой-либо торговлей, кроме как торговать пользованной одеждой или тряпьем, а также владеть какой-либо недвижимостью. Свое жилье они арендовали у владельцев — не евреев, которые сдавали их членам общины по ценам, контролируемым законом «Ius Gazzagà», принятым при Папе Пие IV в 1561 году. Закон предусматривал, что однажды установленная арендная плата была постоянной и оставалась таковой на неограниченный срок, и что договор аренды наследовался потомками первого арендатора. Таким образом, многие квартиры в римском гетто из поколения в поколение занимались одними и теми же семьями по ценам, которые со временем стали смехотворными.
Однако еврейское население продолжало быстро расти, в том числе из-за того, что евреи из других городов Папского государства были вынуждены эмигрировать в Рим. Со временем переполненность анклава стала такой, что время от времени приходилось расширять здания за счет строительства террас на крышах. В результате получился конгломерат лачуг, плотно прислоненных друг к другу и часто сообщающихся внутренними и внешними проходами, так называемыми passetti (название идет от знаменитого Пассето ди Борго) — тайной галереи понтификов.
После буллы Павла IV последовали и другие: буллой 1569 года папа Пий V изгнал евреев со всех территорий Папского государства, за исключением гетто Рима и Анконы. В 1572 году Григорий XIII издал указ, согласно которому все взрослые члены еврейской общины должны были в субботу принудительно посещать католические проповеди, чтобы убедить евреев обратиться в христианство. Они проводились в разных местах, включая церковь Сант Анджело ин Пескерия у Портика Оттавии, маленькую церковь Сан Грегорио и площадку перед крошечным Темпьетто дель Кармело на улице Санта Мария ин Публиколис. Согласно преданию, многие евреи затыкали уши воском, чтобы не слышать ненавистные им проповеди.
Гетто Рима в республиканский период
Когда 10 февраля 1798 года в город вошли наполеоновские войска и была провозглашена Первая Римская республика. Французская администрация открыла римское гетто и предоставила евреям гражданские права наравне с римлянами. Однако в 1814 году, когда папская власть была восстановлена, Пий VII снова санкционировал закрытие входных порталов в ночное время.
Второй раз гетто Рима было открыто после изгнания из города папы Пия IX: в течение пяти месяцев новой Римской республики (с февраля по июль 1849 г.) сегрегация была отменена, а ворота и ограждение анклава разрушены. Но с падением республики, возвратившийся понтифик вынудил еврейскую общину вновь вернуться в район обитания, хотя теперь он и был лишен ограждения. Виртуальные врата окончательно упали только после распада Папского государства в 1870 году, когда новая итальянская администрация окончательно упразднила римское гетто, предоставила всем евреям возможность свободно покинуть этот район и признала равные права для всех граждан, независимо от их религиозных убеждений.
Римское гетто в период немецко-нацистской оккупации
В 1938 году, когда Муссолини решил последовать примеру Гитлера в дискриминации по отношению к евреям, тогдашнее «Центральное демографическое управление Министерства внутренних дел» изменило свое название и обязанности. Оно стало именоваться «Главным управлением демографии и расы», также известным под аббревиатурой Demorazza. Целью данного учреждения являлось установление существования итальянской расы, а также ее принадлежности к воображаемой группе так называемых арийских рас.
В августе того же года началась перепись евреев с целью определения их численности и регистрации места проживания в Италии, а также был принят ряд расовых законов. Для их обнародования издали специальный документ за подписью десяти итальянских ученых, известный как «Manifesto della razza», и разместили его в печатных средствах массовой информации.
Антисемитское законодательство включало ряд запретов, в том числе:
- на предоставление рабочих мест в государственных администрациях и частных компаниях, осуществлявших публичную деятельность, а также в банках и страховых обществах;
- на занятия профессиями нотариуса и журналиста, а также строгие ограничения для всех так называемых интеллектуальных профессий;
- на браки между итальянцами и евреями;
- на прислугу из арийцев для еврейских семей;
- на въезд в Италию евреев-иностранцев;
- на зачисление еврейских детей в государственные школы.
Вместе с тем, было предусмотрено лишение итальянского гражданства, предоставленного иностранным евреям после 1919 года, и разрешено создание еврейскими общинами школ для еврейских детей, где могли бы работать только учителя-евреи.
После немецко-нацистской оккупации города 10 сентября 1943 года, произошел самый трагический эпизод в истории римской еврейской общины. 16 октября эсэсовцы окружили окрестности гетто и организовали облаву на его жителей. Плененные содержались в Военном колледже Палаццо Сальвиати на улице Виа делла Лунгара и 18 октября были отправлены в концлагерь Освенцим. Из 1023 депортированных выжили только шестнадцать человек.
В память об этих событиях на улицах римского гетто появились так называемые «Камни Преткновения», посвященные памяти людей, погибших в нацистских концентрационных лагерях. С 2010 года они устанавливаются по всей Италии перед дверью дома, в котором жила жертва нацизма, или в том месте, где человек был пленен. При этом указывается его имя, год рождения, дата депортации или смерти, если она известна.
Несмотря на то, что сегодня многие члены еврейской общины проживают в других районах города, многие из них до сих пор считают римское гетто традиционным местом встреч по особым случаям и религиозным праздникам.
Советуем прочитать:
Гетто Рима: главные достопримечательностиГде находится римское гетто
Бывшее гетто Рима не отмечено ни на одной карте города и расположено в переплетении тесных улочек Вечного города. Оно простирается вдоль Виа Аренула от набережной Тибра Лунготевере деи Ченчи до улиц Виа деи Фаленьями, Виа деи Фунари и Виа дель Театро ди Марчелло.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway