Система Муниципальных музеев Рима состоит из множества музейных объектов и археологических памятников, имеющих чрезвычайную историческую и художественную ценность. Но главными из них, несомненно, являются Капитолийские музеи. Его коллекции органично связаны с Вечным городом, так как представленные в залах артефакты найдены непосредственно на территории мегаполиса.
В любую историческую эпоху Капитолий всегда оставался стержневым центром – в Древнем Риме он являлся средоточием религиозной жизни города, а со времен средневековья и до наших дней – местом гражданских магистратов и муниципального управления. Поэтому размещение здесь остатков прошлого величия Рима приобретает еще и символическую ценность. Капитолийские музеи, которые были открыты в 1734г., став первыми в мире, где художественные произведения искусства стали доступны каждому.
Создание коллекции Капитолийских музеев
Дата начала создания старейшего в мире музея известна доподлинно. Кардинал Франческо делла Ровере (1414-1484), взошедший через несколько месяцев на папский престол под именем Сикста IV, пожелал подарить народу Рима несколько античных шедевров, находившихся в его личной коллекции. 14 декабря 1471 года из Латеранского дворца на площадь перед Римским сенатом на Капитолийском холме были перемещены части гигантской бронзовой статуи Константина I: его глава, кисть левой руки и шар. Предположительно, изначально эти фрагменты принадлежали Колоссу Нерона, установленному в I веке н.э. возле Колизея.
В рамках подготовки к выставке «Мечта Италии – коллекция маркиза Джанпьетро Кампана», проведение которой было намечено в Лувре с 7.10. 2018 по 11.02. 2019г., был обнаружен бронзовый палец древней статуи Константина, части которой находятся в Капитолийских музеях Рима.
Принадлежность фрагмента была подтверждена 17 мая 2018 года в ходе исследовательского проекта по изучению древних техник изготовления античной бронзы, который проводился в Музее Лувра совместно с Центральным институтом исследований Франции.
Бронзовый палец длиной 38см, находившийся в запасниках Лувра с 1863г., был передан музею римским банкиром Giampietro Campana (1808-1880), собравшего одну из самых больших коллекций греческой скульптуры.
Сикст IV также передал в дар бронзовую статую мальчика, вытаскивающего шип из своей стопы, известную сегодня как Cosiddetto Spinario, и изваяние Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina). Чтобы все граждане Рима могли оценить великие шедевры прошлого, скульптуры были выставлены на всеобщее обозрение возле Палаццо деи Консерватори. Лишь через несколько десятилетий они были перенесены внутрь здания.
Несколько позже к артефактам была добавлена позолоченная бронзовая статуя Геракла – первая из скульптур, найденных при понтификате Сикста IV. Будучи большим почитателем древнего искусства, Папа также способствовал сохранению наиболее значимых памятников императорской эпохи. По его указу в 1473 году была восстановлена знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия из династии Антонионов работы неизвестного автора. Эти древние ценности явились основой создания первого в мире публичного музея, известного сегодня как Капитолийские музеи Рима.
В 1486 году коллекция пополнилась еще несколькими артефактами – остатками громадной акролитовой статуи императора Константина, найденными при раскопках, проводившихся в базилике Максенция и Константина на Палатинском холме. О ее размерах можно судить по хранящимся в Капитолийских музеях фрагментах древнего изваяния – так, например, голова и демонстрирующаяся ступня колосса достигают двухметровой длины.
Во второй половине XVI века, когда Папа Пий V (Антонио Микеле Гизлиери, 1504-1572) решил освободить Ватикан от изваяний, представлявших, по его мнению, языческие образы, физиогномика собрания артефактов была изменена. Пополнившись художественными историческими свидетельствами нескольких эпох, коллекция значительно увеличились, став эстетически изящной.
Постепенно обогащаясь новыми шедеврами прошлого Дворец Консерваторов уже не мог вместить в своих стенах новые экспозиции – найденные при раскопках Рима древние ценности просто складировались во дворе.
Для их хранения Папа Климент VIII в 1603 году организовал финансирование строительства нового здания. Однако, заложенный при его понтификате (1592-1605) дворец Палаццо Нуово, спроектированный Микеланджело Буонарроти, был завершен только через полвека – в 1654 г. С тех пор весь комплекс дворцов на Капитолийском холме, сохранился практически в неизменном виде.
Тем не менее, Капитолийские музеи открылись для всеобщего посещения лишь в следующем веке. В 1734 году Климент XII приобрел коллекцию скульптуры и картин известного почитателя древнего художественного искусства кардинала Алессандро Альбани (1692-1779), который на тот момент испытывал финансовые трудности. По желанию понтифика она была представлена на обозрение вместе с прочим собранием древностей. При этом Папа заявил, что только римский народ считается обладателем всего богатства, существующего в Риме, и является законным его наследником. Спустя несколько лет его преемник Бенедикт XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини, 1675-1758) дополнил Капитолийские музеи коллекцией картин из собрания семейств Пио ди Савойя и Саккетти, основав таким образом картинную галерею, известную сегодня как Капитолийская Пинакотека.
