Дата последнего обновления: 01.12.2022

Одна из старейших базилик Рима Санта Мария ин Арачели : фото, описание, происхождение и исторические факты, некоторые часовни, где находится

 

Римская базилика Санта Мария ин Арачели, известная в давние времена как францисканская церковь Санта Мария ин Капитолио, имеет огромное символическое значение для Вечного города и навсегда связана с ним общей историей и легендами. С античных времен, ввиду своего доминирующего положения на северной вершине Капитолийского холма, она являлась важнейшим религиозным и политическим центром, а в средние века также использовалась качестве городского парламента и суда.

В огромном просторном зале бывшей монастырской церкви находятся десятки гробниц важных кардиналов и членов римских дворянских семей — Орсини, Савелли, Маттеи, Ченчи и прочих знатных фамилий. А в многочисленных часовнях сохранились оригинальные работы архитекторов и художников эпохи Возрождения, в том числе Часовня Буфалини с фресками Пинтуриккьо XV века, имеющая особое значение с точки зрения истории искусства.

Базилика Санта Мария ин Арачели
Базилика Санта Мария ин Арачели

Краткая история базилики Санта Мария ин Арачели

Римское происхождение и предсуществование

Считается, что церковь Санта Мария ин Арачели на северной вершине Капитолийского холма стоит на остатках древнего храма Юноны Монеты, датируемого 343 годом до н.э. Основание христианского храма приписывают Папе Григорию Великому (540-604), который якобы освятил его в 590 году. Однако первые документально подтвержденные свидетельства восходят к VII-VIII вв., т.е. ко времени основания монастыря, построенного грекоязычными монахами византийского обряда, массово прибывавшими в Рим с Востока из-за гонений мусульман.
В начале X века ввиду растущей враждебности между Церквями Рима и Константинополя греческий монастырь Пресвятой Богородицы перешел к Ордену Святого Бенедикта с именем Санта Мария ин Кампидольо.

От средневековья до Ренессанса

Первая церковь в классическом романском стиле была построена в середине XII века и была обращена фасадом в сторону Капитолийской площади. В 1249 году Папа Иннокентий IV (1243-1254) передал Санта Мария ин Кампидольо францисканцам, которые предприняли реконструкцию всего монастырского комплекса. Благодаря финансированию семьи Савелли первичная церковь, ставшая трансептом нового здания, была перестроена в 1285-1287 годах по проекту Арнольфо ди Камбио и освящена еще незавершенной в 1291 г. Именно во времена становления Ордена Францисканцев, у церкви появилось новое название: Санта Мария ин Арачели (Santa Maria in Aracoeli).

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Существуют различные гипотезы относительно происхождения топонима Aracoeli (Алтарь небесный), происходящего от латинского термина Arx, сначала видоизмененного как «Arce», и засвидетельствованного примерно с 1323 года как «Arceli». Латинское написание «Aracoeli» официально было принято позже некоторыми учеными, которые полагали, что это произошло из наводящей на размышления средневековой легенды, изложенной примерно в 1140-х гг в Mirabilia Urbis Romae (прообразе современных путеводителей для паломников).

Базилика Санта Мария ин Арачели

За несколько лет до рождения Христа император Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) советовался с языческой прорицательницей сивиллой Тибуртинской о желании сената провозгласить его живым богом, но получил от нее ответ, что «будущий правитель сойдет с неба». После этого ему открылось сияющее светом видение стоящей на жертвеннике молодой женщины с ребенком на руках. Вещавший с небес голос провозглашал, что «это Жертвенник мира, а Дева примет во чреве своем сына Божьего Спасителя мира». После этого Август отказался считать себя богом, а в том месте, где ему явилось видение, приказал возвести жертвенник. Это одна из причин, по которой в средние века сивиллы считались пророками, предсказавшими язычникам рождение Христа, и почему они часто изображаются на картинах и фресках во многих церквях, включая Сикстинскую капеллу.
По этой причине построенная на месте жертвенника Августа церковь обрела новое название «Ara del Cielo», т. е. «Алтарь (жертвенник) Небесный». Сегодня общепринято латинское написание «Aracoeli».

