В надежде постичь тайны Вечного города, в Рим ежегодно устремляются миллионы путешественников со всего мира. Для многих увиденное воочию при посещении музеев и картинных галерей, соборов и базилик становится настоящим открытием, в результате которого приходит осознание, какая пропасть лет отделяет нас от прошлого. Однако помимо публичных собраний и коллекций художественных ценностей мирового значения, здесь есть и практически недоступные места. Секретный Ватикан, достопримечательности которого мало известны обычному туристу, также готов приоткрыть свои двери, предлагая экскурсионные туры в некоторые закрытые зоны Апостольского дворца и Музеев Ватикана.
Скульптура Бернини
Капелла Никколина
Кабинет Масок
Лестница Браманте
Как посетить секретный Ватикан
Scala Regia – лестница Бернини, ведущая к секретам Ватикана
Секретный Ватикан начинается за «Portone di Bronzo» – дверью, охраняемой швейцарскими гвардейцами Папы и расположенной с правой стороны колоннады Собора Святого Петра. За ней находится малоизвестная достопримечательность Ватикана – лестница «Scala Regia».


Поднявшись по лестнице, можно попасть в главный зал Апостольского дворца Sala Regia, предназначенный для приемов высших государственных особ и предваряющий вход в Сикстинскую капеллу.

Великолепно украшенный зал и лестница, ведущая в него, были спроектированы флорентийским архитектором Антонио Сангалло-младшим (1484-1546гг.) для папы Павла III и построены между 1540 и 1573гг.
Спустя столетие, понтифик Александр VII заказал Джованни Лоренцо Бернини перестроить существующую довольно темную и мрачную лестницу, чтобы придать церемониальному входу в Апостольский дворец соответствующее великолепие.
Задача была трудноразрешимой: на относительно узком наклонном участке, ограниченном сходящимися стенами базилики Святого Петра и Сикстинской капеллы, нужно было практически заново возвести подобающего вида строение. В работе, продолжавшейся с 1663 по 1666 год, Бернини использовал ряд архитектурных приемов, широко применявшихся в эпоху барокко. Он придал лестнице форму перспективной колоннады со сводчатым потолком, визуально преувеличив, таким образом, расстояние до ее вершины. Обман зрения усиливали постепенно уменьшавшаяся высота колонн и ширина ведущих вверх ступеней.

Над аркой, предваряющей подъем по ступеням, Бернини поместил герб Папы Александра VII, окруженный ангелами, а промежуточные лестничные марши осветил посредством больших окон.

В вестибюле парадного входа в Апостольский дворец Ватикана, у основания лестницы, в 1670 году была установлена конная статуя «Видение Константина» работы самого Бернини, а несколько позже, в 1725 году, на противоположной от нее стороне Папа Климент IX поместил сделанную Августином Корначчини идентичную статую Карла Великого (742-814), короля франков и лангобардов.

Скульптура Бернини «Видение Константина»
Из-за относительной недоступности это произведение Джованни Лоренцо Бернини мало кто может видеть. Конная статуя императора Константина была заказана Папой Иннокентием X в 1654 году и изначально предназначалась для украшения базилики Святого Петра. Однако когда через год АлександрVII взошел на папский престол, по невыясненным причинам работы были отложены. К этому проекту мастер снова вернулся лишь в 1662г., когда потребовалась масштабная реконструкция лестницы, ведшей в Апостольский дворец.

В своей работе Бернини запечатлел один конкретный момент жизни императора Константина. Перед битвой у Мильвинского моста с языческим императором Максенцием, когда своей молитвенной проповедью Константин благословлял войска, в небе возникли сияющие в лучах солнца христианский крест и слова «In Hoc Signo Vinces» – «С этим знаком ты победишь», придавшие ему уверенность в будущей победе.

Разгромив противника, император Константин совершил триумфальный вход в Рим, предоставив городу религиозную терпимость и освободив христиан от языческих преследований.
Капелла Никколина в Ватикане – достопримечательность для избранных
Секретный Ватикан скрывает в самом сердце Апостольского дворца еще одну, недоступную для многих посетителей Музеев Ватикана достопримечательность – Капеллу Никколина. Вход сюда обычно зарезервирован для посещения высокопоставленных лиц или членов духовенства. Великолепные, хорошо сохранившиеся фрески часовни считаются одним из величайших произведений искусства Италии середины XV века. Они были выполнены итальянским художником Джованни да Фьезоле (Giovanni da Fiesole,1395-1455), более известного как Беато Анджелико, вместе со своим помощником Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, 1420-1497) в период между 1447 и 1448гг. Особая значимость древних фресок состоит в том, что большая часть росписи Капеллы Николина сделана в золоте, впервые привезенном Христофор Колумбом из Нового Света.