После объединения Италии Капитолийские музеи практически ежегодно пополнялись большим количеством все новых артефактов. Они были добыты в ходе раскопок и хранились на археологическом складе муниципалитета, известного сегодня как Антиквариум.
Сенсационная находка, пополнившая впоследствии запасники Капитолийских музеев, была сделана 22 февраля 1933 года. План строительства в центре Рима новой улицы Via dei Fori Imperiale предусматривал расширение старой узкой via Alessandrina путем сноса располагающихся вдоль нее старых зданий. При демонтаже дома №101 один из рабочих случайно обнаружил тайник – при ударе киркой по кирпичной стене, из образовавшегося отверстия ручьем посыпались золотые монеты.
Проведенным расследованием удалось установить, что владельцем спрятанных сокровищ являлся известный римский антиквар, реставратор и арт-дилер Франческо Мартинетти (Francesco Martinetti), проживавший здесь с 1879 по 1895 гг. Занимаясь подделкой археологических находок и их реализацией через международный черный рынок, он накопил огромное богатство. Обнаруженные сокровища составили порядка 2529 золотых монет древней и средневековой чеканки – около 20 кг золота, ограненных драгоценных камней, а также, более 80 ювелирных украшений, многие из которых составляли утерянную коллекцию драгоценностей семьи Людовизи Бонкомпаньи. Судебный спор, который вели на протяжении нескольких лет наследники Мартинетти, владелец экспроприированного здания, нашедшие клад рабочие и муниципальные власти города, закончился в пользу последних лишь в 1941 году.
В 1997 году в помещениях бывшей электростанции им. Джованни Монтемартини, находящейся на via Ostiense, был открыт филиал Капитолийских музеев. Сегодня Centrale Montemartini, где размещено около 400 древнеримских статуй и прочих археологических находок, является одним из уникальных музеев в мире.
Дворцы Капитолийских музеев
На вершине Капитолийского холма расположены три здания, окружающие Пьяцца дель Кампидольо:
- Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio), построенный в XIIв и реконструированный впоследствии по проекту Микеланджело;
- Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), возведенный в середине XVIв;
- Новый Дворец (Palazzo Nuovo), построенный в XVIIв., дизайн экстерьера которого был спроектирован по образцу и подобию Palazzo dei Conservatori.
Проект всего комплекса зданий, их внешний вид и дворцовая площадь, были разработаны Микеланджело Буонарроти в период 1535-1546 гг., однако он так и не увидел окончательного воплощения своих идей. Дизайн Капитолия, каким его представлял великий скульптор и архитектор, был завершен лишь в 1940 году по указу Муссолини.
Экспозиция художественных произведений располагается в двух зданиях — Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово, соединенных между собой подземной галереей, специально построенной в 1930-х годах. Так называемая Лапидарная галерея содержит коллекцию фрагментов древних надгробий и памятников с высеченными на них посвятительными надписями, среди которых наиболее ценными являются посвящение богине Целестис в счастливое путешествие (III век); надпись магистрата с посвящением императору Адриану; алтарь, посвященный богу Солнца и богам Пальмиры, и пр.
Подземная галерея под Капитолийской площадью также связана с галереей Табулариум, откуда открывается великолепный панорамный вид на Римский форум.
Кроме того, Капитолийские музеи включают также здание Palazzo Caffarelli-Clementino, примыкающее ко Дворцу Консерваторов со стороны его двора. Строительство дворца было начато Асканио Каффарелли в 1538г и было завершено лишь к 1680 году. С начала XIX века и до самого конца I Мировой войны в нем находилось посольское представительство Пруссии. В 1918 г строение перешло в собственность города и подверглось частичной реконструкции. Несколько верхних этажей восточного крыла дворца были разрушены и вместо них построена большая терраса (Terrazza Caffarelli). Первый этаж здания частично демонтировали для раскопок Храма Юпитера Капитолийского, где впоследствии создали новый музейный сектор. Первоначально он назывался Museo Mussolini, сейчас – Museo Nuovo.
Тематические экскурсии:
Вечерняя прогулка по Риму в мини-группе
Услышать легенды Вечного города, полюбоваться архитектурой и узнать, что такое артишок «по-римски»
€65 за человека
Рим для ценителей
Секретная библиотека, оптические иллюзии Борромини и древняя аптека с коллекцией ядов
€270 за экскурсию
Фотопрогулка по Вечному городу
Увидеть главные достопримечательности Рима и получить яркие снимки на память
€200 за экскурсию