Система Муниципальных музеев Рима состоит из множества музейных объектов и археологических памятников, имеющих чрезвычайную историческую и художественную ценность. Но главными из них, несомненно, являются Капитолийские музеи. Его коллекции органично связаны с Вечным городом, так как представленные в залах артефакты найдены непосредственно на территории мегаполиса.
В любую историческую эпоху Капитолий всегда оставался стержневым центром – в Древнем Риме он являлся средоточием религиозной жизни города, а со времен средневековья и до наших дней – местом гражданских магистратов и муниципального управления. Поэтому размещение здесь остатков прошлого величия Рима приобретает еще и символическую ценность. Капитолийские музеи, которые были открыты в 1734г., стали первыми в мире, где художественные произведения искусства стали доступны каждому.
Создание коллекции Капитолийских музеев
Дата начала создания старейшего в мире музея известна доподлинно. Кардинал Франческо делла Ровере (1414-1484), всего через несколько месяцев после своего восхождения на папский престол под именем Сикста IV, пожелал подарить народу Рима несколько античных шедевров, находившихся в его личной коллекции. 14 декабря 1471 года из Латеранского дворца в Римский сенат на Капитолийском холме были перемещены части гигантской бронзовой статуи Колосса Константина I – его глава, кисть левой руки и шар. Предположительно, изначально эти фрагменты принадлежали Колоссу Нерона, установленному в Iв. н.э. возле Колизея.
В рамках подготовки к выставке «Мечта Италии – коллекция маркиза Джанпьетро Кампана», проведение которой было намечено в Лувре с 7.10. 2018 по 11.02. 2019г., был обнаружен бронзовый палец древней статуи Константина, части которой находятся в Капитолийских музеях Рима.
Принадлежность фрагмента была подтверждена 17 мая 2018 года в ходе исследовательского проекта по изучению древних техник изготовления античной бронзы, который проводился в Музее Лувра совместно с Центральным институтом исследований Франции.
Бронзовый палец длиной 38см, находившийся в запасниках Лувра с 1863г., был передан музею римским банкиром Giampietro Campana (1808 -1880), собравшего одну из самых больших коллекций греческой скульптуры.
Кроме этого, Сикст IV передал в дар бронзовую эллиническую статую мальчика, вытаскивающего шип из своей стопы (Cosiddetto Spinario), и изваяние Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) – символ Рима. Cкульптуры были выставлены на обозрение на открытой площади возле Палаццо деи Консерватори, чтобы все граждане Рима могли приблизиться к ним и оценить великие шедевры прошлого. Лишь через несколько десятилетий они были перенесены внутрь здания.
Несколько позже, сюда же была добавлена позолоченная бронзовая статуя Геракла – первая скульптура, найденная при раскопках, проводившихся во время понтификата Сикста IV. Будучи большим почитателем древнего искусства, Папа также способствовал сохранению наиболее значительных памятников императорской эпохи – его указом в 1473-1474 гг. была восстановлена знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия из династии Антонионов работы неизвестного автора.Эти древние ценности явились основой создания первого в мире публичного музея.
В 1486 году коллекция пополнилась еще несколькими артефактами – остатками громадной акролитовой статуи императора Константина, найденными при раскопках, проводившихся в базилике Максенция на Палатинском холме. О ее размерах можно судить по хранящимся в Капитолийских музеях фрагментах древнего изваяния – так, например, голова и демонстрирующаяся ступня колосса достигают двухметровой длины.
Физиогномика собрания артефактов была изменена во второй половине XVI века, когда Папа Пий V (1504-1572) решил освободить Ватикан от изваяний, представлявших, по его мнению, языческие образы. Пополнившись художественными историческими свидетельствами нескольких эпох, коллекция значительно увеличились, став эстетически изящной. Постепенно обогащаясь новыми шедеврами прошлого, Дворец Консерваторов уже не мог разместить в своих стенах новые экспозиции – найденные при раскопках Рима древние ценности просто складировались во дворе и в залах Палаццо.
Для хранения артефактов в 1603 году Папа Климент VIII организовал финансирование строительства нового здания. Однако, заложенный при его понтификате (1592-1605гг) еще один дворец – Палаццо Нуово, был завершен только через полвека – в 1654г. С тех пор весь комплекс дворцов на Капитолийском холме, спроектированный Микеланджело Буонарроти, сохранился практически в неизменном виде.
Тем не менее, Капитолийские музеи открылись для всеобщего посещения лишь в следующем веке. В 1734г понтифик Климент XII приобрел коллекцию скульптуры и картин кардинала Алессандро Альбани (1692-1779) – известного мецената и любителя древнего искусства, который на тот момент испытывал финансовые трудности. По желанию понтифика она была представлена на обозрение вместе с прочим собранием древностей. При этом Папа заявил, что только римский народ считается обладателем всего богатства, существующего в Риме, и является законным его наследником. Спустя несколько лет, его преемник – Бенедикт XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини, 1675-1758), дополнил Капитолийские музеи созданием в них картинной галереи. Пинакотека Капитолия содержит приобретенные им коллекции картин семейств Пио ди Савойя и Саккетти.
Возможно Вас заинтересует:
Капитолийские музеи практически ежегодно пополнялись большим количеством все новых артефактов после объединения Италии. Они были добыты в ходе раскопок и хранились на археологическом складе муниципалитета, известного сегодня как Антиквариум.
Сенсационная находка, пополнившая впоследствии запасники Капитолийских музеев, была сделана 22 февраля 1933 года. План строительства в центре Рима новой улицы Via dei Fori Imperiale предусматривал расширение старой узкой via Alessandrina путем сноса располагающихся вдоль нее старых зданий. При демонтаже дома №101 один из рабочих случайно обнаружил тайник – при ударе киркой по кирпичной стене, из образовавшегося отверстия ручьем посыпались золотые монеты.

Проведенным расследованием удалось установить, что владельцем спрятанных сокровищ являлся известный римский антиквар, реставратор и арт-дилер Франческо Мартинетти (Francesco Martinetti), проживавший здесь с 1879 по1895гг. Занимаясь подделкой археологических находок и их реализацией через международный черный рынок, он накопил огромное богатство. Обнаруженные сокровища составили порядка 2529 золотых монет древней и средневековой чеканки – около 20кг золота, ограненных драгоценных камней, а также, более 80 ювелирных украшений, многие из которых составляли утерянную коллекцию драгоценностей семьи Людовизи Бонкомпаньи. Судебный спор, который вели на протяжении нескольких лет наследники Мартинетти, владелец экспроприированного здания, нашедшие клад рабочие и муниципальные власти города, закончился в пользу последних лишь в 1941 году.
В 1997 году в помещениях бывшей электростанции им. Джованни Монтемартини, находящейся на via Ostiense, был открыт филиал Капитолийских музеев. Сегодня Centrale Montemartini, где размещено около 400 древнеримских статуй и прочих археологических находок, является одним из уникальных музеев в мире.
Тематические экскурсии:
Орвието — архитектура и прекрасное вино
Экскурсия в уютный средневековый город — хранитель прекрасных построек и родину белого вина
€200 за экскурсию
Андеграунд Рима
Отсутствие туристов, цветущие дворики, настоящий romanesco, яства тратторий и потрясающий стрит-арт
€105 за экскурсию
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€235 за экскурсию