Ввиду серьезных экономических и политических трудностей (в том числе из-за того, что в 1306 году папство перенесло свою резиденцию в Авиньон), строительство продолжались в течение всей первой половины следующего века. В этот период церковь Санта Мария ин Арачели стала политическим и социальным центром Рима: король Карл Анжуйский (1226-1285) проводил здесь парламентские слушания, народный трибун Кола ди Риенцо (1313-1354) выступал перед римлянами; там же проходили выборы глав города и собрания вольного муниципалитета.

Кроме этого, конкретное созвучие с городом проявилось в изменении ориентации здания, новый фасад которого больше не был обращен в сторону Дворца Сенаторов, а выходил в направлении района Кампо Марцио — нового центра христианского притяжения базилики Святого Петра.

Современность

В 1689 году базилика Санта Мария Арачели была полностью отреставрирована, обогащена украшениями в стиле барокко и видоизменена с почти полным закрытием окон готических форм, которые ее освещали. В 1797 году, во время оккупации Рима войсками Наполеона, французы изгнали монахов-францисканцев и использовали церковь в качестве конюшни, из-за чего большая часть уникальных узоров пола в стиле косматеско была уничтожена.

Базилика Санта Мария ин АрачелиБазилика Санта Мария ин Арачели и Капитолий на гравюре Пиранези, 1751 г.

После объединения Италии, в 1873 году церковь экспроприировало Королевство Италия. Новое государство разместило в ней казармы и командование дорожной полиции. После Второй мировой войны базилика Санта Мария Арачели отошла под патронат Итальянской Республики и управляется через Fondo Edifici di Culto (FEC).

Лестницы Санта Мария Арачели

В базилику можно попасть по крутой лестнице со 124 ступенями, построенной в 1348 году по проекту Лоренцо ди Симоне Андреотти на средства римского народа в знак благодарности Богородице за спасение города от чумы, о чем напоминает мемориальная доска, размещенная на фасаде слева от центрального портала. С этих ступеней произносил свои оскорбления безумный трибун Кола ди Риенцо; здесь же он был линчеван толпой в 1354 году.

Базилика Санта Мария ин АрачелиЛестница Лоренцо ди Симоне Андреотти (1348) к базилике Санта Мария инАрачяели

Кроме этого, к базилике ведет менее крутая лестница, построенная между 1547 и 1552 годами по проекту Якопо Бароцци иль Виньола. Она поднимается от Пьяцца дель Кампидольо к лоджии Павла III, построенной в 1554 году по проекту флорентийского скульптора Нанни Баччо Биджо, более известного как Джованни Липпи. Через нее осуществлялся вход к францисканскому монастырю Пресвятой Богородицы. Из когда-то важного монастырского комплекса сегодня осталась только Лоджия Павла III.

Базилика Санта Мария ин АрачелиЛестница Якопо Бароцци иль Виньола, ведущая к Лоджии Павла III

Примыкающая к ступеням слева еще одна небольшая лестница ведет к боковому входу в базилику Санта Мария ин Арачели, построенному в 1564 году в основании бывшей романской колокольни XII века. Этот вход увенчан люнетом с мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем Иисусом между двух ангелов, созданной Якопо Торрити в первой половине XIV века.

Базилика Санта Мария ин АрачелиВход в базилику со стороны Капитолийской площади

На что обратить внимание при посещении

За грубым кирпичным фасадом XIII века, когда-то покрытого великолепной мозаикой (остатки которой до сих пор видны вверху справа), открывается впечатляющее внутреннее пространство базилики Санта Мария Арачели, разделенное 22-мя великолепными гранитными колоннами на три нефа, взятыми из древних построек.