Тема росписей, покрывающих три стены часовни, посвящена первым христианским мученикам – Св.Петру, Св.Лаврентию и Св.Стефану, и иллюстрируют некоторые эпизоды их жизни. Фрески на четвертой, надалтарной стене не сохранились. Однако из дошедших до сегодняшнего дня исторических источников известно, что ранее на ней присутствовала сцена «Снятие с креста», описанная в Евангелие.
На потолке, разделенном на четыре участка, преобладает изображение четырех евангелистов, основывавших христианское учение.

Крошечная Капелла Николина находится недалеко от комнат Рафаэля, в самой древней части Дворца – в двух последних этажах башни, построенной папой Иннокентием III (1198-1216) для защиты существовавшего ранее Палаццо. Ее название связано с именем Папы Николая V (Tommaso Parentucelli,1447-1455), который использовал помещение в качестве личной часовни.
Кабинет Масок
Посещая Музей Пио Клементино, входящий в комплекс музеев Ватикана, многие не подозревают, что за одной из его многочисленных дверей скрывается зал, практически недоступный для обычных туристов – Кабинет Масок (Gabinetto delle Maschere). В нем секретный Ватикан хранит отлично сохранившуюся напольную мозаику, обнаруженную в Тиволи на вилле Адриана в 1780 году, которой архитектор Микеланджело Симонетти украсил пол этого помещения, после чего зал и получил свое название.

Когда-то, эти четыре мозаики изначально украшали неизвестную сегодня виллу в том же Тиволи, и спустя 150 лет были повторно использованы в так называемом Императорском дворце на вилле Адриана. Исполненные в невероятной технике opus verticulatum, они были извлечены из разных участков дворца. На мозаиках представлены три удивительные маски, датируемые примерно 60-50гг. до н э., и один живописный деревенский пейзаж.

Эта комната, являвшаяся ранее покоями папы Иннокентия VIII (1484-1492), была перестроена под музейный зал по заказу папы Пия VI (1775-1799) итальянским архитектором Алессандро Дори (Alessandro Dori, 1702-1772).
Кроме того, Секретный Кабинет Масок в Ватикане украшают лепнина и картины художников Доменико де Анджелис и Кристоферо Унтерпергера. Вдоль стен с барельефами сцен из жизни Геракла представлено большое количество полуобнаженных женских скульптур, среди которых наибольшее внимание привлекают:
- статуя богини Афродиты, являющаяся одной из лучших известных римских копий оригинальной греческой скульптуры «Афродиты из Книдоса» древнегреческого ваятеля Праксителя (396-326 г. до н.э.);
- знаменитая скульптурная группа «Три грации», символизирующая радость, красоту и благодать, которая заметно повлияла на творчество многих художников эпохи Возрождения;
- статуя Нимфы – небольшая скульптура II века н.э., найденная рядом с церковью Сан Эусебио на Эсквилине;
- древняя скульптура «Афродита Анадиомена, выходящая из воды»;
- очаровательная статуя «Пьяный сатир», выполненная в красном мраморе «россо антико», глаза которой до сих пор сохранили оригинальное покрытие белой глазурью.

Кроме того, Секретный зал Ватикана предоставляет посетителям возможность воочию увидеть оригинал уникального папского стула – sedia stercoraria, сделанного из красного мрамора, добытого в карьерах у мыса Матапан в Греции. Его предназначение многократно обсуждалось историками, вызывая отчаянные споры.

Согласно легенде, этот стул являлся неотъемлемым предметом во время церемонии восхождения очередного понтифика на папский престол. Каждый новый Папа, усаживаясь на него, подвергался тщательной проверке на предмет того, что он не является женщиной. Это предание связано с легендой о Папессе Иоанне, возглавлявшей Святую церковь в 853-857гг.
Тематические экскурсии:
Вечерняя прогулка по Ватикану
Насладиться знаменитыми произведениями искусства в галереях ватиканских музеев
€235 за экскурсию
Музеи Ватикана и Собор Святого Петра в темпе piano-piano
Вдумчивое и вдохновляющее свидание с шедеврами мировой культуры
€200 за экскурсию
По музеям Ватикана с историком искусств
Сикстинская капелла, Собор Святого Петра, мировые шедевры, тайны и сокровища Римских пап
€234 за экскурсию