Говорят, что в Древнем Риме было больше статуй, чем жителей. Правда ли это? Общеизвестно, что римляне были непревзойденными инженерами и архитекторами – возведенные ими в античные времена монументальные строения на протяжении сотен лет вызывали восхищение у многих поколений, а прекрасные в архитектурном плане виллы, многочисленные домусы и прочие сооружения украшались с необыкновенно изысканным вкусом талантливыми ваятелями. Тем не менее, дошедшие до наших дней скульптуры Древнего Рима лишь фрагментарно свидетельствуют об этом. Почему же так случилось?
Многие античные бронзовые и мраморные скульптуры Рима были уничтожены еще до распада великой империи из-за предрассудков, связанных с введением христианства. А в моменты опасности, становясь на защиту города при варварских вторжениях, сами римляне, не колеблясь, разбивали великолепные статуи на куски, сбрасывая их с городских стен на головы атакующих. Мрамор Рима безжалостно уничтожался – облицовочные плиты древних зданий и изувеченные мраморные скульптуры, разбитые на мелкие части, после отжига вновь превращались в обычный известняк, использовавшийся в качестве строительного материала.
Произошедшие исторические события и Время не пощадили уникального наследия прошлого. Это приводит к пониманию, почему большая часть древней скульптуры Рима представлена в его музеях лишь фрагментарно. Сегодня в Музеях Ватикана и Капитолия, в Галерее Боргезе и в Палаццо Массимо, на Вилле Джулия и Термах Диоклетиана хранятся многие найденные при раскопках артефакты, собиравшиеся на протяжении нескольких веков Папами, кардиналами и знатными аристократическими семьями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. Увидеть знаменитые скульптуры Древнего Рима можно в музеях, которые представлены в нашем небольшом обзоре.
[sp-1]
Истоки
Свои истоки скульптура Древнего Рима (в обширном значении этого термина) берет из греческой классической скульптуры. Благодаря близкому географическому соседству с районами Великой Греции, в Рим привозилось огромное количество восхищавших римлян эллинистических статуй, которые тщательно изучались и воспроизводились в многочисленных копиях древнеримскими скульпторами.
Распространение эллинистического скульптурного искусства было обусловлено, прежде всего, экспансией римлян в сторону Великой Греции и привлечению древнегреческих мастеров к украшению частных владений римской знати. В дальнейшем это привело к слиянию этрусско-римских традицией и греческого классицизма. Таким образом, в течение нескольких веков греческая скульптура представляла основу и вдохновение для древнеримского искусства.
Скульптура Древнего Рима являлась также важнейшим средством политической пропаганды, представляя собой своеобразный инструмент для достижения определенной цели или убеждения народных масс. Посредством этого вида изобразительного искусства император-тиран или неугодный политик мог быть наказан особой формой посмертного наказания «damnatio memoriae» (проклятием памяти), предусматривающего уничтожение его скульптурных изображений, настенных надписей или упоминаний в летописях, как это было, например, с императором Нероном.
Где же сосредоточены сокровища Вечного города?
Коллекции древней скульптуры Рима в Музеях Ватикана
Огромное собрание скульптур Древнего Рима находится в Музеях Ватикана, основанного Папой Юлием II (Джулиано делла Ровере,1443-1513) и открытого для посещений в 1771 году по указу Папы Климента XIV.
Здесь расположено несколько музеев древней скульптуры разных эпох:
- Музей Пио Кристиано, где представлены образцы ранней христианской скульптуры;
- Григорианский музей этрусков, где собраны этрусские древности;
- Григорианский музей Профано, в экспозиции которого находятся классические оригиналы Древней Греции;
- Музей Кьярамонти, состоящий из нескольких галерей, в которых представлены около тысячи античных скульптурных предметов – бюстов, погребальных саркофагов, фризов и пр.;
- Музей Пио – Клементино с коллекцией классической римской скульптуры;
- Египетский музей, в девяти залах которого размещены привезенные из древнего Египта статуи, настенные украшения и архитектурные элементы.
Советуем прочитать:
Музеи Ватикана: коллекции и собрания, открытые для посещенияЭкспозиции древней скульптуры в Национальном Музее Рима
Здесь хранятся коллекции скульптуры, непосредственно связанные с историей Древнего Рима. Основанный в 1889 году как Музей Археологии, он был полностью реорганизован под эгидой Управления археологического наследия города в 1991 году и сегодня размещается на нескольких выставочных площадках: Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, Термы Диоклетиана, Палатинский Антиквариум и Крипта Бальби.
