Римская базилика Санта Мария ин Арачели (Ара-Коэли), известная в давние времена как францисканская церковь Санта Мария ин Капитолио, имеет огромное символическое значение для Вечного города и навсегда связана с ним общей историей и легендами. С античных времен, ввиду своего доминирующего положения на северной вершине Капитолийского холма, она являлась важнейшим религиозным и политическим центром, а в средние века также использовалась качестве городского парламента и суда.
- Краткая история
- Предсуществование
- От средневековья до Ренессанса
- Современность
- Лестницы базилики
- На что обратить внимание
- Главный алтарь
- Некоторые часовни
- Часовня Святой Елены
- Капелла Сан Грегорио
- Часовня Младенца
- Часовня Святого Причастия
- Капелла Буфалини
- Капелла делла Пьета
- Часовня Апостола Павла
- Надгробие Кривелли работы Донателло
- Где находится базилика
В огромном просторном зале бывшей монастырской церкви находятся десятки гробниц важных кардиналов и членов римских дворянских семей: Орсини, Савелли, Маттеи, Ченчи и прочих знатных фамилий. А в многочисленных часовнях сохранились оригинальные работы многих архитекторов и художников эпохи Возрождения, таких как Помаранчо, Донателло и Пинтуриккьо, фрески которого украшают знаменитую капеллу Буфалини, имеющую особое значение с точки зрения истории искусства.
Краткая история базилики Санта Мария ин Арачели
Римское происхождение и предсуществование
Считается, что церковь Санта Мария ин Арачели на северной вершине Капитолийского холма стоит на остатках древнего храма Юноны Монеты, датируемого 343 годом до н.э. Основание христианского храма приписывают Папе Григорию Великому (540-604), который якобы освятил его в 590 году. Однако первые документально подтвержденные свидетельства восходят к VII-VIII вв., т.е. ко времени основания монастыря, построенного грекоязычными монахами византийского обряда, массово прибывавшими в Рим с Востока из-за гонений мусульман.
В начале X века ввиду растущей враждебности между Церквями Рима и Константинополя греческий монастырь Пресвятой Богородицы перешел к Ордену Святого Бенедикта с именем Санта Мария ин Кампидольо.
От средневековья до Ренессанса
Первая церковь в классическом романском стиле была построена в середине XII века и была обращена фасадом в сторону Капитолийской площади. В 1249 году Папа Иннокентий IV (1243-1254) передал Санта Мария ин Кампидольо францисканцам, которые предприняли реконструкцию всего монастырского комплекса. Благодаря финансированию семьи Савелли первичная церковь, ставшая трансептом нового здания, была перестроена в 1285-1287 годах по проекту Арнольфо ди Камбио и освящена еще незавершенной в 1291 г. Именно во времена становления Ордена Францисканцев, у церкви появилось новое название: Санта Мария ин Арачели (Santa Maria in Aracoeli).
Существуют различные гипотезы относительно происхождения топонима Aracoeli (Алтарь небесный), происходящего от латинского термина Arx, сначала видоизмененного как «Arce», и засвидетельствованного примерно с 1323 года как «Arceli». Латинское написание «Aracoeli» официально было принято позже некоторыми учеными, которые полагали, что это произошло из наводящей на размышления средневековой легенды, изложенной примерно в 1140-х гг в Mirabilia Urbis Romae (прообразе современных путеводителей для паломников).
За несколько лет до рождения Христа император Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) советовался с языческой прорицательницей сивиллой Тибуртинской о желании сената провозгласить его живым богом, но получил от нее ответ, что «будущий правитель сойдет с неба». После этого ему открылось сияющее светом видение стоящей на жертвеннике молодой женщины с ребенком на руках. Вещавший с небес голос провозглашал, что «это Жертвенник мира, а Дева примет во чреве своем сына Божьего Спасителя мира». После этого Август отказался считать себя богом, а в том месте, где ему явилось видение, приказал возвести жертвенник. Это одна из причин, по которой в средние века сивиллы считались пророками, предсказавшими язычникам рождение Христа, и почему они часто изображаются на картинах и фресках во многих церквях, включая Сикстинскую капеллу.
По этой причине построенная на месте жертвенника Августа церковь обрела новое название «Ara del Cielo», т. е. «Алтарь (жертвенник) Небесный». Сегодня общепринято латинское написание «Aracoeli».
Ввиду серьезных экономических и политических трудностей (в том числе из-за того, что в 1306 году папство перенесло свою резиденцию в Авиньон), строительство продолжались в течение всей первой половины следующего века. В этот период церковь Санта Мария ин Арачели стала политическим и социальным центром Рима: король Карл Анжуйский (1226-1285) проводил здесь парламентские слушания, народный трибун Кола ди Риенцо (1313-1354) выступал перед римлянами; там же проходили выборы глав города и собрания вольного муниципалитета.
Кроме этого, конкретное созвучие с городом проявилось в изменении ориентации здания, новый фасад которого больше не был обращен в сторону Дворца Сенаторов, а выходил в направлении района Кампо Марцио — нового центра христианского притяжения базилики Святого Петра.
