После восстановления в 1570 году древнего акведука Aqua Virgo, по указанию папы Григория XIII Бонкомпаньи были начаты работы по строительству сети подземных каналов, чтобы наиболее густонаселенные районы Рима были обеспечены живительной влагой. Для этих целей в 1575-1576гг. на площади Навона были построены два резервуара, из которых жители окрестных домов могли набирать питьевую воду. В ее северной части по проекту архитектора Джакомо делла Порта был сооружен фонтан для семьи Кальдерай, проживавшей поблизости, и получивший название Фонтан Нептуна. В южной части площади, напротив дома семьи Памфили, Джакомо делла Порта поместил еще один такой же мраморный резервуар, известный сегодня как Фонтан Мавра.

Изначально громадная мраморная ванна фонтана была размещена на приподнятом над поверхностью площади основании и окружена невысокой балюстрадой из травертина. Для украшения резервуара Джакомо делла Порта использовал четыре скульптуры, представлявшие собой изваяния тритонов – очеловеченных фигур морских монстров. Они были сделаны в 1575 году скульпторами Simone Moschini, Taddeo Landini, Egidio della Riviera de Malines и Giacobbe Silla для фонтана Трулло на Пьяцца дель Пополо, однако по своим размерам оказались несколько великоваты для его небольшого резервуара, что нарушало его общие пропорции.

Фигуры морских монстров, играющих на букчинах, он дополнил несколькими скульптурными группами масок, помещенных промеж двух дельфинов, а центральную часть бассейна скромно украсил небольшой горкой скального камня.

В 1651 году фонтан на южной оконечности площади Навона подвергся кардинальной реконструкции. К этому времени на площади было закончено строительство Палаццо Памфили для семьи Папы Иннокентия X. Его невестка Донна Олимпия Майдалькини, будучи своенравной и высокомерной женщиной, заявила своему высокопоставленному родственнику, что площади требуются более впечатляющие фонтаны. В этой связи Папа решил возвести по центру площади еще один – монументальный фонтан Четырех рек, а заодно реконструировать прежний, находившийся прямо под окнами дворца.
Привлеченный для выполнения этих работ Джованни Лоренцо Бернини, в своем проекте расширил резервуар строительством более широкого внешнего бассейна, повторяющего формы внутреннего, удалив при этом ступени, ведшие к чаше на постаменте и ее ограждение. Однако скульптурная группа, представлявшая собой большую раковину с тремя дельфинами и помещенную Бернини в центре фонтана в качестве его нового украшения, категорически не нравилась Папе. В 1655 году ее изъяли и переместили на виллу Донны Олимпии на Яникуле, а вместо нее была установлена мраморная статуя, изображающая мускулистую мужскую фигуру с явно не европейскими чертами и телосложением. За это статую сначала называли «эфиопской», а затем «мавританской». Несмотря на то, что скульптура в действительности изображает владыку морей Нептуна, изначальное название – Фонтан Мавра сохранилось вплоть до наших дней.

Статуя была изготовлена скульптором Джованни Антонио Мари в мастерской Бернини и по его эскизам. Гениальный мастер всегда старался представить в своих фонтанах определенное логическое обоснование истечения воды, и Фонтан Мавра на площади Навона не стал исключением. Она вытекает в чашу фонтана из раскрытого зева громадного дельфина, которого удерживает за хвост стоящая на морской раковине мощная фигура, вышедшая из пучины.
Возможно Вас заинтересует:
При капитальной реставрации в 1874 году все скульптурные группы Фонтана Мавра на площади Навона были заменены копиями, изготовленными скульптором Луиджи Амичи. Оригинальные статуи сначала отправили на хранение на виллу Боргезе, а затем поместили в экспозицию Национального музея Рима.
Тематические экскурсии:
Орвието — архитектура и прекрасное вино
Экскурсия в уютный средневековый город — хранитель прекрасных построек и родину белого вина
€200 за экскурсию
Понять и влюбиться в работы великого Караваджо
История жизни мастера и его культурной революции
от €155 за экскурсию