Via Nazionale – одна из главных улиц Рима, с которой многие туристы начинают свое знакомство с Вечным городом. Фактически Виа Национале связывает вокзал Термини, куда прибывает большинство гостей итальянской столицы, с Императорскими форумами и, по сути, с Виа деи Фори Империали и Пьяцца Венеция. Она частично повторяет путь древнеримской дороги Vicus Longus, проходившей по долине Сан Витале и соединявшей вершину Квиринала с густонаселенным древнеримским районом Субура.
Виа Национале относится к двум историческим районам города – Монти (от Пьяцца делла Репубблика до Виа Агостино Депретис и Виа Куатро Фонтане, доходящей до одноименного перекрестка) и Кастро Преторио (до Ларго Маньянаполи, откуда великолепно просматривается средневековая Башня Милиции, а в двух шагах находится вход на Рынки Траяна).
Общая протяженность улицы Национале составляет около километра. Ее проезжая часть выложена брусчаткой из темного порфира – сампьетрино, получившей название благодаря использованию камня при мощении площади Святого Петра в Ватикане. Общенациональная идея Via Nazionale подчеркивается ее пересечением с улицами Торино, Фиренце, Наполи, Венеция, Дженова и Милано, а также просматривающийся с площади Республики и постепенно приближающийся монументальный Витториано.
История Виа Национале
Все началось с приобретения архиепископом Франческо Саверио де Мèроде (1820-74 гг.), считающимся главным героем первого этапа урбанизации Рима, малозаселенного района долины Сан Витале, окружающего одноименную древнехристианскую церковь. Франческо понимал перспективы дальнейшего использования территории, ведь этот участок земли раскинулся не где-нибудь, а между строящимся тогда вокзалом Термини и центром города. Мечтой де Мèроде было создание современного района, однако ему удалось построить лишь три здания с использованием недорогих материалов. Они оформили начало названной в честь Папы Пия IX – Страда Нуова Пиа (историческая Страда Пиа – это нынешняя Via XX Settembre, идущая до Порта Пия).
Между 1867 и 1872 годами Франческо договорился о продаже земли муниципалитету Рима, реализовавшему прокладку улицы, получившей новый топоним – Виа Национале, в честь молодого итальянского государства. Изначально ее планировали проложить до Тибра, но на карте Рима 1901 года Via Nazionale дошла лишь до площади Венеции, как и в проекте, задуманном де Мероде. Лишь после Первой мировой войны участок дороги за Ларго Маньянаполи получил название Via Quattro Novembre (в память о подписании мирного договора между Италией и Австрией в 1918 г.) и далее – Виа Чезаре Баттисти (национальный герой Италии, казненный в австрийском плену в 2016 г.), где расположен Палаццо Валентини с уникальным археологическим комплексом Домус Романе.
Строительство Виа Национале привело к сносу остатков Терм Константина и вырубке части холма, до сих пор служащего основанием расположенной на улице виллы Альдобрандини.
Основные достопримечательности
«Первое здание, построенное в этом новом Борго в период с 1868 по 1870 годы» – написано на мемориальной доске, прикрепленной к скромному зданию под №5, на углу с Виа Торино. Это – одно из трех вышеупомянутых зданий, построенных архиепископом де Мероде.
В следующем здании №7, датируемом 1874 годом, находится отель Quirinale, ставший первой крупной гостиницей новой столицы объединенной Италии. Он был построен по заказу амбициозного Доменико Костанци из Мачераты и по его же поручению в 1880 году соединен подземным переходом с тыльной стороной Оперного театра (Teatro dell’Opera). В гостинице, очевидно, проживали известные музыканты и художники, о чем свидетельствует мемориальная доска: «В этом отеле Джузеппе Верди снимал комнату и из этого окна показывал себя ликующим людям по прибытии на первое исполнение оперы Фальстаф в Риме 13 апреля 1893 г.».
Сан Паоло дентро ле Мура
На той же стороне Виа Национале, под №16а, расположена англиканская церковь Сан Паоло дентро ле Мура (внутри стен). Она стала первой в Риме некатолической церковью после падения Папского государства. Здание возводилось между 1873 и 1880 гг. по проекту архитектора Джорджа Эдмунда Стрита, по заказу преподобного Ричарда Нервина, главы Епископальной протестантской конгрегации, присутствовавшей при Американской дипломатической миссии Папского двора.