Базилика Санта Мария ин АрачелиИнтерьер базилики Санта Мария ин Арачели

Предположительно, часть колонн была взята из дворца Августа, о чем свидетельствует высеченный на третье колонне слева от входа эпиграф: «A CVBICVLO AVGVSTORVM» (дословный перевод: в комнату посвященных). Считается, что именно эта колонна изъята из авгуракулума, так как присутствующее на уровне глаз отверстие, просверленное по диагонали в стержне колонны, вероятно, использовалось для наблюдения за полетом птиц, по поведению которых предсказывались события.

Базилика Санта Мария ин АрачелиКолона Августа

На четвертой колонне слева присутствует фреска XV века «Мадонна с младенцем Иисусом» (также известная как Мадонна дель Рифуджио или делла Колонна), помещенная в алтарь, построенный в начале XVIII века Джироламо Фаби.

Базилика Санта Мария ин АрачелиКолона с фреской Мадонна дель Рифуджио, помещенной в алтарь

Особый историко-художественный интерес представляет контрфасад базилики Санта Мария Арачели. Его главный портал украшает рельеф с Аллегорией славы и памятной надписью для Папы Урбана VIII, выполненный из мрамора и лепнины в мастерской Джан Лоренцо Бернини ок оло1634-1636 гг.

Базилика Санта Мария ин Арачелирельеф с Аллегорией славы с памятной эпитафией, посвященной Папе УрбануVIII

Центральный неф покрыт великолепным, сияющим золотом кессонным потолком, с резным изображение Мадонны с Младенцем Иисусом в центре, и с расположенными по бокам геральдическими символами Григория XIII, Пия V и Римского сената. Работа, выполненная Джироламо Сичиоланте (более известным как иль Сермонета) и Чезаре Трапасси в 1572-1575 гг., была заказана Папой Пием V в ознаменовании победы над турками в морском сражении при Лепанто во главе с вице-королем Сицилии адмиралом Маркантонио Колонна (1535-1584), отметившим здесь свой триумф.

Базилика Санта Мария ин АрачелиПотолок базилики Санта Марияин Арачели

В центральном нефе на стенах над карнизом можно видеть цикл росписей с сюжетами из жизни Девы Марии, детства Иисуса и пророков, написанные между 1686 и 1691 годами разными художниками.

Базилика Санта Мария ин АрачелиЦикл фресок из жизни Девы Марии

Особую ценность из которых представляют фрески «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» Джованни Одацци, «Успение Марии» Джузеппе Пассери, «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Введение во храм» Умиле да Фолиньо.

Отели в Риме

Посмотреть цены

Хоровая капелла и главный алтарь

Заказанный в 1725 Папой Бенедиктом XIII главный алтарь украшает особо почитаемая римлянами алтарная икона Мадонна ди Аракоэли, датируемая VI веком (в других источниках XI в).

Базилика Санта Мария ин АрачелиГлавный алтарь

Потолок хоровой капеллы был расписан в 1565-1568 г живописцем Николо Трометта да Пезаро легендами о пророчестве Тибуртинской Сивиллы императору Августу и освящении Императором Небесного Алтаря. На левой стене надгробный памятник кардиналу Джованни Баттиста Савелли (1489), выполненный Андреа Бреньо и Луиджи Каппони.

Тематические экскурсии:

Трагедии собора Сан Джованни ин Латерано

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее
Главные святыни Рима

Посетить самые значимые церкви итальянской столицы и узнать их историю

€100 за экскурсию

Подробнее
Собор Святого Петра и мир католической веры

Религия Древнего Рима, история Ватикана и священное значение Собора

от €100 за экскурсию

Подробнее

Некоторые часовни

В трансепте базилики Санта Мария Арачели и по обеим сторонам правого и левого нефов расположены 25 часовен. Трансепт, примерно соответствующий площади пола старой базилики, состоит из левого крыла с часовней Святой Елены в центральной части, и правого крыла, с капеллой Святого Причастия. В центральной части трансепта до сих пор сохранились большие участки старого пола из мрамора и порфира XIII века в технике косматеско.