Современность
В 1689 году базилика Санта Мария Арачели была полностью отреставрирована, обогащена украшениями в стиле барокко и видоизменена с почти полным закрытием окон готических форм, которые ее освещали. В 1797 году, во время оккупации Рима войсками Наполеона, французы изгнали монахов-францисканцев и использовали церковь в качестве конюшни, из-за чего большая часть уникальных узоров пола в стиле косматеско была уничтожена.
После объединения Италии, в 1873 году церковь экспроприировало Королевство Италия. Новое государство разместило в ней казармы и командование дорожной полиции. После Второй мировой войны базилика Санта Мария Арачели отошла под патронат Итальянской Республики и управляется через Fondo Edifici di Culto (FEC).
Лестницы Санта Мария Арачели
В базилику можно попасть по крутой лестнице со 124 ступенями, построенной в 1348 году по проекту Лоренцо ди Симоне Андреотти на средства римского народа в знак благодарности Богородице за спасение города от чумы, о чем напоминает мемориальная доска, размещенная на фасаде слева от центрального портала. С этих ступеней произносил свои оскорбления безумный трибун Кола ди Риенцо; здесь же он был линчеван толпой в 1354 году.
Кроме этого, к базилике ведет менее крутая лестница, построенная между 1547 и 1552 годами по проекту Якопо Бароцци иль Виньола. Она поднимается от Пьяцца дель Кампидольо к лоджии Павла III, построенной в 1554 году по проекту флорентийского скульптора Нанни Баччо Биджо, более известного как Джованни Липпи. Через нее осуществлялся вход к францисканскому монастырю Пресвятой Богородицы. Из когда-то важного монастырского комплекса сегодня осталась только Лоджия Павла III.
Примыкающая к ступеням слева еще одна небольшая лестница ведет к боковому входу в базилику Санта Мария ин Арачели, построенному в 1564 году в основании бывшей романской колокольни XII века. Этот вход увенчан люнетом с мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем Иисусом между двух ангелов, созданной Якопо Торрити в первой половине XIV века.
На что обратить внимание при посещении
За грубым кирпичным фасадом XIII века, когда-то покрытого великолепной мозаикой (остатки которой до сих пор видны вверху справа), открывается впечатляющее внутреннее пространство базилики Санта Мария Арачели, разделенное 22-мя великолепными гранитными колоннами на три нефа, взятыми из древних построек.
Предположительно, часть колонн была взята из дворца Августа, о чем свидетельствует высеченный на третье колонне слева от входа эпиграф: «A CVBICVLO AVGVSTORVM» (дословный перевод: в комнату посвященных). Считается, что именно эта колонна изъята из авгуракулума, так как присутствующее на уровне глаз отверстие, просверленное по диагонали в стержне колонны, вероятно, использовалось для наблюдения за полетом птиц, по поведению которых предсказывались события.
На четвертой колонне слева присутствует фреска XV века «Мадонна с младенцем Иисусом» (также известная как Мадонна дель Рифуджио или делла Колонна), помещенная в алтарь, построенный в начале XVIII века Джироламо Фаби.
Особый историко-художественный интерес представляет контрфасад базилики Санта Мария Арачели. Его главный портал украшает рельеф с Аллегорией славы и памятной надписью для Папы Урбана VIII, выполненный из мрамора и лепнины в мастерской Джан Лоренцо Бернини ок оло1634-1636 гг.
Центральный неф покрыт великолепным, сияющим золотом кессонным потолком XVI века, с резным изображение Мадонны с Младенцем Иисусом в центре, и с расположенными по бокам геральдическими символами Григория XIII, Пия V и Римского сената. Работа, выполненная Джироламо Сичиоланте (более известным как иль Сермонета) и Чезаре Трапасси в 1572-1575 гг., была заказана Папой Пием V в ознаменовании победы над турками в морском сражении при Лепанто во главе с вице-королем Сицилии адмиралом Маркантонио Колонна (1535-1584), отметившим здесь свой триумф.
В центральном нефе на стенах над карнизом можно видеть цикл росписей с сюжетами из жизни Девы Марии, детства Иисуса и пророков, написанные между 1686 и 1691 годами разными художниками.
Особую ценность из которых представляют фрески «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» Джованни Одацци, «Успение Марии» Джузеппе Пассери, «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Введение во храм» Умиле да Фолиньо.
Хоровая капелла и главный алтарь
Заказанный в 1725 Папой Бенедиктом XIII главный алтарь украшает особо почитаемая римлянами алтарная икона Мадонна ди Аракоэли, датируемая VI веком (в других источниках XI в).
Потолок хоровой капеллы был расписан в 1565-1568 г живописцем Николо Трометта да Пезаро легендами о пророчестве Тибуртинской Сивиллы императору Августу и освящении Императором Небесного Алтаря. На левой стене надгробный памятник кардиналу Джованни Баттиста Савелли (1489), выполненный Андреа Бреньо и Луиджи Каппони.
Тематические экскурсии:
Константин Великий и раннехристианский Рим
О правителе, при котором христианство стало официальной религией, и первых храмах новой веры
€40 за человека
Собор Святого Петра и мир католической веры
Религия Древнего Рима, история Ватикана и священное значение Собора
от €125 за экскурсию
Храмы Святого Рима
Познакомиться с историей и ценнейшими реликвиями главных христианских церквей города
от €134 за экскурсию