Палаццо Массимо
Шедевры древней римской скульптуры представлены на первом этаже музея: начиная с эпохи императоров Флавиев и до поздней античности, которые, в своем большинстве, являются переработанными мраморными копиями греческих оригинальных статуй. Здесь же находятся две уникальные бронзовые древнегреческие скульптуры, найденные в Риме в 1885 году – «Квиринальский боксер» и «Эллинический принц».
Советуем прочитать:
Палаццо Массимо: две скульптуры, поражающие воображениеПалаццо Альтемпс
В одном из залов дворца, построенного в XV веке для семьи Риарио, находится раздел «История коллекционирования», где представлено собрание древней скульптуры из коллекций Бонкомпаньи-Людовизи, семей Маттеи и Альтемпс. Одно из центральных мест экспозиции занимает уникальная скульптура «Самоубийство Галата», являющаяся римской мраморной копией Iв до н.э., сделанной с бронзового греческого оригинала, датируемого 230-220 гг.до н.э.
[terravision]
Палатинский Антиквариум
Расположенный на холме Палатин музей был основан во второй половине XIX века, для размещения древних скульптур, обнаруженных в окрестностях холма во время археологических раскопок, производившихся при Наполеоне III. В небольшом двухэтажном здании представлены археологические материалы, связанные непосредственно с историей Палатина – скульптурные произведения времен республиканской эпохи, а также раннего имперского периода времен Августа и Юлия-Клавдия.
Скульптуры Древнего Рима в Капитолийских музеях
Основанный Папой Сикстом IV в декабре 1471г., старейший музей Рима, находящийся на Капитолийском холме, открыл свои двери для публики в 1734 году, став первым в мире общественным музеем, в котором произведения художественного искусства стали доступны для каждого. Подробнее о создании коллекции Капитолийских музеев можно прочитать здесь.
Статуя Геркулеса Капитолийского
Древняя скульптура из позолоченной бронзы была обнаружена при раскопках на Бычьем форуме Древнего Рима во время папства Сикста IV (1471-1484гг). По оценкам историков, она была сделана во II веком до н.э. и являлась статуей поклонения в языческом храме Геркулеса Победителя.
Капитолийский Брут
Бронзовая статуя, по оценкам историков, является одной из самых древних, найденных когда-либо на территории Вечного города – она датируется 300-275гг. до н.э. Бюст, считающийся шедевром античной скульптуры Древнего Рима, представляет портретный образ основателя Римской республики и одного из первых ее консулов Луция Юния Брута (545-509гг. до н.э.).
Сходство было обнаружено при сравнительном анализе портрета на римских монетах чеканки 59-43гг. до н.э., выпущенных его предполагаемым потомком – Марком Юнием Брутом, убийцей Юлия Цезаря. При раскопках в XVI веке была найдена лишь хорошо сохранившаяся голова, глазные яблоки которой инкрустированы слоновьей костью. Предположительно, она являлась частью большой статуи, которая была потеряна.
Мальчик, извлекающий занозу
Эта знаменитая скульптура Древнего Рима являлась одной из самых копируемых на протяжении всей эпохи Возрождения – во многих музеях мира находятся разные версии древней бронзовой статуи из Капитолийских музеев. Скульптура воплощает легенду, согласно которой пастушонок из провинции Виторкьяно (Vitorchiano) бежал в Рим, чтобы предупредить его жителей о приближении этрусских племен, не обращая внимания на боль, причиняемую впившейся в ногу занозой. Маленький герой присел вытащить ее лишь после выполнения своей благородной миссии.
Древняя скульптура, датируемая III-Iвв. до н.э., была одной из античных бронз, составлявших самую первую коллекцию, подаренную городу Папой Сикстом IV в 1471г. Во времена Наполеоновского нашествия она была перевезена в Париж, где оставалась до 1815 года.
Амур и Психея
Мраморная скульптура «Амур и Психея», хранящаяся в Капитолийских музеях, является римской копией I-II веков н.э. позднеэллинистского оригинала. Она была случайно найдена в виноградниках на Авентинском холме городского района Рипа в Риме в феврале 1749 года и тогда же, по указанию Папы Бенедикта XIV, передана в коллекцию музея.
Кроме представленных в нашем небольшом обзоре музеев, некоторые древние скульптуры Рима можно увидеть также на вилле Джулия, где в основном представлены предметы доримского периода Древней Этруссии, в галерее Боргезе, в художественных галереях Палаццо Дориа-Памфили, Палаццо Колонна, Палаццо Спада и во многих других местах Вечного города.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Полезные подборки:
- По следам Великих - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
- Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
- Музеи Ватикана - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Делимся опытом!
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
- Арендовать авто: Rentalcars и Discover
- Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
- Шатлы из аэропорта: Terravision
- Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway