Высокая каменная ограда виллы Торлония, опоясывающая целый городской квартал в римском районе Номентано, скрывает за своими стенами одну из наиболее интересных исторических достопримечательностей Рима: Кази́но Но́биле (Casino Nobile).«Благородный Дом» стоит на земле, принадлежавшей до середины XVIII века благородному роду Памфили. Выкупленный у них семейством Колонна земельный надел был перепродан банкиру Джованни Раймондо Торлония в 1797 году. Он сам и его наследники многое сделали для обустройства своего семейного гнезда – в разное время было построено несколько зданий, а территорию, ранее использовавшуюся для сельскохозяйственных нужд, превратили в шикарный сад.
Казино Нобиле — главное здание виллы Торлония
Проект главного здания виллы Торлония – Кази́но Но́биле, в 1802 году разработал Джузеппе Валадье. Итальянский ювелир и архитектор к тому времени уже прославился своей предыдущей разработкой Пьяца дель Пополов Риме. Он расширил прежнюю структуру здания просторными боковыми верандами и террасой.
Тыльный фасад здания Кази́но Но́биле, выходящий в парк виллы Торлония
Центром дворца Валадье сделал столовую (Salle a manger), которая сегодня известна как Бальный зал.
Бальный зал Казино Нобиле на вилле Торлония
Помещение с одним полукруглым окном наполнялось светом, отраженным от больших зеркал, размещенных на стенах, что создавало иллюзию большого пространства. Зал был украшен изящной лепниной, фресками художника Доменико дель Фрай и десятком гипсовых барельефов работы Антонио Канова.
После смерти Джованни Торлония в 1832 году, его сын Алессандро поручил художнику и архитектору Джованни Баттиста Каретти добавить фамильному дворцу еще большее великолепие и величие. Чтобы сделать Кази́но Но́биле более заметным для тех, кто прибывает в Рим по Номентанской дороге, к юго-западному фасаду здания Каретти добавил пронаос (пристройку перед входом) с величественной колоннадой, увенчанной треугольным фронтоном с терракотовым барельефом Ринальдо Ринальди «Возвращение торжествующего Вакха на колеснице, запряженной тиграми».
Барельеф Ринальдо Ринальди «Возвращение торжествующего Вакха на колеснице, запряженной тиграми»
Внушительный и монументальный аспект дворца он дополнил широкими ступенями, ведущими к кардонате с колоссальными древними статуями (ныне утраченными).
Но самая обширная реконструкция была произведена Джованни Каретти во внутренних помещениях Кази́но Но́биле, которые он украсил произведениями талантливых художников и ремесленников. В вестибюле первого этажа, облицованного мрамором цвета персик, до сих пор можно видеть две скульптуры из каррарского мрамора работы Бартоломео Кавачеппи (1717 – 1799), являющимися копиями найденных в окрестностях виллы Адриана в Тиволи статуй Милосердия и Капитолийской Пандоры II века до н.э.
Один из вестибюлей Кази́но Но́биле
В одном из залов Кази́но Но́биле, именуемом сегодня Палатой итальянских художников и поэтов, Пьетро Паолетти (1801 – 1847) были написаны 32 портрета выдающихся мастеров итальянского искусства – Данте, Петрарки, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и других.
Портреты Леонардо да Винчи и Тициана в Зале итальянских поэтов и художников
Расписанный в готическом архитектурном стиле, зал Поэтов украшает статуя Дианы Габины работы неизвестного автора. Она является чугунной копией римской статуи, найденной при раскопках в Габии в 1792г. Ее мраморный оригинал, выполненный Праксителем в 346 – 345 гг. до н. э. для храма Артемиды в Афинах, сегодня хранится в Лувре.
Статуя Дианы Габины со следами оставшейся позолоты. Автор неизвестен
Отели возле Виллы Торлония
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Виллы Торлония - тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Великолепный Зал Вакха с полом из красочной мозаики украшен фресками Франческо Подести (1800 – 1895). На них художник изобразил Бахуса – бога виноделия и веселья в древнегреческой мифологии. Декоративное обрамление картин выполнил сам Каретти.
Комната Алессандро является зеркальным отображением Зала Вакха. Она украшена лепными фризами и фресками, рассказывающими о некоторых эпизодах из жизни Александра Македонского, с которым себя отождествлял Алессандро Торлония.
Настенная роспись в комнате Алессандро. Фрагмент
Пол зала, разработанный Карло Сени, имитирует этрусскую мозаику, а свод потолка расписан Франческо Коетти (Francesco Coghetti), с изображениями триумфа Александра Македонского в Вавилоне.
Роспись потолка в комнате Алессандро
Когда-то комната использовалась как столовая, о чем свидетельствует расположенная вдоль стен мебель.В нишах стен находятся запечатленные в различных действенных актах мраморные статуи Апполона и Музы, выполненные молодыми зодчими скульптурной школы Пьетро Тенерани.
Комната Алессандро
Рядом с залом Алессандро Торлония находится Египетская комната. Вдохновленный драматической историей любви римского полководца Марка Антония к царице эллинистического Египта Клеопатре VII Филопатор, князь заказал итальянскому художнику Луиджи Фиорони ряд фресок из жизни именитого военачальника. Они повествуют о некоторых сценах из «Истории Клеопатры» – встреча Антония с Клеопатрой, коронация, и Клеопатра, стоящая на коленях перед Антонием. Картины вставлены в сложный декор из иероглифов и ложных архитектурных элементов, имитирующих базальт.
Одна из фресок Луиджи Фиорони в Египетской комнате
С 1925г. вилла Торлония была передана в аренду Бенито Муссолини за 1 лиру в год (!). Сделав Казино Нобиле своей государственной резиденцией, он проживал там со всей семьей вплоть до 1943 года. В обнаруженных на территории виллы катакомбах подземного древнееврейского кладбища диктатор даже построил два бункера.
Бенито Муссолини с семьей на вилле Торлония
При реставрационных работах, проводимых в 1995-97гг., в подвале Театра Торлония были случайно обнаружены некоторые оригинальные предметы мебели – шкафы, стулья, несколько тумбочек и даже кровать, принадлежавшие сначала Джованни Торлония-младшему, а затем перешедшие в пользование Бенито Муссолини.
Спальное ложе Джованни Торлония-младшего, сделанное из вяза с отделкой орехового дерева
После окончания Второй мировой войны пришедшее в запустение княжеское владение долгие годы находилось в заброшенном состоянии, пока в 1978 году не было приобретено мэрией Рима. Муниципальные власти, после реструктуризации земель и проведения реставрационных работ, сделали виллу Торлония общественным достоянием, превратив более 13 гектаров территории в городской парк с искусственными озерами, несколькими открытыми для посещения музеями и театром.
Ближайшая станция метро: линия В, станция Policlinico
Как добраться
От вокзала Термини: автобус 66 (в направлении Маркса), сойти в Номентана-Реджина Маргарита + пешком 5 мин. С Пьяцца Барберини: автобус 62 (в направлении Тибуртина), сойти на Номентана-Триест + 5 мин. пешком.
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов!
Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.