Часовня Святой Елены

По центру левого крыла трансепта базилики Санта Мария Арачели расположена часовня Святой Елены, построенная в 1605 году по завещанию епископа Джироламо Сентельеса. Разрушенная в 1798 и перестроенная в 1833 году Пьетро Холлом (1780-1850), она представляет собой небольшое темпьетто с восемью колоннами, поддерживающими купол. Алтарем часовни является порфировая урна, в которой хранятся останки Святой Елены — матери императора Константина I, перенесенные сюда в XII веке из ныне лежащего в руинах мавзолея IV века, находящегося на Виа Казилина 641.

Базилика Санта Мария ин АрачелиЧасовня Святой Елены

Ниже, сквозь стекло, виден Алтарь, известный как Алтарь Августа или Ара Коэли, который остался наполовину погребенным из-за поднятия пола пресвитерия и теперь находится гораздо ниже нынешнего уровня.

Часовня Младенца Иисуса

В конце левого крыла трансепта находится часовня Святого Младенца, где с конца XIX века хранится одна из самых почитаемых реликвий — знаменитая деревянная статуэтка Младенца Иисуса, называемая римлянами Bambinello. Вырезанная францисканским монахом из оливкового дерева Гефсиманского сада в Иерусалиме, статуэтка была привезена в Рим в 1647 году и считается чудотворной: верующие идут к ней просить благодати исцеления от зла или спасения от напасти.

Базилика Санта Мария ин Арачели

Базилика Санта Мария ин АрачелиЧасовня Младенца

К сожалению, 1 февраля 1994 года оригинальная статуэтка была украдена и больше никогда не была найдена: в настоящее время ее заменяет копия. На Рождество Младенец Иисуса помещается в центр вертепа, выставляемого в часовне Рождества Христова.

Надгробие кардинала Акваспарта

Также, в конце левого трансепта находится надгробный памятник кардиналу Маттео д’Акваспарта, выполненный из мрамора около 1302-1303 года скульптором Джованни ди Косма, и украшенный фреской живописца Пьетро Каваллини.

Базилика Санта Мария ин АрачелиПамятник кардиналу Маттео д’Акваспарта (1302-1303 г)

Выполненная из разных материалов и в разных техниках эдикула состоит из двух частей, изображая вверху в люнете — благословляющий Иисус Христос-Искупитель и Мадонна с младенцем Иисусом на троне между святым евангелистом Матфеем и святым Франциском Ассизским; внизу — похоронный памятник кардинала Маттео д’Акваспарта.

Часовня Святого Причастия

В правом крыле трансепта базилики расположена часовня Святого Причастия, построенная во второй половине XVII века Антонио Герарди. Ее алтарь украшает деревянная статуя Непорочного Зачатия. На левой стене капеллы — полотно Антонио Герарди «Смерть святого Франческо Солано» (1675).

Базилика Санта Мария ин АрачелиЧасовня Святого Причастия

С правой стороны капеллы открывается вход в часовню Санта Роза да Витербо, в которой находится уникальная стеклянная мозаика «Мадонна с Младенцем Иисусом на троне между Святым Франциском Ассизским, Святым Иоанном Крестителем и дарителем», созданная во второй половине XIII века Якопо Торрити. Здесь же находится полотно Паскуалино Росси «Проповедь святой Розы Витербо» (1674-1686).

Капелла Сан Грегорио

В левом крыле трансепта, находится часовня Святого Григория. Ее строительство связано с кардиналом Томмазо Орсини, чья семья в XIV веке временно владела правами собственности на капеллу. Запрестольный образ Богородицы со святыми Григорием и Франциском работы болонского художника Джованни Джакомо Семенца (1583-1636). Под алтарем похоронен миссионер Йоханнес фон Триора, проповедовавший в Китае и умерший в 1816 г.

Капелла Буфалини с циклом фресок Пинтуриккио

Первая часовня правого нефа, посвященная Сан Бернардино Сиенскому и известная также как Капелла Буфалини, украшена великолепным циклом фресок с Историями из жизни Святого Бернардо, выполненными в 1482-1485 годах Бернардино ди Бетто, более известным как Пинтуриккьо.