Церковь выполнена в романо-готическом стиле, а ее полосатый фасад из красного кирпича и белого травертина явно выделяется на фоне окружающей застройки. Великолепная внутренняя акустика позволяет проводить здесь концерты классической музыки.
Сан Витале
На другой стороне Виа Национале, под №194В, находится древнехристианская церковь Святых Витале, Валериа, Червасио и Протасио в Фовеа, или, как ее называют, – базилика Сан Витале. Мимо нее сложно пройти, так как только это здание расположено на несколько метров ниже уровня улицы, а вход внутрь предваряет лестница с 33 ступенями. Храм был воздвигнут на завещанные благочестивой матроной Вестиной средства и освящен в 402 году папой Иннокентием I.
Радикальная реставрация трехнефной базилики проводилась при Сиксте IV в 1475 году, когда по причине разрушений ее уменьшили до одного нефа. Спустя столетие разрушающийся храм Сан Витале восстановили по воле Климента VIII, а в конце 1930-х гг. к портику добавили старинные колонны.
Базилика Сан Витале является одним из самых ценных христианских достопримечательностей Рима. Вплоть до прошлого столетия она была хранителем выдающегося наследия благотворительности. Здесь каждую пятницу бесплатно раздавали хлеб бедным жителям города, согласно завещанию римского джентльмена Франческо Силлы. Базилика открыта ежедневно с 07:45 до 19:00.
Палаццо делле Эспозициони
Следующее здание №194 по Виа Национале – Палаццо делле Эспозициони, построенное в 1883 году по проекту Пио Пьячентини, отца градостроителя эпохи Дуче – Марчелло Пьячентини. Здание Выставочного центра имеет двойной лестничный пролет, ведущий к монументальному входу с колоннами, пилястрами и рельефами. На фронтоне – скульптурная группа Глории. Изначально выставки изящных искусств планировалось возобновлять каждые два года (биеннале), но затем – срок увеличили до четырех лет (квадриеннале).
В 1986 году Палаццо делле Эспозициони закрыли по причине аварийного состояния, переместив выставки во Дворец конгрессов в EUR. Двери экспозиционного центра вновь распахнулись для широкой публики в 1990 году. Следует отметить, что здание стоит на территории Домусов знатных римлян императорской эпохи. Во время раскопок, проведенных при заложении фундамента палаццо, была обнаружена древняя мозаика с изображением «Сцены на берегу Нила», которая сегодня хранится в музее Чентрале Монтемартини. Кроме выставочных площадок, в Палаццо делле Эспозициони есть кинотеатр, книжный магазин, ресторан и кафе Esposizioni, конференц-залы и лаборатории. Дворец открыт с 08:00 до 19:00 (20:00).
Туннель Умберто I
На Виа Милано, со стороны левого фасада Палаццо делле Эспозициони, расположен туннель Умберто I (Traforo Umberto I). Он назван в честь второго короля объединенной Италии, который правил страной с 1878 по 1900 гг. и был убит в Монце анархистом Гаэтано Бреши. Туннель длиной 347 м проложен под садами Квиринальского дворца выходит на Виа дель Квиринале, соединяя район Монти и Треви. Его построили в 1905 году по проекту архитектора Вивиани.
Первоначально туннель был облицован белой керамической плиткой, но позже ее частично удалили по причине быстрого загрязнения и постоянных чисток за счет муниципальных средств. Во время Второй мировой войны здесь сооружали временное пристанище для беженцев и вынужденных переселенцев. С боковых сторон туннеля Умберто I расположены лестничные подъемы для пешеходов.
Тематические экскурсии:
Рим для кофеманов
Пройти по лучшим римским кофейням в компании профессионального бариста
€250 за экскурсию
Из Рима в Нарни. Хроники волшебной Умбрии
Путешествие в загадочный и чудесный средневековый город-крепость на вершине зеленого холма
€150 за экскурсию
Гастрономическая прогулка по Риму
Попробовать местные деликатесы и заплутать в лабиринте живописных улочек
€150 за человека