Многим туристам, несомненно, известен расположенный на улице Четырех фонтанов величественный дворец папы Урбана VIII Палаццо Барберини, в котором сегодня находится Национальная галерея античного искусства с шедеврами Эль Греко, Караваджо, Рафаэля, Тициана, Рубенса и целого ряда прочих, не менее именитых художников. Однако не все знают, что на втором этаже в правом крыле здания располагаются изысканно украшенные и завораживающие своей красотой апартаменты Корнелии Костанцы Барберини, декорированные в стиле рококо между 1760 и 1770 гг.
Этот малоизвестный уголок дворца, контрастируя с классическим стилем барокко первого этажа, должно быть, представлял собой показную презентацию современной художественной мысли, устраивая овацию утонченной роскоши. Так или иначе, вкусовые пристрастия принцессы Корнелии Костанцы Барберини привели к созданию апартаментов, которые восхищают до сих пор.
Палаццо Барберини
Нынешнее здание Палаццо было репрезентативной резиденцией папы Урбана VIII. Урожденный Маффео Винченцо Барберини (1568-1664) получил его в подарок от своего брата Франческо после избрания на папский престол в 1623 году.
Ровно через два года началась реконструкция первоначального ядра здания кардинала Родольфо Пио да Карпи (1500-1564), принадлежавшего с 1581 года кардиналу Алессандро Сфорца из Санта Фьоры. С намерением расширить виллу предыдущих владельцев, понтифик привлек Карло Мадерна (1556-1629), который разработал комплексный проект по образу виллы Фарнезина. После смерти архитектора, строительную площадку возглавил Джованни Лоренцо Бернини в сотрудничестве с Франческо Борромини, отвечавшего за многочисленные декоративные детали будущего дворца.
Посредством Палаццо Барберини, приобретшего в 1633году свое нынешнее торжественное великолепие, папа Урбан VIII продемонстрировал достигнутую его семьей могущества власти и материального благополучия.
В апартаментах Корнелии Костанцы
В начале XVII века экономическая ситуация когда-то могущественной семьи Барберини была настолько плачевна, что единственную наследницу семейного состояния и последнего законного потомка римских аристократов, принцессу Корнелию Костанца (1716-1797), выдали замуж в возрасте 12 лет за Джулио Чезаре Колонна ди Шарра (1702-1787). Брак, отпразднованный в мае 1728 года, был призван не столько обеспечить продолжение рода, как компенсировать экономические трудности Барберини, финансовое положение которых было подорвано долгами, накопленными отцом Корнелии.
Как только чрезвычайная ситуация была устранена, принцесса посвятила себя ремонту второго этажа Палаццо, который стал великолепной резиденцией ее семьи. Костанца могла лично распоряжаться семейными активами и, возможно, хотела оставить свой личный отпечаток в убранстве фамильного дворца. Несмотря на то, что финансовое положение семьи Барберини определенно не было таким, как в предыдущем столетии, своим радикальным вмешательством принцесса и ее муж Колонна, несомненно, передали свое послание о благополучии и власти будущим поколениям римлян.
Лестница Борромини
La Scala del Borromini
Доступ в апартаменты Корнелии Костанцы осуществляется по знаменитой овальной лестнице в правой части здания Палаццо Барберини, построенной по проекту Франческо Борромини после свадьбы.
Через несколько комнат (не особо значимых с точки зрения декора) открывается Пиранезианская гостиная — оформленная в неоклассическом стиле небольшая картинная галерея с 21 портретом членов семьи Барберини и Колонна: все вместе они составляют своего рода «семейный альбом». К сожалению, сегодня ее нельзя посетить из соображений сохранности размещенных в ней полотен и небольших размеров помещения.
Два из них, с портретами Корнелии Костанцы Барберини и Джулио Чезаре Колонна ди Шарра, представлены выше. Эти овалы приписывают художнику Просперо Баллерини, работавшему во второй половине XVIII века. Полотна представляют собой копии портретов, написанных Помпео Батони или его последователями, находящихся ныне в частных коллекциях.
Салон делле Батталья
Salone delle Battaglie
Самая представительная комната апартаментов выполняла ту же функцию, что и Большой зал для приемов в левом крыле первого этажа Палаццо Барберини со знаменитой фреской «Торжество Божественного провидения» Пьетро да Кортона. Большое и светлое помещение салона покрыто опущенным сводом, на котором фреской написана женская фигура, возможно, аллегория Воздуха. В люнетах над стенами изображены еще четыре аллегории, представляющие четыре континента: Африку, Азию, Америку и Европу работы Феличе Бальбони — доверенного художника Корнелии Костанцы.