На задней стене: «Коронация святого Бернардино Сиенского между святым Людовиком Тулузским и святым Антонием Падуанским с Иисусом Христом Искупителем во славе среди ангелов».
На левой стене «Похороны Сан Бернардино да Сиена».

Базилика Санта Мария ин Арачели

На правой стене: «Святой Франциск Ассизский получает стигматы и облачение святого Бернардино Сиенского».

Базилика Санта Мария ин АрачелиПравая стена капеллы Буфалини

Капелла Пьета с фресками Помаранчо

Строителем второй часовни по правому проходу был Маурицио Морелли, который передал ее Паоло Маттеи в 1585 году с условием, что она будет достойным образом украшена. Капелла была посвящена Скорбящей Богоматери и названа в честь запрестольного образа «Пьета», написанного итальянским художником Марко даль Пино, более известного как Марко да Сиена (1525-1587).

Базилика Санта Мария ин АрачелиКапелла Пьета

Боковые стены содержат надгробия Паоло Маттеи (1590 г.), его жены Тузии Колонны и украшены фресками, изображающими Страсти Христовы, которые были написаны в 1588-1590 гг. Кристофоро Ронкалли, известного как Помаранчо.

Часовня Апостола Павла

Расположенная в левом нефе пятая от входа часовня, посвященная апостолу Павлу, была построена в середине XV века по приказу Никколо делла Валле. Первоначально она была намного больше и включал в себя соседнюю капеллу Асенсионе.

Базилика Санта Мария ин АрачелиКапелла Апостола Павла

Около 1585 года помещение было разделено на две часовни. В XVII веке капелла была расписана Кристофоро Ронкалли, известным как Помаранчо, легендами об апостоле Павле. Алтарь работы Джироламо Муциано. На левой стене находится могила гуманиста Филиппо делла Валле (1498 г.).

Надгробие Джованни Кривелли работы Донателло

Погребальная плита Джованни Кривелли, вмурованная в контрфасад справа от главного входа в базилику Санта Мария ин Арачели — единственное подписанное произведение Донателло в Риме, свидетельствующее о пребывании знаменитого скульптора в городе, которое длилось приблизительно три года: с 1431 по 1433. Архидьякон Аквилеи Джованни Кривелли заказал надгробие перед своей смертью в 1432 году, навязав художнику тогдашний распространенный жанр земляной гробницы, то есть для помещения в пол церкви. Плита, завершенная к 1433 году, учитывая ее расположение, до сих пор носит на себе следы неизбежного сглаживания.

Где находится базилика Санта Мария ин Арачели

Базилика расположена в центре Рима, рядом с памятником Витториано.
Адрес: Scala dell’Arce Capitolina, 12
Церковь открыта ежедневно, с 9:00 до 17:30 (с 9:30 до 18:30 с мая по сентябрь).

 

Автор статьи: ©39rim.ru

Полезные подборки:

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

logo

Популярные экскурсии

Наталья

7

5 ч.

Шопотерапия в Риме

Города бутиков и магазинов на любой вкус — поездка в один из самых больших аутлетов в Европе

€150 за экскурсию

Подробнее

Natalia

25

3 ч.

Лингвотур — поговорим по-итальянски!

Основы итальянского по ассоциативной методике на неспешной прогулке по романтическим местам города

от €105 за экскурсию

Подробнее

Марина

13

6 ч.

Из Рима в Умбрию

Подземный, наземный, готический Орвьето

€250 за экскурсию

Подробнее

Владислав

27

2.5 ч.

Рим с высоты птичьего полета

Прогулка по Вечному городу для романтиков, влюбленных в жизнь

€130 за экскурсию

Подробнее

Наталья

0

6 ч.

Магия детства и мир моды

Путешествие в парк аттракционов для взрослых и детей, с заездом в аутлет дизайнерских брендов

€183 за экскурсию

Подробнее

Марина

30

2.5 ч.

Андеграунд Рима

Отсутствие туристов, цветущие дворики, настоящий romanesco, яства тратторий и потрясающий стрит-арт

€105 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии

©39rim.ru, 2015-2023
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта 39rim.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на 39rim.ru .