Стены салона украшены тринадцатью живописными полотнами художников римской школы, в том числе Доменико Корви (1721-1802) и Николо Риччолини (1687-1772), увековечившими для истории деяния предков и прославляющими союз семейств Барберини и Колонна, придавая при этом особое значение событиям и эпизодам, связанными с семьей Колонна. По этой причине комнату называли «Салоном дей Фасти Колонна» (Salone dei Fasti Colonna), а из-за некоторых полотен, изображающих батальные сцены «Салоном делле Батталья». Великолепное убранство дополняет позолоченная лепнина наличников окон и дверей, которые увенчаны надвратами с морскими сценами.
Будуар, часовня или гостиная?
Рядом с представительским салоном находится небольшая комната в голубых, отражающих цвет неба тонах. Стены с первоначальным тканевым убранством, замененным по причине износа обоями, вручную расписаны акварелью каскадом переплетающихся полевых цветов — фиалок, колокольчиков и незабудок.
Эта среда, уже приватная сама по себе и отличающаяся легким изящным убранством, выполняла, вероятно, также функцию небольшой приватной часовни: в глубине помещения находится небольшой, лазурного цвета алтарь, который можно было скрыть от посторонних глаз, закрыв две двери и превратить комнату в просторную гостиную.
Комната-альков
La Sala dell’Alcova
Альков, от арабского слова «аль-кубба», буквально означает «ниша». Здесь, под создающим интимную обстановку балдахином, поддерживаемым двумя мраморными колоннами, очевидно, располагалось супружеское ложе двух молодых патрициев.
Как ракушка, внутри которой спрятана драгоценная жемчужина, альков квартиры XVIII века таит в себе изысканный сюрприз: написанные маслом великолепные картины украшают лепные пилястры и деревянные двери, ведущие в боковые комнаты. На правой двери легко узнаваем Рождественский вертеп, на левой — «Поклонения волхвов», а в пилястрах изображены шесть женщин, олицетворяющие шесть добродетелей.
Шелковая гостиная Корнелии Костанцы
Salotto delle sete dipinte
Считается, что так называемый расписной шелковый салон имел функцию «женского кабинета», местом для интимных и доверительных бесед. Представляя собой уникальный образец декорированных шелком апартаментов, он получил свое название от покрывающих стены 15 шелковых панелей, расписанных по мотивам акварелей художника-первопроходца Нового Света Джона Уайта (1540-1593).
Анонимный создатель декоративного цикла, вероятно, черпал вдохновение из путевых хроник по Новому Свету, взятых из богатой библиотеки Франческо Барберини: это знаменитая антология рассказов о путешествиях эпохи великих географических открытий, изданная гравером Теодором де Бри в 13 томах между 1590 и 1634 годами. Фактически, в XVIII веке зародился миф о «благородном дикаре», который послужил источником многочисленных литературных шедевров, в частности, приключенческого романа «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, написанном в 1719 году, и философского трактата Жан-Жака Руссо «Эмиль» 1762 года.
Шелковая гостиная основана на первых трех томах с изображениями исследований в Вирджинии, Флориде и Бразилии. Особенно примечательны сюжеты, воспроизводящие на шелках эпизоды повседневной жизни коренных американцев с доселе невиданными растениями и птицами — нотка экзотики, с которой семья намеревалась показать широту своих культурных интересов и произвести впечатление на именитых гостей. Легко себе представить, как в гостиной создавался идеальный стимул для светских и изящных бесед.
Шелковая гостиная
«Расписная шелковая гостиная» квартиры XVIII века — «пациент» под наблюдением. Шелк очень хрупкий материал и подвержен разрушению под действием света. Реставрация 2007 года показала, что написанные на шелке картины изначально включали всю цветовую гамму, были яркими и блестящими. Сегодня, чтобы сберечь эти нежные шелковые полотна, комната освещается лампами с низким уровнем излучения, а окна экранируются пленками, фильтрующими ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.
Малая Галерея
Galleria Piccola
Чрезвычайно яркая под солнечными лучами небольшая галерея, кажется, освещена золотым светом. Дверные и оконные рамы, обильно декорированные позолоченной лепниной, как и декор слегка опущенной арки, оживленной фитоморфными мотивами, вместе с отражаемой в зеркалах игрой света придают галерее удивительную легкость и сияние.
Стены также украшены росписью в растительных мотивах, идеально продолжая естественное пространство сада, на который выходят огромные окна.
Тематические экскурсии:
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€235 за экскурсию
От Колизея до Пантеона: тайны античного Рима
Погружение в историю Древнего Рима и знакомство с его достопримечательностями на автомобиле
от €140 за экскурсию
Сокровища палаццо Барберини
Посетить первый барочный дворец в мире и расшифровать шедевры великих итальянских мастеров
€140 за экскурсию